Источник: Сергей Ахрамеев // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 23.01.2017, 22:10
Комментариев: 2
 

Аэропорты сошлись под общим знаменателем

Операторы подводят итоги года


[image]

Российские аэропорты подводят итоги работы в ушедшем году. Как и в сегменте воздушных перевозок, растёт концентрация рынка: доли крупнейших игроков в 2016 увеличились, в то время как маленькие региональные аэропорты теряют своих пассажиров. При этом даже у крупных игроков рост наблюдается за счёт внутренних линий, а вот количество международных пассажиров продолжает сокращаться. Вернуть рост на "международке" игрокам помогут Китай и Турция.

Концентрирующий момент

Ситуация в аэропортовом бизнесе в 2016 году складывалась не в пользу развития региональной маршрутной сети, хотя авиационные власти всячески поддерживали её расширение, реализуя программы субсидирования региональных перевозок и перевозок внутри Приволжского федерального округа. Маршрутные сети продолжают выстраиваться через Москву - ключевым фактором здесь можно назвать продолжающееся падение реальных доходов населения.

О росте концентрации перевозок в МАУ свидетельствуют данные сразу нескольких региональных аэропортов европейской части России. Так аэропорт Ростова-на-Дону отчитался о росте пассажиропотока на московском направлении на 16,6% - до 1,3 млн человек. Москва также стала наиболее популярным направлением у пассажиров аэропорта "Стригино" (Нижний Новгород). Аналогичные данные опубликовал аэропорт "Кольцово" (Екатеринбург). В сообщении пресс-службы аэропорта Самары отмечается, что Москва открывает пятёрку самых популярных направлений. Все три аэропорта контролирует УК "Аэропорты Регионов".

Доля московского направления оказалась весьма высокой у небольших региональных аэропортов: в Барнауле, по подсчётам "АвиаПорта", она составила 82%, а в "Бегишево" (Нижнекамск) - 81,4% В целом, складывающаяся в 2017 году ситуация с сокращением программ субсидирования региональных перевозок (программа в ПФО закрыта, а региональная испытывает трудности с софинансированием от субъектов) пока не позволяет говорить о скором сокращении доли МАУ в общей структуре перевозок. А для развития региональной сети без субсидий авиакомпании пока не находят достаточного спроса. В этом смысле показателен пример "Комиавиатранс", которая отказалась от работы на направлении Пермь - Ижевск, обслужив на первом рейсе лишь одного пассажира.

При этом загрузка кресел у нишевых региональных игроков и в 2016 году (когда субъекты активно субсидировали перевозки) была не слишком высокой: у "РусЛайна" - 66%, у авиакомпании "Оренбуржье" - 59,5%. Несколько лучше на их фоне выглядят "Комиавиатранс" (70,8%) и "ЮВТ-Аэро" (75,2%), но это ощутимо меньше, чем у трёх крупнейших компаний с базами в Москве.

Такая конъюнктура создаёт опасения относительно нескольких проектов по развитию региональных перевозок, или, по крайней мере, их реализации в намеченные сроки. Например, под вопросом может оказаться идея "ЮТэйр" о развитии перевозок на юге и в Поволжье с базой в Минеральных Водах. Возникают вопросы и к проекту создания региональной авиакомпании "Азимут", которую с базой в Ростове намерен развивать совладелец "Внуково" Виталий Ванцев совместно с бывшим топ-менеджером авиакомпании "Якутия" Павлом Удодом.

Юга пока только свои

О развитии внутреннего туризма как главном драйвере роста пассажиропотока в ушедшем 2016 году говорили едва ли не все официальные лица: от министра транспорта Максима Соколова и руководителя Росавиации Александра Нерадько до глав субъектов, где туристическая отрасль развивается наиболее активно, и мэров курортных городов.

Руководитель Ростуризма Олег Сафонов на совещании президента Владимира Путина с членами кабинета министров сообщил, что по итогам 2016 года внутренний туризм вырос на 15%. Ранее вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин говорил о росте в 18% за 10 месяцев 2016. А вот выездной туризм из России за этот же период, по данным РСТ, сократился на 20%.

