Источник: Мария Ситкина // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 24.01.2017, 20:02
Комментариев: 2
 

Рынок авиаперевозок встал на путь обновления


[image]

Согласно статистике Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), в 2016 году зафиксировано падение российского рынка пассажирских авиаперевозок на 5,4% к уровню 2015 года (на момент подготовки материала опубликованы показатели за первые 11 месяцев). По оперативным данным за 12 месяцев, картина выглядит лучше - пассажиропоток сократился на 3,8%. Исходя из данных ведомства за январь-ноябрь 2016 года, в прошлом году около 64% пассажиров предпочли внутренние направления, ещё 29% - международные (без учёта СНГ). Оставшиеся 7% составляли рейсы в СНГ (годом ранее почти 8%). Эксперты Tickets.ru отмечают, что статистика продаж агентства близка к показателям, опубликованным Росавиацией: как в 2015, так и в 2016 году доля купленных авиабилетов на внутренние рейсы составила порядка 65%. Коммерческий директор Tickets.ru Виктор Войцеховский рассказал "АвиаПорту" об основных тенденциях прошлого года, динамике продаж авиабилетов на новогодние праздники, а также поделился своими прогнозами на 2017 год.

Виток эволюции

Как отметил В.Войцеховский, сегодня российский рынок авиаперевозок проходит этап оздоровления, при этом наблюдается постепенная стабилизация структуры спроса. По его словам, авиационная и туристическая среда в нынешних условиях весьма уязвимы, поскольку зависят от множества факторов. Наибольшее влияние оказывают текущая политическая ситуация и состояние экономики: любые отклонения в ту или иную сторону, безусловно, отражаются на пассажиропотоке. В позапрошлом году произошло перераспределение спроса в пользу внутрироссийских направлений: по данным Росавиации, доля внутренних рейсов составила 57%, спрос на международные направления при этом упал на 8,6% к уровню 2014 года, их доля в 2015 году составила 35% (данные без учёта СНГ). "Я не нахожу происходящее негативным. Наш рынок фактически стоял на месте много лет. Сейчас наступает определённый виток эволюции, - рассказал В.Войцеховский. - Раньше продавались преимущественно пакетные туры, например, в Египет или Турцию. То есть был массовый продукт. И до той поры, пока этот продукт был актуален, по большому счёту, все игроки старались массово этот продукт продавать, особо не заботясь об ассортименте. Как только появились изменения в макроэкономических показателях и политических настроениях, рынок столкнулся с необходимостью поиска новых путей удовлетворения спроса". В кризисный период рынок лишился части игроков, а оставшиеся компании вынуждены были создавать концептуально новые продукты, расширять ассортимент предложений и открывать новые направления. К примеру, статистика 2016 года говорит о том, что многие традиционно зимние курортные направления (Гавана, Пунта-Кана, Бангког, Пхукет, Дубай и другие) удалось адаптировать к летнему сезону - для многих путешественников они стали заменой привычного отдыха в Турции.

По данным Росавиации, в 2016 году наблюдался спад спроса на перелёты в СНГ - по итогам 11 месяцев в эти страны улетело почти на 1 млн меньше пассажиров, чем в 2015 году (сокращение на 14,6% к аналогичному периоду 2015 года). Не исключено, что по итогам 12 месяцев 2016 года падение будет немного меньше. Для сравнения, по итогам 12 месяцев 2015 года сокращение этого сегмента к уровню 2014 года составило менее 1%. Однако, несмотря на общее падение перевозок в СНГ, В.Войцеховский отмечает существенное увеличение "потоков выходного дня" в эти страны. "Если кто-то по той или иной причине не может или не хочет лететь в Стамбул или европейские города на выходные, то почему ему бы не полететь, например, в Грузию или Армению, если он там никогда не был. Или в тот же Самарканд. Там вполне можно провести выходной день с не меньшим набором эмоций, но существенно дешевле. То есть идёт своего рода предложение-замещение", - пояснил он.

