О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Этот год для нас будет годом проверки на эффективность"

Генеральный директор NordStar Л.Мохов, возглавивший компанию в конце 2014 года, рассказал о том, как изменился её бизнес в минувшие два года, и о своём видении развития перевозчика

Авиакомпания NordStar, созданная для реализации социальной задачи по обеспечению воздушного сообщения между Норильском, Москвой и Красноярском, выполнила свой первый полёт в июне 2009 года. За прошедшие годы компании удалось закрепить статус одного из основных перевозчиков Красноярского края и попасть в ТОП-15 крупнейших российских авиакомпаний. Генеральный директор Леонид Мохов, возглавивший компанию в конце 2014 года, рассказал "АвиаПорту" о том, как изменился её бизнес в минувшие два года, и о своём видении развития NordStar.

- Авиакомпания NordStar была создана для решения социальных задач, и, как сказано на сайте перевозчика, для "обеспечение надёжного, качественного и максимально доступного воздушного сообщения между крупнейшими городами России". Эта характеристика актуальна и сегодня?

- Перед авиакомпанией изначально была поставлена социальная задача: мы обеспечиваем бесперебойную перевозку пассажиров, которые живут и работают в Норильске. Значительная часть наших рейсов завязана на этом городе и на направлениях, которые нужны жителям Норильска. Сегодня у нас порядка 80% - это регулярные рейсы, и всего около 20% чартеров, которые выполняются по остаточному принципу, в имеющиеся "окна" оборота ВС.

- Ваш основной пассажир - норильский, но самолёты базируются в Москве и Красноярске. С чем это связано?

- Базировка воздушных судов (ВС) в Заполярье возможна исключительно при условии наличия ангаров и проведения в них регламентных работ на ВС. Поэтому у нас два дома: "Домодедово" и "Емельяново". Если мы выполняем полёт Норильск - Новосибирск, а далее улетаем в Краснодар, то этот рейс начинается или в Москве, или в Красноярске. Мы довозим пассажиров до Норильска, берем новых, потом идём длинными плечами на Минеральные Воды, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Белгород или Екатеринбург.

Работа на норильском рынке определяет много особенностей. Главное - непредсказуемые погодные условия, повышенные ветровые и снеговые нагрузки. Это не может не сказаться на регулярности полётов, ведь любой сбой в цепочке потянет за собой проблемы с выполнением множества рейсов. С погодой не поборешься, но с системными задержками - удаётся. В зимний период мы несколько суток не можем летать в Норильск, местные пассажиры ждут в гостиницах, они к подобному привыкли. Но при этом остальные рейсы как летали, так и летают: Махачкала, Минеральные Воды, Санкт-Петербург и Сочи. Эти направления независимы.

- Вы сказали, что у норильского рынка есть много особенностей. Какие ещё?

- Высокие требования к авиатехнике предъявляет сам регион: от Норильска всего 60 километров до Полярного круга. Всего у нас пятнадцать самолётов: девять Boeing 737-800, один Boeing 737-300 и пять региональных ATR-42, по которым у нас имеется уникальный опыт эксплуатации. В 2015 году мы вошли в пятёрку мировых авиакомпаний - лидеров по налёту на этом типе воздушного судна. При этом, севернее нас на этих самолётах никто не летает. На Игарку на этом типе летаем только мы. В марте возобновим на них полеты из Красноярска в Норильск, планируем начать рейсы в Хатангу. Ну и откроем полёты из Норильска в Новый Уренгой и Сургут на период реконструкции взлетно-посадочной полосы норильского аэропорта.

- С какими показателями компания закончила год? За счёт чего вырос пассажиропоток?

- Рост количества перевезённых нами пассажиров в 2016 г. составил 12% в сравнении с 2015 годом. В 2016 году NordStar перевезла 1 млн 279 тысяч пассажиров.

Мы изучили рынок, куда летят норильские пассажиры. В конце 2015 года ввели в расписание рейсы, которые дают максимальную загрузку из Норильска. Из шести направлений из Москвы по тенденциям загрузки трансферных пассажиров из Норильска наибольшим спросом пользовались три: Сочи, Минеральные Воды и Махачкала. В конце 2016 добавили ещё одно направление Москву - Санкт-Петербург, опять же с расчетом на трансфер из Норильска.