Структура пассажиропотока в целом по отрасли логично изменяется вслед за ключевым туристическим трендом: аэропорты рапортуют о росте сектора внутренних воздушных линий, но отмечают продолжающееся падение пассажиропотока на международных маршрутах, причём у некоторых игроков оно достигает двузначных значений. Среди наиболее популярных маршрутов, помимо Москвы, региональные игроки выделяют именно курортные направления: Симферополь, Сочи, Анапа.

Международный аэропорт "Кольцово" за 2016 год на международных линиях потерял 23,5% пассажиров, обслужив всего 1,1 млн человек. "Впервые за долгие годы в пятёрку наиболее популярных направлений не вошёл ни один международный маршрут", - отмечается в сообщении пресс-службы аэропорта. Всего "Аэропорты регионов" (управляют также аэропортом "Курумоч" в Самаре) в 2016 году обслужили на 36% международных пассажиров меньше, чем годом ранее.

Почти треть (28%) своего пассажиропотока на международных линиях потеряло и красноярское "Емельяново" (контролируется структурами "Базэл"), обслужив в этом секторе чуть больше 300 тысяч человек. В "Толмачёво" (Новосибирск) падение пассажиропотока на МВЛ в 2016 году составило 2%, темпы спада сильно сократились по сравнению с 2015 годом, когда на международных маршрутах было потеряно 27,7% пассажиров.

Зато в сегменте внутренних воздушных линий игроки рынка весь год наблюдали последовательный рост, причём в некоторых аэропортах рост сектора ВВЛ компенсирует спад международных линий. Это справедливо, в частности, для того же "Толмачёво", где прирост в 16% на внутренних линиях обеспечил совокупный рост пассажиропотока по итогам года на отметке в 10%. Пассажиропоток "Емельяново", хотя аэропорт и обслужил на ВВЛ на 10% пассажиров больше, чем в 2015 году, остался почти на том же уровне, показав рост всего на 1%.

Значительный прирост внутреннего пассажиропотока продемонстрировали аэропорты холдинга "Аэропорты регионов" - 14%, что, однако, не смогло компенсировать потери на МВЛ. Совокупный пассажиропоток аэропортов холдинга снизился на 2%, хотя отметим, что руководство компании ожидало более серьёзного сокращения перевозок.

Наиболее наглядно ситуацию с переориентацией спроса на российские курорты в высокий сезон демонстрируют результаты аэропорта Сочи. Он обслужил 5,26 млн пассажиров, что на 29% больше, чем в прошлом году. На внутренних направлениях рост составил 32% (столько же - спад на международных маршрутах). Таким образом, "Международный аэропорт "Сочи" стал пятым аэропортом по объёмам пассажиропотока в стране. В аэропорту Анапы пассажиропоток вырос на 20% - до 1,4 млн человек, а вот в Геленджике объёмы перевозок не изменились - аэропорт за год обслужил 273 тысячи человек.

"Международный аэропорт "Симферополь", уступивший "Сочи" свою позицию в ТОП-5 российских аэропортов, вырос на 3,5% - до 5,2 млн пассажиров. Рост в Крыму пока несколько ограничен возможностями аэровокзальной инфраструктуры, и качественный рост, как уже писал "АвиаПорт", будет возможен после открытия нового терминального комплекса в 2018 году.

Крупные игроки отрасли работают в тренде: например, самые популярные направления из "Пулково" (Санкт-Петербург) - Москва, Симферополь и Сочи. По сообщению "Воздушных ворот Северной столицы" (управляет аэропортом), он в 2016 году обслужил 13,3 млн пассажиров. По данным немецкой Fraport (владеет 25% "ВВСС"), пассажиропоток составил 13,26 млн человек. Данных в разбивке по ВВЛ/МВЛ ни аэропорт, ни его акционер не раскрыли, хотя можно предположить, что ситуация развивается в соответствии с общеотраслевой тенденцией.

Противоречивая ситуация сложилась в московском авиаузле. "Домодедово" по итогам 2016 года сократило пассажироперевозки на 6,6% - до 28,5 млн человек. При этом внутренний сектор стагнирует (прирост 0,3%), а международный сократился на 17,3%. Пассажиропоток "Внуково" сократился на 11,8% - до 13,9 млн человек. Внутренний сектор, в отличие от "Домодедово", заметно вырос - на 10%, а вот международный обрушился более, чем в два раза.

