Источник: Олег Пантелеев // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 27.02.2017, 09:15
Комментариев: 2
 

На восточном рынке без быстрых перемен

Российско-индийские проекты реализуются успешно, но традиционно неспешно


[image]
Автор: Марина Лысцева

Одна из крупнейших азиатских авиационных выставок Aero India в 11 раз прошла на авиабазе "Елаханка". В нынешнем году её участниками стали почти 550 компаний из Индии и 30 стран мира. Традиционно мероприятие посещает внушительная российская делегация, ключевым событием в работе которой является итоговая пресс-конференция. В ней принимают участие глава делегации, а также представители холдингов и предприятий, представивших свою продукцию в Бангалоре. Как правило, именно это мероприятие обобщает результаты работы российских переговорщиков на выставке и ложится в основу публикаций обозревателей. Прозвучавшие в этот день ответы зачастую напоминали предсказания гадалки "главное событие Вашей жизни ещё впереди". Однако добавляют оптимизма высказывания ряда руководителей, сделанные в кулуарах, а также озвученная ранее информация.

Открыл пресс-конференцию заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России (ФСВТС) Владимир Дрожжов, напомнивший участникам мероприятия о давних партнёрских отношениях между Россией и Индией. Военно-техническое сотрудничество стартовало в 1960 году, и с тех пор было реализовано множество проектов, затрагивавших не только поставку вооружений и военной техники, но и организацию лицензионного производства и совместную разработку. Сергей Гореславский, заместитель генерального директора "Рособоронэкспорта", уточнил, что в 2016 году портфель заказов компании на индийском рынке превысил $4,6 млрд, и в проработке находится ряд новых соглашений. "Рассчитываем увеличить (портфель заказов - "АвиаПорт") за счёт подписания важных и больших по объёму заказов", - подчеркнул он.

Предпосылки для увеличения портфеля заказов есть: с одной стороны, ряд сделок уже давно находится в стадии обсуждения и теперь, по словам специалистов, отвечающих за военно-техническое сотрудничество, подписание документов является делом если не недель, то месяцев. С другой стороны, к 2030 году Индия рассчитывает приобрести только военных самолётов около 400 единиц, не считая авиационных средств поражения, запчастей и так далее. Кроме того, указанное количество не включает вертолётную технику, средства противовоздушной обороны и другие виды вооружений и военной техники, традиционно поставляемые Россией на внешние рынки.

Крупнейшей авиационной программой в области военно-технического сотрудничества в минувшие годы стал проект создания, поставки и организации лицензионного производства в Индии истребителей Су-30МКИ. Согласно существующим оценкам, сегодня в составе Военно-воздушных сил Индии находится около 230 самолётов этого типа, причём значительная часть бортов собрана на заводе корпорации Hindustan Aeronautics Limited (HAL) в Насике. На других индийских предприятиях собираются двигатели АЛ-31ФП, бортовое радиоэлектронное оборудование и системы. Всего в кооперации задействовано порядка 150 местных поставщиков.

Появление новых видов авиационных средств поражения привело к тому, что индийская сторона поставила вопрос о расширении боевых возможностей самолёта путём проведения его модернизации. Первым крупным проектом стало оснащение Су-30МКИ сверхзвуковой противокорабельной ракетой Brahmos. На данный момент проведена доработка двух опытных самолётов, один из них демонстрировался на выставке. Уже осуществлены бросковые пуски макета, а весной нынешнего года будут выполнены первые пуски ракеты по морской, а затем и по сухопутной цели. После этого начнётся дооснащение самолётов и поставка ракет индийским вооружённым силам.

Дальнейшая модернизация самолётов обсуждается достаточно давно, к примеру, в прошлом году озвучивалась стоимость проекта по доработке парка в размере $7-8 млрд. Но запросы индийской стороны периодически пересматриваются, поэтому по некоторым аспектам переговоры приходится проводить повторно. Заместитель директора ФСВТС отметил, что работа по согласованию условий контракта идёт очень хорошо, "готовятся необходимые контрактные документы по модернизации Су-30МКИ индийских ВВС". Первый вице-президент "Объединённой авиастроительной корпорации" (ОАК) Александр Туляков в свою очередь уточнил, что модернизация прежде всего затронет радар, что позволит повысить эффективность боевого применения самолёта. Однако, по его словам, говорить о деталях контракта пока рано.

