АвиаПорт.Ru
22 августа 2016, 17:03
Качество обслуживания пассажиров: начало
Статья старшего партнёра компании Рэдиум Инвестиции В.Титарёва адресована тем, кто разделяет убеждения о пассажире, как главной фигуре в процессе авиаперевозки, и о качестве - как главной цели аэропорта
И вот с заботой о пассажире и под флагом качества мы должны начинать двигать фигуры на огромной шахматной доске (это, скорее, напоминает комбинацию маджонга). Ведь даже простая, казалось бы, пара "пассажир-качество" уже даёт нам большое количество задач. Международный совет аэропортов (ACI), объединяющий собственников более 1 700 аэропортов в 174 странах, ежегодно проводит оценку аэропортов по программе "Качество обслуживания в Аэропортах" (ASQ). Методика оценки ASQ ACI включает в себя 36 параметров. Но даже если вы идёте своим особым путём, выбор точек входа не прост. С чего начать?
Процесс обслуживания пассажиров - это совокупность десятков и сотен отдельных операций. А построение системы качества обслуживания пассажиров - сложная и кропотливая работа. Поэтому первым делом нужно определить ответственных лиц, собрать команду единомышленников. В аэропортах группы "Базэл Аэро", первой начавшей внедрение "бережливого производства" в индустрии, за качество отвечали созданные в каждом аэропорту отделы развития производственных систем. В "Аэропортах Регионов" также в каждом аэропорту существуют структуры, отвечающие за качество, а на позицию директора по качеству управляющей компании был приглашён специалист из-за рубежа. В Омске мы создали дирекцию по стратегии и качеству, на позицию руководителя которой я пригласил менеджера из Калининграда.
Кому заниматься ясно. Теперь чем заниматься. Здесь я буду опираться на опыт в Омском аэропорту, поскольку там довелось начинать работу в области качества практически с нуля. Этот процесс мы запускали, решая последовательно следующие группы задач:
- Выявление уровня ожиданий пассажиров, обеспечение обратной связи, бенчмаркинг;
- Анализ процессов, разработка и внедрение системы показателей качества обслуживания пассажиров, контроль показателей качества;
- Реинжиниринг бизнес-процессов, обеспечение баланса между качеством, затратами и прибылью;
- Регламентация процессов, создание рабочих инструкций и памяток, работа с персоналом;
- Формирование имиджа аэропорта как ориентированного на качество обслуживания.
Выявление уровня ожиданий пассажиров, обеспечение обратной связи, бенчмаркинг
Со становлением в России рыночной экономики у потребителя появился выбор, и он перестал довольствоваться только тем, что дают. Люди стали много летать и имеют возможность сравнивать. Теперь им угодить сложнее, чем во времена железного занавеса. Неизбежно пассажиры задаются вопросами: почему в одном аэропорту регистрацию мы проходим быстро, а в другом стоим в нескончаемой очереди и раздражаемся от долгого ожидания? Почему в одном аэропорту мы только заходим в терминал после прилёта и сразу видим свой чемодан на багажной ленте, а в другом нам приходится полчаса стоять и ждать, пока эта самая лента хотя бы начнёт вращаться?
На одной из встреч Гаррета Джонстона "с народом", на которой мне посчастливилось побывать, я услышал от него тезис, с которым согласен на все 100%. Сегодня вы всегда находитесь в глобальной конкуренции, даже если вы открываете парикмахерскую. Все ваши клиенты хорошо представляют, как это устроено "там". И сравнивают качество вашего товара или услуги не с соседним ларьком / парикмахерской / цехом / колхозом, а с "мировым" уровнем.
Поэтому если раньше удовлетворённость у пассажира была "автоматической" (будь счастлив, что билет на самолёт достался), то сейчас его удовлетворённость услугами аэропорта формируется тогда, когда досмотр на входе в терминал не заставил его 20 минут оттаптывать друг другу ноги в толпе "стремящихся", когда зарегистрировали быстро, когда на предполётном досмотре вежливо, когда в автобусе не маринуют по четверти часа…
Вот зачем всё это необходимо учитывать, набирать статистику, выявлять уровень ожидаемого качества и стараться оптимизировать соответствующим образом процессы, выстраивая систему качества. Безусловно, для построения системы качества обслуживания на том или ином уровне, необходимо этот уровень определить. И здесь мы использовали несколько групп инструментов:
- Работа с пассажирами: опросы, анкетирование. Ранее эти инструменты использовались не систематически, а их результаты не учитывались в дальнейшей работе.