Касательно роста внутренних перевозок В.Войцеховский отмечает, что основная причина, конечно же, связана с курсом валют, однако увеличению спроса способствуют и другие объективные причины. Прежде всего, на внутренний рынок не влияют политический факторы. Кроме того, отдыхать внутри РФ становится комфортнее: в условиях конкурентной среды игроки туристического рынка вынуждены повышать качество предоставляемых услуг. "Текущая ситуация - это хорошая возможность для развития туризма внутри Российской Федерации. Внутренний продукт совершенствуется, появляется больше возможностей, что, в свою очередь, неизбежно приводит к оптимизации цены", - считает В.Войцеховский.

Средний чек в 2016 году, по данным Tickets.ru, составил около 14,5 тыс. рублей на международных направлениях (-14% к уровню 2015 года), на внутренних - порядка 6 тыс. рублей, что на 20% ниже показателя позапрошлого года. Напомним, в ушедшем году большинство российских традиционных авиаперевозчиков ввели безбагажные тарифы, которые позволяют им конкурировать с лоукостерами (в первую очередь, с низкобюджетной авиакомпанией "Победа"). Новаторам и первопроходцем на данном пути для агентской онлайн-модели продаж можно назвать авиакомпанию S7 Airlines, которая запустила данную модель в конце 2015 года. В течение прошлого года большинство отечественных авиакомпаний также перешли на данную бизнес-модель, что не могло не сказаться положительным образом на цене авиабилетов.

Статистика продаж агентства говорит о том, что наиболее востребованными в 2016 году были такие перевозчики, как "Аэрофлот", "ЮТэйр", S7, "Уральские авиалинии", "Якутия", "Белавиа", "МАУ" (сейчас не выполняет перелёты в/из России), "Ямал", Uzbekistan Airways и Lufthansa. Среди топ-маршрутов 2016 года: Санкт-Петербург - Москва, Москва - Симферополь, Сочи - Москва, Кишинёв - Москва, Краснодар - Москва, Москва - Минеральные Воды, Ереван - Москва, Москва - Тбилиси, Москва - Ростов-на-Дону и Бишкек - Москва. В 2015 году так же лидировали направления Санкт-Петербург - Москва, Москва - Симферополь.

Также в Tickets.ru отмечают, что в 2016 году многие перевозчики ("Аэрофлот", "Уральские авиалинии", "ЮТэйр" и другие) открыли возможность продажи дополнительных услуг через сайты агентов. По статистике, самые востребованные услуги - покупка дополнительного багажа и бронирование места. Уже сейчас более 1% клиентов покупает дополнительную услугу на борту самолёта, сообщили "АвиаПорту" в агентстве, добавив, что данный показатель, безусловно, будет постепенно расти. Как полагают в Tickets.ru, это будет связано с инновациями технологий продаж, а также с расширением ассортиментной линейки продуктов авиакомпаний на сайте агентства.

Как отдохнули?

По данным онлайн-трэвел агентства Tickets.ru, рост продаж в предновогодний период составил 12%. Большую часть продаж, реализованных на сайте агентства с 15 ноября по 31 декабря 2016 года, составили авиабилеты на международные направления. В компании пояснили, что при расчёте данных, подготовленных по запросу "АвиаПорта", учтён только этот период, поскольку большинство путешественников, как правило, определяются с планами на новогодние каникулы именно к середине ноября, и с этого момента спрос активизируется.

Средний чек (по данным продаж с 15 ноября до 31 декабря 2016 года и вылетом в праздники) снизился как на международных, так и на внутренних направлениях, и составил 13069 руб. и 4979 руб. соответственно. Для сравнения, в аналогичный период прошлого года средний чек составлял 15650 руб. и 7279 руб. Путешественники, озаботившиеся покупкой билетов на праздники в последние полтора месяца года, отдали предпочтение международным направлениям: доля билетов на рейсы МВЛ составила 72% (в 2015 году - 68%). Однако, как уточнил В.Войцеховский, цифры, основанные на данных продаж агентства, могут не отражать полную картину рынка. "Мы достаточно много сделали для того, чтобы предоставить своим пользователям наилучшее предложение именно в части международных перелётов, то есть у нас есть глобальные договорённости с рядом перевозчиков, - пояснил он. - И мы всячески стараемся развивать продуктовую линейку. Поэтому я подозреваю, что в этот период была определённая доминация с нашей стороны".

