Источник: Сергей Ахрамеев // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 20.02.2017, 21:16
 

"Основное требование к бизнес-залу - комфорт пассажиров"


[image]

Российские региональные аэропорты все чаще вкладываются в развитие бизнес-залов: в минувшем году обновлённые залы повышенной комфортности открылись в Тюмени, Самаре, Уфе, Казани, а также на Дальнем Востоке - в Хабаровске и Южно-Сахалинске. В предстоящие годы в отрасли будет реализовано несколько проектов строительства новых аэровокзальных комплексов, не считая тех, что возводятся при подготовке к Чемпионату мира по футболу. Как создаётся пространство в бизнес-зале и о чём нужно помнить при его проектировании, "АвиаПорту" рассказал руководитель студии VOX Architects архитектор Борис Воскобойников.

- Вы разработали проект зала повышенной комфортности для сектора международных авиалиний нового аэропорта Ростова-на-Дону "Платов". О вашей победе в соответствующем конкурсе было объявлено ещё в июле, хотя строительство терминала и сейчас не закончено. Как происходит работа над подобными объектами - вы работаете с определённой площадью, или можете обсуждать с заказчиком параметры помещений? Вообще, как долго разрабатываются подобные объекты?

- Несмотря на то, что стройка ещё идёт, и до реализации самого зала ещё достаточно времени, этим проектом мы занимаемся уже почти полгода. Задание было выдано заранее, с тем, чтобы была возможность тщательно проработать проект. Эта большая редкость в наше время, потому что практически все заказчики хотят все "вчера". К счастью, ростовский "Платов" строят "Аэропорты Регионов", с ними мы уже сотрудничали по аэропортам "Кольцово" в Екатеринбурге и "Курумоч" в Самаре. Поскольку холдинг делает далеко не первый подобный объект, они правильно рассчитали время и последовательность действий.

Что касается площади: она была задана изначально, так как терминал разрабатывала другая компания. Нам был выделен соответствующий сегмент, отведённый под наш "международный" зал. Он имел конкретную конфигурацию, в рамках данной площади мы предложили планировочное решение с учётом тех задач, которых перед нами ставились.

- Проводятся ли какие-то исследования относительно того, что потребители хотят видеть в бизнес-зале?

- Безусловно. Кроме того, имеется обширный международный опыт. Результаты подобных исследований (преимущественно статистические и психологические отчёты) нам предоставляет заказчик. Обычно там есть информация о том, сколько времени в среднем проводит человек в бизнес-зале, какие услуги им востребованы, на что жаловались пассажиры и так далее. Опираясь на эти данные, мы находим компромисс между желаниями посетителей бизнес-зала и возможностями компании, которая эти услуги оказывает. Помимо этого, у нашего архитектурного бюро есть чёткое представление о том, как должны выглядеть общественные зоны. Из практического опыта мы знаем, сколько нужно пространства выделить человеку для комфортной работы и отдыха, какое должно быть освещение, акустика. Наши решения - квинтэссенция опыта и тех данных, которые предоставляют операторы бизнес-залов.

- Какие основные требования предъявляются к пространствам бизнес-залов?

- Основное требование - безусловно, комфорт пассажиров. Среди особенностей можно отметить, что от стойки администраторов должен открываться максимальной обзор зала. Конечно, есть пожарные нормы проходов, есть оборудование, которое обязательно должно использоваться, и регламенты, связанные с ним. Например, кухни и санузлы, в большинстве случаев, целесообразно размещать в непосредственной близости от коммуникаций. Эти и многие другие технические нюансы нужно учитывать, с тем, чтобы организовать все процессы удобно и для пассажиров, и персонала. Кроме соблюдения упомянутых стандартов, оператор не ограничивал нас ничем, очертив лишь границы бюджета.

- Должны ли зоны ЗПК "физически" разделяться - скажем, перегородками, или оптимальный вариант это open space?

- Оптимальный вариант - open space, но разделённый на ряд относительно небольших зон. Основное отличие бизнес-зала от обычного в том, что в нём есть возможность уединиться, отдохнуть, или поработать, но в спокойной камерной обстановке. Обычно 30% занимает зона, связанная с приёмом пищи, некий буфет. Остальное пространство - это уже так или иначе обособленные зоны комфортного ожидания для пассажиров. Мы исходим из того, что в большинстве своём пассажиры бизнес-зала путешествуют в одиночку, поэтому создаём для них индивидуальные места, предусматривая возможность конфигурировать их в группы, поскольку иногда в поездки отправляются большие делегации. Но прежде всего пассажиру должно быть комфортно одному.

- Один из показателей комфорта - акустический комфорт. За счёт чего он достигается?

