О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Казань приготовила сани летом

Казанский аэропорт - один из немногих, которому не нужна глубокая реконструкция к Чемпионату мира по футболу

"АвиаПорт" продолжает проект "ЧМ-18" - серию статей о реконструкции российских региональных аэропортов в преддверии Чемпионата мира по футболу. Нынешняя публикация, пятая в этом сюжете, рассказывает о подготовке к мероприятию воздушной гавани Казани. Особенностью города стало то, что масштабное строительство объектов спортивной и транспортной инфраструктуры было приурочено к Всемирной Универсиаде 2013 года. Однако, как следует из "Концепции транспортного обеспечения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России", имеющиеся мощности не позволят в должной мере обеспечить транспортную доступность спортивных объектов, и руководству воздушной гавани ещё предстоит выполнить требования Транспортной дирекции чемпионата.

Сделали заранее

Казань - один из немногих городов, где инфраструктура почти в полном объёме была подготовлена к проведению мероприятия заблаговременно. "Сегодня полностью готовы к приёму гостей и участников чемпионата аэропорты Сочи и Казани, которые принимали Олимпиаду и Универсиаду", - процитировала в марте 2016 года министра транспорта России Максима Соколова электронная газета "Бизнес Online". Дело в том, что модернизацию авиатранспортной инфраструктуры осуществили ещё в ходе подготовки города к Всемирной Универсиаде - тогда были реконструированы как аэродром, так и аэровокзальный комплекс.

На сегодняшний день в аэропорту работает одна взлётно-посадочная полоса ВПП-1, открытая после реконструкции в июне 2013 года. При длине 3 тыс. 750 метров и ширине 45 метров, она имеет цементобетонное покрытие. Благодаря высокой несущей способности, полоса пригодна для приёма самых тяжёлых воздушных судов. Посадочные курсы ВПП-1 - 11 (сертифицирован по категории II ICAO) и 29 (сертифицирован по категории I). ВПП-2, эксплуатировавшаяся во время реконструкции действующей полосы, сейчас используется в качестве магистральной рулёжной дорожки. Её длина составляет 3 тыс. 733 метра, ширина - 45 метров.

Помимо ВПП, к Универсиаде был также реконструирован и перрон. Сейчас его площадь составляет немногим менее 180 тыс. квадратных метров перед пассажирским аэровокзалом, а также почти 130 тыс. квадратных метров около грузового терминала и авиационно-технической базы. Всего оборудовано 42 место стоянок, включая 29 - на пассажирском перроне.

Проект реконструкции аэродрома получил финансирование в рамках Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России 2010 - 2020 годы", совокупный объем инвестиций составил почти 4,9 млрд рублей. На сайте ФГУП АГА(А) говорится, что помимо взлётно-посадочной полосы и перрона, подрядчик реконструировал соединительные рулёжные дорожки, построил очистные сооружения и водосточно-дренажную сеть, модернизировал систему охраны периметра аэропорта и радиотехническое оборудование. Строительные работы проводил трест "Камдорстрой" - региональная компания, строившая также аэродромную инфраструктуру в Волгограде.

Рассчитались на первый-второй

В аэропорту Казани работают три терминала под порядковыми номерами "1", "1А" и "2", при этом каждый из них способен обслуживать как внутренние, так и международные линии. Модернизация терминальной инфраструктуры в Казани также шла ещё в рамках подготовки к проведению Всемирной Универсиады 2013.

Терминал 1А был введён в эксплуатацию в начале ноября 2012 года, это самый современный из терминалов казанского аэропорта. Его площадь составляет 19,4 тысячи квадратных метров, площадь чистой зоны - 2,3 тысячи квадратных метров. В терминале 1А установлено 10 стоек регистрации на внутренних и 8 - на международных воздушных линиях, включая стойки для обслуживания маломобильных пассажиров. Получить багаж пассажиры могут на двух багажных лентах (по одной - для ВВЛ и МВЛ). В секторе МВЛ установлено 12 кабин паспортного контроля. Пройти на посадку из этого терминала пассажиры могут через четыре телескопических трапа (по два в каждом секторе).