Среди наиболее популярных на новогодние праздники, по данным продаж агентства, стали перелёты по маршрутам Сочи - Москва, Краснодар - Москва, Санкт-Петербург - Москва, Минеральные Воды - Москва, Ростов - Москва. На МВЛ лидировали перелёты из Москвы в Ереван, Ташкент, Бишкек, Кишинёв, Майами, Баку, Тбилиси, Минск, Мюнхен, Прагу, Барселону и Вену.

Прогнозировать сложно

В Tickets.ru ожидают, что в наступившем году спрос на внутрироссийские направления сохранится, доля внутренних перевозок останется в пределах 60-65%. В то же время эксперты агентства прогнозируют небольшое увеличение пассажиропотока по направлениям между странами СНГ - на 1-2%. Прежде всего, считают в агентстве, стоит ожидать увеличения пассажиропотока в Казахстан, Армению и Белоруссию. В целом от 2017 года можно ждать возвращения рынка авиационных услуг к показателям 2015 года. Оптимизм подкрепляют планы партнёров агентства - основных авиакомпаний, таких как "Аэрофлот", S7 Airlines, "Уральские авиалинии" и "ЮТэйр" по увеличению количества перевезённых пассажиров.

Прогнозировать более детально, считает В.Войцеховский, пока тяжело. "Единственное, что могу сказать, международный сегмент всё равно будет расти... появятся новые направления, начнут увеличиваться частоты на уже существующих. Возможно, будут приходить новые перевозчики. Но когда этот спрос появится, я ответить не могу, поскольку это совсем не зависит от индустриальных факторов, - прокомментировал он. - Всё непосредственно будет зависеть от политического климата, который при этом не зависит от нас. Мы не можем предсказать действия и конфликтные ситуации в других странах. Как, например, не могли прогнозировать напряжённость в отношениях с Турцией".

Говоря о прогнозах на текущих год, нельзя не упомянуть об имеющемся отложенном спросе. Часть людей, по мнению В.Войцеховского, ждёт либо стабилизации курса, либо снятия политической напряжённости в тех странах, которые они хотели бы посетить. Хороший пример - Египет. Безусловно, если ограничения на полёты в это страну будут сняты, это будет способствовать росту международного сегмента в целом. "Также всё будет зависеть от того, что будет происходить внутри Египта. Сейчас мы можем судить о том, что рынок готов расти. Но для того, чтобы расти, недостаточно восстановить желание, - добавил эксперт. - Необходимо ещё множество способствующих факторов, к которым авиация, по сути, отношения никакого не имеет, но тем не менее в корне от них зависит - это экономика и политика".

Как считает представитель Tickets.ru, также нужно учитывать, что часть туристов, которая в 2015-2016 годах переориентировалась на Азию, может не вернуться в Египет или Турцию: "Лично моя точка зрения, что Азия более богата с точки зрения эмоций для туриста, который там никогда не был, нежели Египет, в котором он был множество раз. Раньше на Египет было предложение, от которого нельзя отказаться, и большая часть рынка на него была ориентирована. У нас был принцип "советской столовой", где всего три блюда, но сейчас мы увидим совсем другую картину. Я думаю, что 2017 год в любом случае будет сопровождаться определённым реновированием рынка, то есть появлением принципиально новых продуктов, которых ранее на рынке не было. Полагаю, что начнёт активно развиваться динамическое пакетирование, продолжат развиваться так называемые сити-брейки (предложения выходного дня - "АвиаПорт") как в страны СНГ, так и в Европу", - заключил эксперт.

 
Материал «Рынок авиаперевозок встал на путь обновления» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Авиакомпания "Победа", Авиакомпания "Белавиа", Аэрофлот - российские авиалинии, Сибирь (S7 Airlines), Авиакомпания "Уральские авиалинии", Белавиа (Belavia-Belarusian Airlines), Авиакомпания "Сибирь" (в процессе тестирования)

Комментарии к новости