- Налаживание каналов обратной связи. Как я уже писал, обратная связь с пассажирами существовала. Осуществлялась она через официальный сайт аэропорта или телефонное обращение в справочную службу - поступала жалоба, затем она проверялась и по итогам направлялся ответ. Точка. Каких-либо корректировок в работу служб при этом не вносилось. Теперь мы стали анализировать жалобы и обращения, рассматривая их не как проблемы, а как возможности для повышения качества. Мы ставили на их основе конкретные задачи и контролировали их исполнение. Кроме того, полезно организовать дополнительные каналы (социальные сети) и использовать альтернативные инструменты обратной связи. Всё это существенно расширяет возможности исследования уровня ожиданий пассажиров.
- Бенчмаркинг позволял нам понимать, какое место на рынке (в отрасли) занимает Омский аэропорт по целому ряду показателей, то есть насколько эффективна его система качества.
Анализ процессов, разработка и внедрение системы показателей качества обслуживания пассажиров, контроль показателей качества
Анализ процессов, имеющих отношение к обслуживанию пассажиров, позволил диагностировать существенные пробелы в качестве обслуживания в Омском аэропорту. В итоге мы разработали целевую карту качества обслуживания пассажиров, включающую в себя несколько основных блоков: наземное обслуживание, аэровокзал, коммерческий блок, персонал, коммуникации и т.д. (см. статью "Поговорим о качестве"). В каждом блоке был определён набор показателей, выполнение которых мы поставили себе в качестве стратегической цели.
В рамках блока наземного обслуживания мы разработали и начали внедрение системы показателей качества обслуживания пассажиров. Ведь качество должно быть измеряемо, и руководству аэропорта необходимо контролировать выполнение показателей, предварительно установив их оптимальные значения. Таких показателей может быть множество, мы начали со следующих:
- время ожидания пассажира в очереди на регистрацию;
- время регистрации одного пассажира;
- время ожидания пассажира в очереди на паспортном контроле;
- время выдачи первого места багажа (после того, как начинает вращаться лента, ожидание становится менее утомительным - пассажир не просто стоит и ничего не делает, а занят тем, что высматривает свой чемодан).
На следующем этапе мы запланировали внедрение контроля ещё ряда показателей:
- время выдачи последнего места багажа;
- время ожидания пассажира в очереди на предполётный досмотр;
- количество случаев засылок багажа;
- количество случаев повреждений багажа;
- время ожидания в автобусе.
Помимо этого, нами были выделены не измеряемые, но, тем не менее, необходимые для повышения удовлетворённости пассажиров и встречающих-провожающих факторы:
- обеспечение транспортной доступности: удобные парковки, общественный транспорт с удобным расписанием, наличие возможности арендовать автомобиль, доступность вызова такси, борьба с "бомбилами";
- наличие ресторанов и баров, магазинов, вендинговых аппаратов с товарами женской и детской гигиены, напитками, бургерами и снеками, шоколадам, газетами, журналами и т.д.;
- наличие банкоматов, отделений банков с возможностью обмена валюты и т.п.
Реинжиниринг бизнес-процессов, обеспечение баланса между качеством, затратами и прибылью
Все мы понимаем, что пассажиру не важно, что в одном аэропорту 100 стоек регистрации, а в другом всего лишь 10, ему важно быстро пройти регистрацию, а не стоять по часу в очереди. Пассажиру не важны ни проблемы аэропорта, ни проблемы таможенных или пограничных служб - ему важно быстро проходить все формальности, быстро получать багаж и не нервничать! Другими словами, пассажиру важен только его собственный комфорт, минимальная потеря времени и с минимальными затратами.
В свою очередь, аэропорт, как производитель услуги, в стремлении к качеству должен думать о балансе затрат на качество и своей прибылью. Неумелое управление превратит затраты на качество и прибыль аэропорта в антагонизм, правильный же подход сделает затраты залогом прибыли.
Так, из затрат вырисовываются отношения аэропорта и с другими потребителями услуг, а именно с авиакомпаниями, арендаторами и концессионерами. Аэропорт не может самостоятельно установить цены на авиабилеты. Например, в Омском аэропорту существует проблема дорогих авиабилетов, и пассажиры часто готовы ехать в соседние регионы, чтобы улететь из аэропортов других городов ("Толмачёво", "Кольцово", "Рощино"). Соответственно, в борьбе за качество в Омском аэропорту мы формировали культуру взаимодействия с авиакомпаниями: согласовывали и фиксировали шкалы измерений качества предоставляемых услуг, градации их стоимости.