Вопросы индийских журналистов, прозвучавшие на пресс-конференции, касались и возможности модернизации силовой установки Су-30МКИ. Комментируя эту тему, генеральный директор "Объединённой двигателестроительной корпорации" (ОДК) Александр Артюхов подчеркнул, что индийской стороной развёрнуто производство двигателей АЛ-31ФП, и уже произведено более 300 двигателей, которые хорошо себя зарекомендовали в эксплуатации. В то же время он напомнил, что корпорацией разработан двигатель АЛ-41Ф-1С. "Нами разработан АЛ-41Ф-1С, который штатно устанавливается на Су-35, и по своим характеристикам тяги и ресурса значительно превосходит АЛ-31ФП", - уточнил он. Едва ли приходится говорить о том, что Су-30МКИ в ближайшие годы получит новый двигатель, затраты индийской стороны на ремоторизацию строевых машин окажутся чрезвычайно высокими. Тем более, что Су-30МКИ и с двигателем АЛ-31ФП имеет достаточный запас по тяге, чтобы "носить" ракету Brahmos массой в две с половиной тонны. В то же время, российские производители намекают, что для иностранных заказчиков, не только для Индии, удачным решением было бы дополнение парка Су-30 новыми Су-35.

Программа Су-30МКИ стала наглядной демонстрацией подхода России к военно-техническому сотрудничеству, когда ключевые партнёры, к которым безусловно относится Индия, получают доступ к современным технологиям и участвуют в серийном производстве и последующем обслуживании техники. Следующим шагом должна стать совместная разработка самолёта, который займёт ключевую позицию в составе ВВС Индии. Речь идёт о создании истребителя пятого поколения (Fifth Generation Fighter Aircraft, FGFA). По словам В.Дрожжова, проект контракта по совместной разработке уже согласован, и в настоящее время ожидается окончательное решение индийской стороны по этому документу.

Как уже не раз бывало, незадолго до какого-либо события, связанного с российско-индийским взаимодействием в авиационной сфере, в местной прессе появилась критическая статья, авторы которой призвали разобраться, насколько Индии нужно участвовать в проекте создания FGFA. По мнению авторов, роль местной промышленности в разработке мала, а стоимость программы - велика. Впрочем, удивляться подобному положению дел не приходится: старт совместному проекту создания истребителя пятого поколения положен в 2007 году, и за десять лет Россия существенно продвинулась в совершенствовании своего Т-50. Это означает, что все "детские болезни" самолёта и установленного на нём оборудования достанутся одной стороне, вторая же неизбежно должна будет заплатить за достаточно зрелый продукт, который придётся лишь адаптировать под требования местных военных.

Если в сегменте тяжёлых истребителей позицию России на индийском рынке в среднесрочной перспективе можно охарактеризовать как непоколебимую, то в других нишах за заказчика предстоит побороться. С одной стороны, в составе Вооружённых сил страны есть морально устаревшие лёгкие однодвигательные истребители МиГ-21 и более современные двухдвигательные МиГ-29. Последние в настоящее время проходят глубокую модернизацию до варианта UPG. С другой стороны, на протяжении почти 15 лет Индия проводила тендер на поставку среднего многоцелевого самолёта (Medium Multi-Role Combat Aircraft, MMRCA), и неутешительным для России итогом стал выбор французского Dassault Rafale. Правда, и победа французов была неубедительной: вместо заявленных 126 машин на сумму (в ценах прошлого десятилетия) $10,4 млрд, подписанный в 2016 году контакт предполагал поставку только 36 бортов, хотя цена достигла внушительных $7,8 млрд. Сэкономленные средства решено перераспределить в пользу других контрактов.

Объявления об очередных тендерах последовали вскоре. Индия решила приобрести "средний однодвигательный самолёт", которому предстоит сменить истребители МиГ-21 и истребители-бомбардировщики МиГ-27. Россия сегодня не располагает таким самолётом: отечественные ВВС сделали ставку на двухдвигательные машины, а специального экспортно-ориентированного продукта не создавалось. Поэтому Россия выставит МиГ-35 в тендере на поставку истребителя аэродромного базирования, а МиГ-29К, возможно модернизированный под новые требования - на поставку палубных истребителей. Строить предположения относительно индийских перспектив новейших "МиГов" сейчас преждевременно, ведь формальное несоответствие требованию по количеству двигателей само по себе не критично: заказчик хочет получить дешёвый как в приобретении, так и в эксплуатации самолёт, и если российской стороне удастся удержать стоимость продукции в приемлемых рамках, можно рассчитывать и на некоторое отступление индийских военных от своего изначального замысла. По крайней мере стоит помнить о том, что тендер на закупку MMRCA продемонстрировал переменчивость запросов заказчика.