"Шереметьево" выросло на 7,6% - до 34,4 млн пассажиров. Теперь аэропорт, по его собственной оценке, обслуживает 44% пассажиропотока МАУ. "Пассажиропоток аэропорта на внутренних воздушных линиях в 2016 году вырос на 9,8% и достиг 15 млн 168 тыс. пассажиров. Количество пассажиров на международных воздушных линиях составило 18 млн 863 тыс. человек, рост на 5,9% к 2015 году", - говорится в сообщении пресс-службы "Шереметьево".

Напомним, что "Аэрофлот" в течение года регулярно отмечал, что одним из драйверов его роста является развитие трансферного пассажиропотока через базовый аэропорт. В "Шереметьево" не ответили "АвиаПорту" на вопрос о доле трансферного пассажиропотока и его распределении между внутренним и международным сектором.

Очевидно, что в 2017 году ситуация на международных линиях как в МАУ, так и в регионах будет значительно выправляться, поскольку теперь для российских чартеров открыта Турция, а Минтранс уже около трёх месяцев говорит о скором открытии рынка Египта. Напомним, что после открытия турецкого рынка для чартерных перевозок это направление стало едва ли не самым популярным. Аэропорт Ростова-на-Дону, например, сообщает, что "с момента возобновления полётов в Анталью в сентябре 2016 года на данном направлении было обслужено 24 192 пассажира, что составляет всего 17,5% от количества туристов, посетивших турецкий курорт в 2015 году". Директор по развитию авиационного бизнеса УК "Аэропорты Регионов" Сергей Доценко рассказал "АвиаПорту", что "если в течение 2017 года не появятся дополнительные факторы, сдерживающие развитие туристического потока в Турцию, пассажиропоток имеет шансы вернуться на прежний уровень". Об этом, по его словам, свидетельствуют результаты октября и ноября 2016 года.

Высокий спрос и возросшую глубину бронирования отмечают и туроператоры: по их мнению, Турция в 2017 году составит значительную конкуренцию российским курортам. Об этом, например, сообщает "Вестник АТОР" со ссылкой на опрошенных игроков рынка, а "Газета.Ru" ранее сообщала, что Турция рассчитывает в этом году принять 3 млн российских туристов. Можно предположить, что нарастившие парк российские перевозчики готовы обеспечить перспективные направления достаточным количеством провозных ёмкостей.

Поэтому итоги 2017 года для российских аэропортов могут оказаться гораздо более позитивными, чем не очень впечатляющие результаты 2016-го. Эффект "низкой базы" особенно проявится на международных линиях. Впрочем, игроки рынка расходятся в своих прогнозах на 2017 год: так "Толмачёво" рассчитывает увеличить перевозки на внутренних линиях на 13%, а на международных - на 15,5%. В "Базэл Аэро" не дают прогноза на следующий год, а в "Аэропортах регионов" отмечают, что "холдинг покажет прирост пассажиропотока в районе 3-4%". Потенциал турецкого направления, считают там, может дать до 30% прироста на международных линиях, а ВВЛ покажут незначительный рост (1-2%) из-за переориентации туристического потока.

Ветер с востока

Пока не оправдываются и надежды на взрывной рост въездного туризма, это отчасти связано с отсутствием решения по введению безвизового режима. Напомним, в 2016 году обсуждались разные варианты: от 72-часового до недельного разрешения на пребывание в России без визы. В итоге за минувший год, по данным АТОР, въездной поток увеличился на 10%. "Большинство иностранцев пользуется авиаперевозкой, но есть ещё и Транссиб, который мы тоже не будем сбрасывать со счетов", - говорила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе в конце декабря на конференции "Туристическая отрасль России: итоги 2016 года и перспективы на 2017 год" (цитата по "РИА Новости").