Региональные самолеты ATR-42 еще два года назад летали только по Красноярскому краю. Причём краевые перевозки - это перевозки с утра и практически до 16 часов. Дальше солнце село, аэропорты закрылись, и самолёты "топчут бетон", не зарабатывая денег. С позапрошлого года мы присоединились к программе субсидирования региональных перевозок за пределами Красноярского края. И уже в 2015 году сделали качественный рывок: не снижая темпы развития по своему базовому региону, где мы из Красноярска летаем в семь точек, ещё добавили Центральную Сибирь. Субсидированные региональные перевозки благоприятно повлияли на экономику компании, увеличили налёт экипажей, у персонала появился дополнительный стимул в работе.

- Необходимость завозить в Норильск большинство грузов воздухом диктует большой спрос на грузоперевозки. Как у Вас развивается этот сегмент бизнеса, как Вы видите его перспективы? Есть ли планы по приобретению специализированных грузовых самолётов?

- Мы активно работаем над дозагрузкой коммерческих ёмкостей, это очень важная задача для авиакомпании. Особенно большое внимание я обращал на грузы в 2015 году, в первый год работы. Раньше у нас было два грузовых агента, в Москве и в Красноярске. Сейчас пересмотрели подход, для отдельных агентов нет никаких преференций. Сотрудничаем примерно с 20 крупными компаниями, и ещё с нами работает около 20 компаний второго эшелона. У нас очень хорошее отношение с партнёрами, с ФГУП "Почта России". И результаты хорошие, в 2016 году у нас был значительный прирост по грузовым перевозкам. В финансовом отношении существенно превысили показатели и 2014, и 2015 года.

Правда, есть и проблемы - прежде всего, те же погодные условия. В Норильске погода может измениться быстро, нам иной раз приходится брать дополнительный керосин, чтобы иметь возможность уйти на запасный аэродром или выполнить полет по кругу в районе аэродрома, если видим, что есть тренд на улучшение погоды. Тогда коммерческий груз остаётся на земле. Но безопасность - прежде всего.

Грузовые самолёты - история интересная, но прямого ответа на этот вопрос у меня нет. Конечно, есть логика в том, чтобы взять Boeing 737-800, переделать под грузовик. Такие идеи мы изучали, просчитывали. Возможно, когда-то и получится. Но в 2017 году этого не будет точно, прежде всего из-за ремонта полосы в Норильске.

- События 2014-2015 годов, связанные с падением курса рубля и сокращением доходов населения, чувствительно ударили по всем авиакомпаниям. Как авиакомпания отработала в этот период, каковы итоги 2016 года, хотя бы предварительные?

- Падение рубля было сильным ударом. Мы оценили, что, если продолжим работать как раньше, получим убыток в 2 миллиарда рублей. Но в результате 2015 год закончили в 8 раз эффективнее. Для этого пришлось "переломать" всю сеть, построить новые маршруты. Прошлый год уже посвятили в большей степени производству. Конечно, не всё ещё доведено до задуманного. Но уже проделана гигантская работа и 2016 год мы прожили уже в других условиях, без шока и стресса, с хорошим экономическим результатом.

- Один из известных лозунгов - "не тратить меньше, а зарабатывать больше". Вы с этим согласны или готовы поспорить?

- В кризисных условиях без минимизации издержек не обойтись - либо ты потерял, либо ты заработал - поэтому мы грамотно экономили на непроизводственных расходах.

Параллельно работали над способами получения дополнительной прибыли. В связи с этим в итоге ушли со старого движка (NordStar ранее использовала модуль бронирования Oxygen, однако в ноябре 2016 года перешла на платформу WebSky - "АвиаПорт"). Потому что этого требовала необходимость введения продажи дополнительных услуг. Поэтому мы первыми пришли в "Сирену" ("Сирена Трэвел" - "АвиаПорт") и инициировали новую разработку. В результате сегодня наш пассажир может заранее забронировать тот же выбор места или предварительную оплату багажа. Для него выгоднее оплатить эту услугу заранее. А мы заранее бронируем ёмкости, что очень важно, особенно на маленьких самолётах, где небольшая вместительность багажников.

Мы уже можем отметить большой спрос на услугу предоставления дополнительного питания, эту услугу заказывают около 10-15% пассажиров каждого рейса. Пока она действует только при вылете из Москвы, но мы планируем расширить её на аэропорты Красноярска и Норильска, а также расширить линейку дополнительного питания.

Другой пример, с середины года мы ввели услугу отправки корреспонденции через агентов и представительства. Она нам дала 450 тысяч рублей по результатам 2016 года. Пока это немного, но это развивающийся поток, мы видим, что он нарастает. Начинали всего с 5 тысяч в месяц. Можно сказать: мало, может бросить? Но нет. Для нас важен любой, даже минимальный, дополнительный доход.

- В 2015 году авиакомпания запустила программу лояльности для часто летающих пассажиров. Что её отличает от программ других перевозчиков?

- Идея состояла в том, чтобы сделать рыночный инструмент, сопоставимый с тем, что есть у основных конкурентов. Прежде всего, мы ориентировались на лидеров рынка, а также на компании, равные по объёму с нами. В целом, программа традиционная: есть "никелевые" пассажиры, "золотые" и "платиновые", с определённым набором привилегий. На этапе запуска мы изучили историю за 2014 год и выдали карты часто летавшим пассажирам. Тем самым, мы старались привлечь максимальное число участников уже с первого дня. Сейчас, год спустя, у нас зарегистрировано около 21 тысячи участников. В среднем прирост в месяц составляет порядка 1,5 тысячи человек. Также наблюдается достаточный рост и внутри программы: уже есть "платиновые" пассажиры, которые начинали с "никелевого" статуса. В процентном соотношении - темп прироста на уровне отраслевого.

- Компоновка Boeing 737-800 NordStar предусматривает 10 кресел в бизнес-классе. Насколько это оправдано в кризисный период?

- Эта услуга востребована, и мы последовательно её улучшаем. Привели в порядок салоны, кресла, ковры. Сейчас заканчиваем работу над новыми рационами: завтраками и обедами/ужинами. Для этого привлекли специалистов одного из ведущих ресторанных холдингов Красноярска с большим опытом в кейтеринге, в том числе поставках питания для деловой авиации. Новые рационы изначально появятся на рейсах из Красноярска, в перспективе мы переведём на единое стандартизированное меню все наши рейсы. Разработано несколько рецептов питания для каждого рациона - завтрака, обеда и ужина. Совместно с привлеченными специалистами разработан тренинг по обслуживанию бизнес-пассажиров, обязательный для всех бортпроводников.

- Новый стандарт обслуживания будет впоследствии в какой-то мере переноситься на эконом-класс?

- Работа над экономическим классом ведется параллельно, бортпроводники, отучившиеся новому стандарту "бизнеса", так или иначе работают и в салоне экономического класса по тем же самым правилам.

2016 год внутри компании негласно назывался "годом эконом-класса". Мы улучшили рационы питания из Красноярска, Норильска и Москвы, на ряде рейсов оно соответствует требованиям для более длительных перелетов.

Также, как и в бизнесе, "переодели" салоны - все самолеты к 2016 году получили кожаные кресла. На части самолетов заменены панели. Введены услуги для дополнительного удобства, так на местах повышенной комфортности пассажирам предлагается помимо пледа, подушка и тапочки. Расширяем бортовую торговлю, в том числе в части оплаты кредитными картами.

Налажен постоянный мониторинг качества обслуживания, через тайных пассажиров и собственных сотрудников, регулярно летающих в командировки и в личных целях нашими рейсами. Для них обязательно заполнение подробного чек-листа с оценкой уровня всего сервиса - от встречи у трапа до получения багажа.

- Итоги года можно измерять не только цифрами. Какие события Вы считаете ключевыми для компании?

- В минувшем году завершена реорганизация, мы стали авиакомпанией "НордСтар" и в юридическом поле (АО "АК "НордСтар" сменило предыдущее наименование ОАО "Авиакомпания "Таймыр" - "АвиаПорт"). Отделили вертолётный филиал - он ушёл в свою специфическую нишу и стал авиакомпанией "Норильск-Авиа". Кроме того, мы ликвидировали филиалы компании в разных городах, создав вместо них обособленные подразделения, возглавляемые головной компанией.

Среди знаковых событий нельзя не отметить прохождение аудита IOSA, который завершился с очень небольшим перечнем замечаний. Задача этого года - отчитаться перед аудиторами о проделанной работе по устранению замечаний и получить сертификат IOSA.

Еще в планах переход на Electronic Flight Bag (электронный планшет пилота - "АвиаПорт"). В начале весны доработаем весь флот, в том числе и АТR, и перейдем на электронное полётное задание.

- Вы упомянули, что на лето запланирована реконструкция взлётно-посадочной полосы в Норильске. Расскажите, как будет строиться работа авиакомпании в этот период?