Отдельная работа шла в отношении суточного расписания. Здесь нужно было угодить всем: и пассажирам, которым должно быть удобно время как вылета, так и прилёта в другой город; и авиакомпаниям, у которых достаточно плотный график полётов и определённые интересы в стыковках рейсов в хабах. И, наконец, это должно было быть выгодным для самого Омского аэропорта, поскольку от правильно составленного расписания зависит загруженность персонала: если все самолёты прилетят одновременно, то придётся привлекать персонал к работе в дополнительную смену, а это всегда дополнительные затраты. Более того, неизбежны задержки и накладки, а это уже недовольство пассажиров.
Примерно так и получалось в Омском аэропорту, где в пиковые утренние часы одновременно обслуживалось семь воздушных судов, а в остальное время аэропорт по большей части простаивал. Я навсегда запомнил один день в начале февраля 2014 года, когда последний рейс текущих суток был выполнен в 9 часов утра, а следующий рейс был по расписанию только в 2 часа ночи следующих суток. 17 часов вся комплексная смена аэропорта в две с половиной сотни человек вынуждена была, что называется, "курить бамбук"! Поэтому мы сосредоточились на работе с авиакомпаниями, используя для этого различные инструменты:
- оптимизация суточного расписания рейсов;
- внедрение гибкой политики скидок;
- внедрение и контроль ряда показателей качества обслуживания:
- процент рейсов, обслуженных в соответствии с разворотным временем;
- процент рейсов, вылетевших по расписанию.
Другой потребитель - коммерция. В Омском аэропорту использовался простой подход: сдать как можно больше площади в аренду по максимальной ставке. Но увеличение арендной площади неизбежно влечёт сокращение площади для пассажиров и, как следствие, происходит снижение качества обслуживания. С другой стороны, длительность процедур регистрации и досмотра сокращала свободное время пассажиров: они меньше ели, меньше пили, меньше покупали. Результат:
- низкий уровень качества обслуживания → неудовлетворённость пассажиров → потеря пассажиров;
- низкий доход арендаторов → низкие арендные ставки → низкий доход аэропорта или низкий доход арендаторов → потеря арендаторов.
Таким образом, сокращая время прохождения обязательных процедур, мы снижали уровень напряжённости пассажиров и увеличивали их свободное время, стимулируя к покупкам. В итоге и пассажиры, и арендаторы довольны, а аэропорт получает дополнительную прибыль.
Наконец, не следует забывать и о внутреннем потребителе - персонале: затраты на персонал в любом аэропорту существенны. Но вот показатели производительности труда во многих аэропортах очень низки. Не является исключением и Омский аэропорт: он занимает одно из последних мест по количеству обслуженных пассажиров на одного работника.
Регламентация процессов, создание рабочих инструкций и памяток, работа с персоналом
Формализация процессов и работа с персоналом - часть системного подхода к качеству. Ведь работу аэропорта невозможно поддерживать без взаимодействия с персоналом. Все люди за меньшие усилия хотят получать больше денег. Но это именно те люди, от которых зависит качество.
Регламентация процессов должна быть чёткой, прозрачной, доступно изложенной, с очевидными взаимосвязями и с отсутствием противоречий. О необходимости внятной политики в области качества, понятной всем работникам предприятия, я писал раньше. Безусловно, трансформация мышления работников - это длительный и трудоёмкий процесс. И к непониманию, непринятию новой политики компании, а то и к сопротивлению персонала изменениям нужно быть готовым.
Формирование имиджа аэропорта как ориентированного на качество обслуживания
В чём заключается формирование имиджа аэропорта с точки зрения качества обслуживания? Конечно, это подтверждение уровня качества обслуживания пассажиров различными сертификатами. Безусловно, это и наличие отметки Skytrax. Это и ISAGO. И отчёт "АвиаПорта". Ещё - это внедрённая система менеджмента качества, также подтверждённая наличием соответствующего сертификата. И внедрение принципов бережливого производства. И, конечно, информирование всех заинтересованных сторон обо всём этом с использованием методов современной коммуникации (традиционные и интернет- СМИ, социальные сети, каналы прямой обратной связи с пассажирами, постоянный контакт и совместные PR-акции с авиакомпаниями...)
В заключение, обращу внимание: построение системы качества - это не только масштабная планомерная работа, но и множество мелких ежедневных возникающих задач. Именно из таких мелочей складывается в конечном итоге качество. Другая сторона - затраты: внедрение системы качества требует затрат, это очевидно. Вместе с тем, во многих случаях можно найти решения, когда за качество платить не нужно. Обо всём этом я и агентство "АвиаПорт" и приглашаем поговорить в будущих статьях....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