"Мы вышли на большие масштабы, мы одними китайцами можем сегодня заполнить рынок, заменив почти всех. Но если раньше мы сталкивались с ограничениями по спросу, то сейчас по спросу почти ограничений нет, однако есть другая, крайне важная проблема - нарастающий дефицит качественного предложения", - сказал в ходе Гайдаровского форума Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, его слова приводит "Интерфакс". По данным портала "Турбизнес", за 3 квартала 2016 года в Россию из дальнего зарубежья было совершено около 6,6 млн туристических поездок, из которых 45% приходится на Китай, Финляндию и Польшу. По оценкам, которые приводит издание, рост потока из Китая составил 15%. Напомним, китайским туристам, прибывающим в Россию в составе организованных групп, разрешён безвизовый въезд на 15 суток.

Авиаперевозчики и аэропорты в 2016 году подстраивались под спрос из Китая, открывая трансферные программы. На этом удалось сыграть "Кольцово", а также аэропортам Иркутска и Уфы. "Кольцово" с апреля 2016 в ходе трансферной программы, которую аэропорт реализует совместно со своим базовым перевозчиком - "Уральскими авиалиниями" - обслужил более 40 тысяч китайских туристов, говорит С.Доценко. При этом 80% пассажиров из Китая "Уральские авиалинии" везли из Екатеринбурга в европейские столицы - в Париж, Рим, Хельсинки, Прагу и другие города. По словам менеджера, УК "Аэропорты регионов" намерена "как минимум сохранить этот проект" и сочтёт достижением, если региону удастся привлечь организованные группы китайских туристов.

"Международный аэропорт Иркутск" по итогам года отчитался о 1,7 млн пассажирах, рост при этом составил 4,4%. В сообщении аэропорта отмечается, что "объём пассажирских перевозок удалось сохранить благодаря росту числа международных направлений и развитию партнёрских отношений с авиакомпаниями [в том числе] China Eastern Airlines и Juneyao Airlines". "Международный аэропорт Уфа", осуществлявший проект трансферной перевозки китайских туристов совместно с авиакомпанией Nordwind, своих показателей пока не раскрыл.

Особняком в распределении пассажиропотока из Китая стоит "Шереметьево": аэропорт обслужил "1,55 млн пассажиров на китайских направлениях, рост по отношению к 2015 году составил 14%", - сообщили "АвиаПорту" в пресс-службе МАШ. Эта статистика, впрочем, учитывает не только туристический пассажиропоток. Ранее аэропорт сообщал, что "занимает одно из лидирующих мест в мире по количеству трансферных пассажиров между Китаем и Европой". Трансфер "Шереметьево", очевидно, даёт "Аэрофлот", но МАШ вместе с тем отмечает, что "является единственным аэропортом Москвы, в котором представлены крупнейшие китайские перевозчики Air China, China Southern, China Eastern, Hainan, Sichuan, Tianjin Airlines. "Пулково" в 2016 году в основном только принимало и отправляло китайских туристов. Так, в сообщении "ВВСС" говорится, что "прямой пассажиропоток между Санкт-Петербургом и городами Китая составил 169 тысяч человек, на 82% превысив аналогичный показатель 2015 года".

Впрочем, в наблюдениях за статистикой важно не обойти стороной то, как крупнейшие российские аэропорты подстраивались под изменяющуюся структуру пассажиропотока, качественно улучшая свой сервис. В 2016 году в "Кольцово", "Шереметьево" и "Пулково", в частности, появилась навигация на китайском языке. Эксперты "АвиаПорта" в ходе исследования аэропортовой инфраструктуры также отмечали перевод некоторых записей на китайский язык в аэропорту Уфы и Красноярска. Останавливаться на этом, вероятно, не стоит: по оценке Туристической ассоциации "Мир без границ", в 2017 году "около 800 тысяч китайцев в составе тургрупп совершат безвизовые поездки в Россию, что будет на 20% больше, чем в прошлом году".

 
Материал «Аэропорты сошлись под общим знаменателем» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Северный Ветер, Комиавиатранс, Толмачево Кейтеринг, Аэрофлот - российские авиалинии (в процессе тестирования)

Комментарии к новости

наконец-то поняли что нельзя доверять такому махинатору как удодуу который 13лет доводил ежегодно авиакомпанию якутия до банкротства(благо что руководители республики ежегодно вливали миллиарды в авиакомпанию так-как она на половину государственная)да и при нем были все доказанные уголовные дела следственным комитетом россии на сотни миллионов рублей по лизингу практически всех боингов