Есть как минимум два направления работ, где российская сторона преуспеет в продвижении на местный рынок лёгких истребителей. Первое связано с совершенствованием платформы. К примеру, в ходе пресс-конференции индийские журналисты особо интересовались вопросом возможности создания на базе МиГ-35 палубного многоцелевого самолёта. При этом они уточняли, что для заказчика представляет интерес катапультный старт с авианосца, позволяющий выпускать самолёты с полной боевой нагрузкой в самых различных условиях. Напомним, что трамплины, установленные на авианесущих крейсерах российской постройки, обеспечивают максимальную эффективность работы корабельной группировки в случае, если носитель развивает максимальный ход, следуя против ветра. Позиция российской стороны однозначна: доработать МиГ-35 до требований заказчика возможно, тем более, что при его создании использовались многие наработки, ранее реализованные на палубном истребителе МиГ-29К.

Последовавшее вскоре после завершения Aero India объявление о создании истребителя пятого поколения совместными усилиями России и Объединённых Арабских Эмиратов однозначно указывает на то, что терять позиции на рынке лёгких машин наша страна не намерена, и потенциальные заказчики вправе рассчитывать на то, что им будет предложена достойная альтернатива европейским и американским истребителям. Правда, прозвучавшие заявления официальных лиц пока оставляют больше вопросов, чем дают ответов. В частности, глава корпорации Ростех Сергей Чемезов заявил журналистам, что истребитель пятого поколения будет сделан на базе МиГ-29, работы начнутся в 2018 году и продолжатся в течение 7-8 лет. В свою очередь, материалы, опубликованные во французском журнале Air&Cosmos, свидетельствует в пользу версии о новой платформе, в которой сочетаются низкая заметность и высокая манёвренность, внутреннее размещение вооружения и два двигателя ВК-10М с увеличенной до более чем 10 тонн тягой.

Второе направление связано с укреплением статуса надёжного партнёра, обеспечивающего эффективную послепродажную поддержку поставленной авиатехники. Так представители ОАК провели переговоры, целью которых было развитие сотрудничества в части сервисного обслуживания военных самолётов. В частности, Президент корпорации Юрий Слюсарь провёл встречи с руководством ВВС Индии, а также с Председателем Правления корпорации HAL Шри Т. Суварна Раджу (Shri T. Suvarna Raju). Полученное ОАК свидетельство ФСВТС даёт корпорации право самостоятельно поставлять запчасти, а также осуществлять сервисное обслуживание и ремонт поставленной авиатехники. Кроме того, расширяется и участие индийских предприятий в обслуживании и ремонте самолётов Су-30МКИ, совместно с Корпорацией "Иркут" местные заводы наращивают необходимую инфраструктуру. Как известно, первый Су-30 прошёл капитальный ремонт на предприятии HAL в Насике ещё в январе 2015 года. Также отделением HAL в городе Корапут производится ремонт двигателей АЛ-31ФП и их агрегатов. Ранее ОДК разработала и поставила ремонтно-техническую документацию, оборудование, ремонтно-монтажный инструмент, ремонтно-групповые комплекты, запасные части и агрегаты. Сервисный центр двигателей оснащён на авиабазе в Пуне, ведутся переговоры по созданию новых центров.

Развитие сервиса - общий тренд для отечественных авиастроителей. К примеру, ОДК предлагает Индии комплексную систему послепродажной поддержки двигателей РД-33МК, установленных на палубных истребителях МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Новое предложение охватывает период после истечения срока гарантийных обязательств и предполагает весь перечень услуг: от технического обслуживания и ремонта, поставки запчастей, до подготовки персонала и предоставления технической документации. Повысить оперативность устранения неисправностей помогут круглосуточный канал связи и размещение на территории эксплуатирующей организации бригады технической поддержки.

Также двигателестроители продемонстрировали на выставке цифровой блок автоматического регулирования и контроля БАРК-88 для двигателей семейства РД-33. Установка такого блока взамен используемого аналогового оборудования позволяет получить эксплуатанту многочисленные преимущества: сокращается масса и объём регулирующих агрегатов и соединительных кабелей, повышается точность поддержания параметров двигателя и качество управления. С точки зрения эксплуатации новинка обеспечивает увеличение запаса газодинамической устойчивости на переменных режимах и увеличение ресурса двигателя за счёт более точного учёта наработки на различных режимах. Представители ОДК предложили индийской стороне доработать один из её истребителей МиГ-29, чтобы в условиях эксплуатации оценить достоинства новинки.

На местном рынке военной авиатехники есть сегмент, в котором Россия сегодня не присутствует: учебно-тренировочные самолёты. Крупный тендер на поставку реактивных машин выиграла британская компания BAe, поставившая самолёты Hawk Mk.132. В настоящее время разработчик предлагает усовершенствованную версию этого самолёта. Отечественные авиастроители не считают эту партию проигранной: так "Иркут" предлагает построение системы обучения на базе поршневого Як-152 и реактивного Як-130. Глава Корпорации "Иркут" Олег Демченко, напоминая об опыте сотрудничества по Су-30МКИ, выразил готовность обсудить тесное взаимодействие с индийскими партнёрами в рамках концепции "Make in India", вплоть до организации лицензионного производства этих самолётов.

Сегмент военно-транспортных самолётов также был представлен в российской экспозиции: в виде макетов присутствовали Ил-76МД-90A и Ил-112В. Однако пока говорить о значительных перспективах этих машин на местном рынке не приходится. Индия лишь недавно завершила программу модернизации парка Ан-32, закрыв тем самым потребность в лёгких военно-транспортных самолётах. С другой стороны, приобретение американской техники - C-17 Globemaster III - закрыло потребности в тяжёлых лайнерах. Россия может предложить модернизацию парка Ил-76 и Ил-78, состоящих на вооружении ВВС Индии, однако едва ли этот сегмент сегодня приоритетен для заказчика. Впрочем, Ил-76 в качестве платформы самолёта дальнего радиолокационного обнаружения продолжит поставляться в Индию: помимо трёх ранее переданных машин, ожидается поставка ещё двух бортов А-50ЭИ.

В середине рынка - многоцелевые самолёты, и Россия длительное время вела работы с Индией по такому проекту (Multirole Transport Aircraft, MTA). Однако прошли многие годы, а до рабочего проектирования стороны так и не дошли. В результате ОАК имеет задел по собственному проекту Многоцелевого транспортного самолёта, который на горизонте 2022-2023 годов должен сменить в отечественных Воздушно-космических силах морально устаревшие Ан-12. При этом президент ОАК Юрий Слюсарь в беседе с журналистами отметил, что длительная работа с индийцами в рамках совместного предприятия "позволила понять требования индийской стороны по базированию, количеству членов экипажа, специфичным вопросам". Как следствие, доведя собственный проект до высокой степени готовности, Россия попытается вернуться к переговорам с Индией по этому проекту.

ОАК на Aero India 2017 впервые продвигала линейку перспективной гражданской продукции. Если ранее на местном рынке представлялись отдельно Sukhoi Superjet 100 и МС-21, то теперь корпорация предлагает потенциальным заказчикам весь спектр продуктов. По оценкам маркетологов ОАК, местный рынок в ближайшие 20 лет продолжит рост, и здесь будет востребовано порядка 2000 гражданских воздушных судов, 70% из которых придётся на узкофюзеляжные самолёты с вместимостью 140 и более кресел. По словам вице-президента ОАК Владислава Масалова, переговоры проведены с авиакомпаниями Air India, AirAsia India, SpiceJet Airlines, IndiGo и другими, при этом местные эксплуатанты проявляют интерес к отечественным лайнерам. В свою очередь, ОДК на своём стенде представила двигатель ПД-14 для МС-21. Подход к реализации гражданских проектов аналогичен - к примеру, Ил-114 Россия готова производить совместно с Индией.

Отдельного внимания стоят проекты по вертолётной тематике. Ранее Индия сформировала вертолётный парк из лёгких машин SA315B и SA316B, которых насчитывалось более сотни. Они подлежат замене на Ка-226Т, соответствующий контракт был подписан в декабре 2015 года. Как ожидается, 60 машин будут построены в России на Улан-Удэнском авиационном заводе и переданы заказчику, остальные планируется собрать в Индии. Также возможно и последующее расширение контракта до 400 единиц. Реализацией проекта занимается совместное предприятие, учреждённое в октябре 2016 года компаниями "Вертолёты России", "Рособоронэкспорт" и HAL. Индийская сторона имеет 50,5% акций в совместном предприятии. Помимо сборки машин предусматривается обслуживание, эксплуатация, ремонт и обеспечение технического сопровождения вертолётов. Поставки планируется осуществлять с 2019 года.