Терминал 1 был введён в эксплуатацию после глубокой реконструкции в июне 2013 года, за пару недель до открытия Универсиады. Его площадь - 22,3 тысячи квадратных метров, в том числе чистая зона - 932 квадратных метра. По пропускной способности он соответствует терминалу 1А - 360 пассажиров в час на внутренних и 240 - на международных воздушных линиях. В этом терминале в каждом из секторов установлено по восемь стоек регистрации и по две багажные ленты. В секторе МВЛ пройти паспортный контроль можно через 12 кабин пропуска через границу, а выйти на посадку в автобусы пассажиру удастся через один из четырёх выходов (по два в каждом секторе). Телетрапами терминал не оснащён.

Самый маленький из трёх терминалов казанского аэропорта - Терминал 2. Его площадь всего 5,2 тысячи квадратных метров. В терминале пять стоек регистрации, две багажные ленты и лишь четыре кабины паспортного контроля. Его пропускная способность - 100 пассажиров в час в одну сторону. В Терминале 2 на МВЛ будут обслуживаться только официальные делегации, для которых предусмотрена отдельная регистрация и выходы на посадку.

Таким образом, совокупная пропускная способность трёх терминалов сейчас составляет 1,3 тысячи пассажиров в час в одну строну. Несмотря на значительно возросшие возможности аэропорта в рамках реконструкции к Универсиаде, этого будет недостаточно для Чемпионата мира. Согласно концепции транспортного обеспечения чемпионата (документ разработан Транспортной дирекцией ЧМ по футболу 2018 в России), дефицит пропускной способности в период проведения первенства составит 200 пассажиров в час. Устранить дефицит, как рассказали "АвиаПорту" представители аэропорта, можно будет с помощью установки дополнительных мощностей в аэровокзальном комплексе. Так, в зале ВВЛ Терминала 1А будут установлены дополнительные стационарные кабины паспортного контроля - это позволит задействовать мощности терминала при обслуживании МВЛ и организации реверсивного движения пассажиров.

Кроме того, в аэропорту отмечают, что планируют увеличить количество смен на время первенства. "В зависимости от степени загруженности, предполагается усиление от 50 до 100% от численности личного состава служб, обеспечивающих наземное обслуживание воздушных судов и терминальное обслуживание пассажиров и их багажа", - комментирует генеральный директор Международного аэропорта "Казань" Алексей Старостин.

При этом при возможных задержках рейсов из сотрудников аэропорта будет формироваться оперативная группа, которой придётся взять на себя руководство за деятельностью всех аэропортовых служб - именно под её контролем будут осуществляться предполётные процедуры и выпуск воздушных судов в рейсы.

Опыт работы казанского аэропорта в дни проведения Универсиады показывает, что усиление смен и использование временных схем обслуживания пассажиров позволяет справиться с пиковыми нагрузками. Так, с 1 по 18 июля 2013 года аэропорт Казани обслужил 135 291 пассажиров (68 149 человек - на прибытие, 67 142 человек - на отправку), что на 43,5% превышает показатель за аналогичный период прошлого года. Было выполнено 2051 взлётно-посадочных операций (отправлено и прибыло), что в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период 2012 года. Абсолютный суточный максимум был зафиксирован 6 июля, в день открытия Универсиады, когда было обслужено 8213 пассажиров и выполнено 129 взлётно-посадочных операций (отправлено и прибыло).

Ранее А.Старостин рассказывал "АвиаПорту", что для встречи и отправки пассажиров в эти дни был предпринят ряд организационных мер. "На период Универсиады мы убрали кресла из терминалов и перестроили схему работы стоек регистрации на 1,5-сменный и 3-сменный режимы в пиковый период. Перестроена схема прохода через международный терминал на реверсивное движение, там 12 кабин было открыто переменно на выход и на выход", - сказал он.

Мост в аэротрополис

Казанский аэропорт расположен в 15 километрах от границы города Казани около села Столбище на территории Лаишевского района Татарстана. Гавань связана с городом железнодорожным сообщением, время в пути от железнодорожного вокзала в центре Казани до аэропорта составляет 28 минут. Стоимость билета составляет 40 рублей. Альтернативными видами транспорта являются автобусное сообщение: до города курсирует маршрутный автобус, и такси. Следует отметить, что, исходя из опыта работы в дни Универсиады, очевидно, что частота выполнения рейсов автобусами и электричками будет увеличена.

Важным в части транспортной инфраструктуры является наличие пяти платных парковок, нет сомнений, что и их работа будет оптимизирована сотрудниками воздушной гавани. Помимо прочего, в аэропорту работает и официальный оператор такси, его стойка расположена в зале прилёта Терминала 1А.

В непосредственной близости от аэропорта региональные власти построят выставочный центр "Казань ЭКСПО", который будет соединён с территорией аэропорта пешеходным мостом. Инфраструктура центра, помимо выставочных площадей и различных пространств, будет также включать и гостиницу. Первая очередь "Казань ЭКСПО" должна быть сдана в эксплуатацию уже в этом году, а полностью проект начнёт функционировать в 2017.

Загрузят туристами

Исходя из расписания на сайте аэропорта, сейчас Казань связана прямыми рейсами с 61 пунктами назначения внутри России, в странах СНГ и дальнем зарубежье, среди партнёров воздушной гавани числятся около 40 авиаперевозчиков.

Большую часть международных направлений составляют чартерные маршруты в Грецию, Тунис, Болгарию - руководство аэропорта фиксирует высокий спрос на этих направлениях в течение 2016 года. Региональные туроператоры при этом ждут усиление спроса на чартерные рейсы в Турцию. В то же время они отмечали, что на первых рейсах загрузка все равно будет небольшой, так как многие туристы уже купили путёвки по другим направлениям, у операторов есть договорённости с отелями в Тунисе, Греции и Болгарии. Различные туроператоры, говорили представители отрасли в разговорах с РБК, переориентировали бизнес на внутрироссийские направления - Сочи, Симферополь, Анапу, Геленджик. Руководство Международного аэропорта "Казань" в статистике для регионального агентства "Татар-информ" также фиксировало высокий спрос на внутрироссийских маршрутах - практически в четыре раза выше, чем на международных направлениях.

Высокие перспективы и у въездного туризма в регионе - по итогам 2015 года, по данным ТАСС, Казань приняла 2,1 млн туристов, хотя ещё в 2011 этот показатель находился на отметке примерно в 1,1 млн человек. В столице Татарстана развиваются комплексные туристические продукты - некоторые были представлены на Петербургском международном экономическом форуме-2016. Среди них, пишет "Казань информ", проект Volga Discoveries - семейный тематический развлекательно-образовательный парк.

Казань привлекает не только российских туристов. В августе 2016 года новый партнёр казанского аэропорта китайская авиакомпания Tianjin Airlines приступила к выполнению чартерного рейса Урумчи - Казань - Урумчи. Полётная программа разработана специально для обслуживания активно развивающегося туристического потока из Китая.

По итогам 2015 года пассажиропоток Международного аэропорта "Казань" составил 1,79 млн человек, сократившись по сравнению с 2014 годом (1,94 млн пассажиров) на 7,6%. Несмотря на продолжающийся запрет на полеты в Египет и ряд других конъюнктурных проблем, руководство аэропорта намерено выйти в рост уже в следующем году. Положительная динамика видна уже по итогам I квартала текущего года: в частности, пресс-секретарь аэропорта Адель Гатауллин рассказал ТАСС о росте в 9,1%....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка