Источник: Мария Ситкина // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 06.12.2016, 20:17
 

Кризис сдаёт позиции

В "Домодедово" ожидают, что спрос на перевозки начнёт восстанавливаться уже в следующем году


[image]

Российский рынок пассажирских авиаперевозок реагирует на текущую экономическую ситуацию адекватно: в случае сокращения основных макроэкономических показателей неизбежно сокращается и пассажиропоток. Так по итогам III квартала 2016 падение ВВП составило 0,4%, реальные доходы населения при этом уменьшились на 6,1%, а российский авиационный рынок, как следствие, сократился на 7,2%, рассказал директор по авиационному маркетингу Московского аэропорта "Домодедово" Вячеслав Грушин в ходе Бизнес Форума 2016. По прогнозам экспертов "Домодедово", постепенное восстановление объёмов перевозок начнётся в 2017 году.

Сопоставляя текущий кризисный период с кризисом 2009 года, маркетологи "Домодедово" отметили несколько схожих факторов, влияющих на рынок авиационных перевозок. Прежде всего, это отрицательная динамика ВВП, рост курса доллара, а также остановка деятельности крупнейших авиакомпаний: в 2009 году работу прекратил альянс AiRUnion, компании "КД авиа" и "Дальавиа", в 2015 году Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта второго по величине отечественного перевозчика "Трансаэро".

Говоря о различиях в характере кризисных явлений, В.Грушин в первую очередь отметил длительность текущего спада по сравнению с предыдущим. Кроме того, на снижение объёмов перевозок существенно повлияло закрытие рынков Египта, Турции и Украины: если в 2009 году пассажиропоток на ВВЛ и МВЛ сокращался практически одинаковыми темпами, то в этот раз вследствие закрытия трёх крупных направлений спрос перераспределился в пользу внутреннего рынка. Как по итогам 2015 года, так и по итогам первых 9 месяцев 2016 года, пассажиропоток на внутренних линиях показывает рост, в то же время количество пассажиров МВЛ продолжает падать. Однако, как подчеркнул В.Грушин, если не учитывать Украину, Турцию и Египет, можно отметить рост большинства направлений, в том числе и международных. В частности, этим летом, по его словам, зафиксирован рост нетрадиционных для этого времени года направлений, таких как Пхукет (пассажиропоток увеличился в 1,5 раза), Дубай (+20%), Пунта-Кана, Бангкок и других. Кроме того, из положительных тенденций можно отметить увеличение въездного пассажиропотока: по предварительным итогам 2016 года, он вырос на 6,5%. Лидирующую позицию как по объёмам, так и по темпам роста, занимает въездной поток из Китая.

К сентябрю 2016 года ситуация начала меняться: темпы роста внутреннего рынка перевозок значительно сократились. К примеру, за летний период 2015 года зафиксирован рост на 18,6%, а по итогам лета 2016 года количество пассажиров увеличилось лишь на 2,8%. В.Грушин пояснил, что летом на ВВЛ остановился интенсивный рост. В прошлом году существенно увеличился пассажиропоток на таких популярных туристических направлениях, как Сочи, Симферополь, Краснодар и Минеральные Воды. В 2016 году, напротив, на протяжении всего летнего периода на курортных направлениях наблюдался сильный спад, за исключением Сочи. Впрочем, и здесь темпы роста замедлились: если в прошлом году пассажиропоток увеличился на 60%, то в этом году он вырос только на 22%. В целом, в летние месяцы рынок ВВЛ упал на 2%. В.Грушин отметил, что падение наблюдается, в том числе, и на рынке Симферополя. В 2015 после присоединения Крыма к России пассажиропоток фактически достиг тех объёмов, которые были ещё при СССР. В прошлом году на данном направлении перевезено более 5 млн человек. Но уже по итогам 9 месяцев 2016 года видно, что рынок вырос всего на 3%. С другой стороны, к сентябрю замедлилось падение пассажиропотока МВЛ. Прежде всего, на это повлияло открытие Турции. Возобновление полётов позволило Анталье вновь занять лидирующие позиции на чартерных рейсах: только за октябрь перевезено порядка 250 тысяч человек.

В "Домодедово" считают, что постепенное восстановление спроса на пассажирские перевозки начнётся уже со следующего года. Среди факторов, которые могут этому поспособствовать, в "Домодедово", в первую очередь, отмечают развитие туристической инфраструктуры в российских городах, восстановление российской экономики, а также развитие новых направлений перевозок. Кроме того, существенным подспорьем может стать и снятие ограничений на полёты в Египет и на Украину. В 2018 году драйвером развития пассажиропотока, по мнению экспертов "Домодедово", должно выступить проведение Чемпионата мира по футболу. В.Грушин добавил, что в период с 2018 до 2025 года среднегодовые темпы роста могут составить порядка 5,8%.

 
Материал «Кризис сдаёт позиции» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Федеральное агентство воздушного транспорта (в процессе тестирования)

Комментарии к новости