Наиболее массовыми в вооружённых силах Индии являются вертолёты семейства Ми-8 /-17, которых только в индийских ВВС эксплуатируется более 250 единиц, большая часть из них - современные Ми-17В-5 производства Казанского вертолётного завода. Как ожидается, до конца нынешнего года может быть подписан очередной контракт, в ходе которого в Индию будет поставлено ещё 48 таких машин.

Закрепляя достигнутый успех, "Вертолёты России" предлагают индийским заказчикам свои новинки, такие как тяжёлый многоцелевой вертолёт Ми-38, а также средний "Ансат". Увы, ещё в двух нишах - ударных и сверхтяжёлых вертолётов - Индия сделала ставку на американскую продукцию, на ближайшие годы эти ниши заняты конкурентами.

Как и в случае с самолётной техникой, одним из важных условий развития сотрудничества и создания благоприятных условий для заключения новых контрактов по вертолётной тематике является формирование безупречной системы послепродажного обслуживания. В рамках авиационного кластера Госкорпорации Ростех в Индии запущен пилотный проект по концепции "единого окна", который предусматривает, что все процессы, связанные с послепродажным обслуживанием вертолётов советского и российского производства, будут осуществляться "Вертолётами России" в кооперации с предприятиями - поставщиками комплектующих для вертолётов. Целью является обеспечение бесперебойной эксплуатации парка заказчика на протяжении всего жизненного цикла. Данная схема существенно упростит эксплуатантам процесс организации обслуживания и ремонта вертолётов, а также сократит сроки оказания услуг.

Aero India 2017 обошлась без лётного показа натурных экспонатов из России, демонстрировались Су-30МКИ и "МиГи" местных ВВС. Итоговая пресс-конференция российской делегации собрала полный зал, однако большая часть присутствовавших - представители компаний, принявших участие в выставке, и российские же журналисты. Внешне всё выглядит так, будто сотрудничество с Индией идёт по накатанной колее, и большая инертность машин межгосударственных отношений, управления закупками и эксплуатацией позволяет рассчитывать на длительное и успешное сотрудничество. Действительно, на стороне России - давняя история поставки вооружений и военной техники, очень привлекательные условия сотрудничества, включая передачу технологий и ноу-хау в соответствии с концепцией "Make In India". Но, увы, на нашей стороне порой недостаточно "мягкой силы", да и рекламные кампании отнюдь не столь агрессивны, как у конкурентов. Будут ли доводы наших продавцов услышаны, состоятся ли ожидаемые сделки - покажет время. Впрочем, учитывая местную специфику, нельзя утверждать, что это время будет ближайшим.

 
Ссылки по теме:
Материал «На восточном рынке без быстрых перемен» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: МС-21 (в процессе тестирования)

Комментарии к новости

Есть некотрые сомнения что нам удасться продать Индии МиГ-35, как однодвигательный самолет, хотя надежды конечно остаются. Пока что все выглядит так как если бы конкурс был сделан под F-16/JAS-39.

Як-130 то же почему-то не пошел, а уж как его пропихивали, как пропихивали, правда не знаю пропихивали ли его в Индию.

FGFA по всем параметрам история мутная. И образец Т-50 сомнительный (как впрочем и все остальные малозаметные истребители) и сама по себе программа не понятно то ли есть то ли ее нет.

Ну связка ССЖ-100/МС-21 это уже классика - покупайте боинг/бомбардье отечественной сборки, вот только очередей чет не видно - надежды что с импортными комплектующими у нас по более низкой цене не глядя будут расхватывать на западе не оправдались, а всем остальным нужен пакет технологий из одних рук.

Была попытка пропихнуть Ту-204СМ два раза Ирану, так все оперативно прикрыли.

Из всего только Ил-114 выглядит по перспективам неплохо, но опять же понятно купят или не купят.

Лично мне кажется что Индия постепенно склоняется к США, если это происходит, то очень скоро станет заметно.

Мы сами себе благополучно нагадили ориентацией на запад угробив советский задел, а нас за это в благодарность запад пнул под жопу - так нам и надо.