- Наше решение [в "Платове" - "АвиаПорт"] ориентировано на то, чтобы оставить весь шум, создаваемый аэропортом, за дверями бизнес-зала. Кроме того, мы минимизируем звуковой фон, который создают сами посетители ЗПК, предусмотрев для этого звукопоглощающие материалы, акустические панели, ковролин и так далее.

- Как вы считаете, интерьер - ключевой атрибут бизнес-зала, или пассажиров больше интересуют услуги?

- Я думаю, что важно и то, и другое. В принципе, набор услуг в бизнес-залах достаточно стандартный, но комфортно там находится или нет, зависит от уровня проработки собственно интерьера. Нужно помнить, что комфорт - понятие комплексное, включающее отсутствие акустических, световых и тактильных раздражителей. То есть интерьер - это комплекс технологических и технических решений, которые позволяют человеку спокойно себя чувствовать, расслабиться. Что создаёт больше всего дискомфорта в общих залах ожидания? Как раз повышенный уровень шума и нефиксированный свет, большое количество пассажиров. К примеру, в бизнес-зале на одного человека отводится обычно не менее 6-7 квадратных метров. Поэтому создавая подобные проекты, мы консультируемся и со светодизайнерами, и с акустиками, и со специалистами, которые проектируют аудио и видео системы.

- Пространство должно быть выполнено в деловом стиле, или допускаются иные решения?

- Среди посетителей залов повышенной комфортности могут быть не только бизнес-пассажиры, но и путешественники, владельцы Priority Pass и других карт, дающих привилегии, пассажиры с детьми, и так далее. Поэтому единственное, что отличает бизнес-зал от обычных залов ожидания - это повышенный уровень комфорта, то есть интерьер может быть любым. Как правило, когда в терминале несколько бизнес-залов, у них разные операторы. Соответственно, у них могут быть разные задачи, даже разные бюджеты, и разные стилистические решения. Кроме того, бизнес-залами часто управляют авиакомпании, которые стремятся привнести туда колорит, связанный с их фирменным стилем.

- Важно ли использовать престижные предметы интерьера?

- Нужно понимать, что цена того или иного предмета обстановки или освещения, формируется не за счёт бренда, а за счёт технологии исполнения и качества материалов. Мы ориентируемся на мебель и материалы высокого качества, так как они дольше служат. Удобство, скажем, кресла обеспечивается благодаря тому, что производитель тратит массу усилий на его проектирование, проводит глубокие исследования поведения материалов, технологии производства каркасов, швов, подвижных частей. Например, рабочие кресла могут учитывать фигуру и вес человека, фиксироваться в нескольких рабочих положения; для обивки используются дышащие, износостойкие, терморегулирующие материалы. Такие предметы невозможно разработать и изготовить, не имея большого опыта технологичного оборудования.

- Мы говорим о зарубежных производителях, или и на отечественном рынке есть качественные изделия?

- К сожалению, отечественный рынок, высокотехнологичных изделий, в основном это кресла, пока не развит. Что касается корпусной мебели и крупных встроенных изделий, преимущественно они российского производства. Важно помнить о соотношении цена/качество: качественная мебель служит примерно столько же, сколько и бизнес-зал, то есть порядка шести лет. После этого обычно несколько меняются технические и интерьерные тренды, и операторы, желая привлечь клиентов, решаются на обновление.

- Если говорить о технике, как быть с таким востребованным предметом как розетки?

- Конечно, к каждому столику розетку подвести невозможно, тем более, что столики могут быть передвижными. Розеток должно быть достаточно много для того, чтобы без проблем ими пользоваться. Есть и другие решения: например, розетка может быть интегрирована в кресло, там могут быть USB-входы и так далее.

- Ваш проект в "Кольцово", например, привязан к Уралу и горной тематике, в "Курумоче" вы сделали отсылку к космической промышленности Самары. Кто выбирает тему интерьера?

- Такие решения принимаем мы и предлагаем их заказчику. При проектировании аэропорта, и, в частности, бизнес-зала, основополагающим принципом является создание зоны психологического комфорта. Люди, летающие часто, не слишком волнуются перед вылетом, но встречаются люди, которые переживают, вплоть до аэрофобии. Это достаточно серьёзная проблема, и пассажиру очень важно побыть в эти потенциальные моменты стресса в спокойном пространстве, в котором ощущается умиротворённость и забота. Уникальный интерьер, обходительность и внимание к пассажиру способны отвлечь человека от мыслей о перелёте. Соответственно, он становится лоялен к путешествиям в принципе. И один из способов создать такое ощущение - это индивидуальный подход к интерьеру каждого зала, кроме того, это своего рода уважение к местным традициям и региону, где находится аэропорт.

 
Материал «"Основное требование к бизнес-залу - комфорт пассажиров"» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.

Комментарии к новости