- Старая полоса в Норильске достаточно сложная, ей требовался серьезный ремонт. Без новой полосы регион не может нормально работать. Было принято решение о поэтапной модернизации аэродрома. Часть работ прошла в 2016 году, на авиакомпании тот период никак не отразился. Второй этап реконструкции продлится с 1 июня по 16 сентября 2017 г. В этот период полеты будут осуществляться на короткой полосе - всего 1 510 метров, сесть смогут только самолёты АТR-42, АТR-72, Ан-24, Ан-26 и Ан-32.

Важно, что полеты тем не менее будут осуществляться, хоть и в меньшем объеме и по специальной программе. Мы задействуем в программе перевозок пять своих региональных самолётов, ещё три самолёта ATR-72 нам даёт "ЮТэйр". Ан-24 будет использоваться для резерва. Пассажиры из Норильска в Москву смогут попасть с промежуточной посадкой в Сургуте. Напрямую можно будет улететь в Красноярск и Новый Уренгой, откуда доступны рейсы по России и за рубеж, а также другие виды транспорта. Все полёты из и в Норильск будут выполняться на региональных типах, а на участке Сургут - Москва - Сургут будем перевозить пассажиров на своих "боингах". Других вариантов нет. Это усложняет перевозку, но, тем не менее, мы не закрываем аэропорт, оставляя пассажиру возможность улететь.

Координатором всей программы перевозок на период реконструкции ВПП обозначена Росавиация в лице Красноярского межтерриториального управления, базовым перевозчиком и руководителем авиагруппировки выступает авиакомпания NordStar. Мы полностью ответственны за то, что будет происходить этим летом. Этот год для нас будет годом проверки на профессионализм, на эффективность, на готовность авиакомпании работать в условиях постоянного стресса.

- Почему в качестве одной из баз выбран Сургут?

- В Сургуте есть очень хороший технический центр для ATR-42 и ATR-72, который обслуживает самолеты этого типа, поэтому мы и зацепились за этот аэропорт. В Норильске и Новом Уренгое такой станции нет, её пришлось бы разворачивать. Плюс, рядом Нижневартовск - хорошая точка с менее загруженным аэропортом, который будет использоваться как запасной.

- Во сколько Вы оцениваете убытки, связанные с предстоящими работами по реконструкции полосы?

- Конечно, убытки будут. Объём я не буду называть, но цифра получается достаточно большая. Самое главное, что по решению акционера авиакомпании тарифы на этот период времени повышаться не будут. А что это значит? Если мы из Норильска напрямую летим до Москвы - это одна история, а если теперь мы из Норильска летим на Сургут на маленьком самолёте, а из Сургута продолжаем на Boeing - это уже совсем другая экономика. Если мы летим 2 часа из Красноярска в Норильск на Boeing, то теперь 3 часа 20 минут будем лететь на АТR. Время увеличится, а количество пассажиров, которых мы сможем взять, уменьшается примерно до 60% от сложившегося летнего пассажиропотока.

- В декабре на итоговой пресс-конференции губернатор Красноярского края Виктор Толоконский говорил, что объём субсидий может составить до 480 миллионов из федерального и местного бюджета. Схема доведения средств до вас уже зафиксирована?

- Часть наших перевозок попадёт под субсидирование по действующим программам, это полёты в труднодоступные регионы Сургут, Новый Уренгой, Норильск. Это обычная субсидия: частично расходы компенсирует Красноярский край, частично Росавиация. Для нас эта схема абсолютно понятна. Есть нюансы, но мы этот вопрос прорабатываем в настоящее время. Я уверен, что средства дойдут до нас в запланированном объеме. Но это не покрывает убыток полностью, да и часть перевозок не субсидируется совсем.

- Испытание короткой полосой ещё только предстоит пройти, но управленцу необходимо иметь более широкий горизонт планирования, чем год. Какие цели Вы ставите на перспективу, в чём хотели бы реализовать себя как менеджера?

- Конечно, хочется довести экономику до стабильного доходного уровня. Показать акционеру, что этот бизнес может быть прибыльным. Прошедший 2016 год показал, что мы умеем не только экономить, но главное - умеем зарабатывать. Этот год и следующий будут сложнее. Но даже если мы 2017 год отработаем с тем же результатом, который получили в 2015 году, будет здорово. Как это сделать - знаем, будем улучшать экономику за счёт дополнительной работы по чартерам. Возможно, за счёт другой дополнительной работы, чтобы не нагружать акционера издержками от летней программы перевозки жителей Норильска.

Хотелось бы расширить флот. Для решения задач, поставленных акционером, и имеющегося флота вполне достаточно, он не избыточный, и мы умеем с ним работать. Но внутренне мы готовы к росту во всех смыслах....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка