О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Новый аэропорт на Камчатке построят в рамках ГЧП

Рост въездного туризма заставил власти Камчатского края задуматься о развитии туристического сектора, качественный скачок которого невозможен без строительства современного аэропортового комплекса

Рост въездного туризма заставил власти Камчатского края задуматься о развитии туристического сектора, качественный скачок которого невозможен без строительства современного аэропортового комплекса. Реконструкция аэродромной инфраструктуры на Камчатке была проведена в 2016 году, и теперь властям необходимо построить новый терминал и обновить парк перронной техники. К реализации проекта правительство края привлекло Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА), который занялся разработкой проекта и поиском потенциальных частных партнёров. По предварительным данным, конкурс по выбору инвестора будет объявлен уже в ближайшее время.

По словам заместителя министра имущественных и земельных отношений Камчатского края Ирины Богдановой, интерес к проекту со стороны отраслевых инвестиционных групп достаточно высокий. Генеральный директор ЦСР ГА Антон Корень уточнил, что роуд-шоу (встречи с потенциальными инвесторами и консультантами - "АвиаПорт") проходило в 2016 году. Он добавил, что победителем конкурса станет либо один из холдингов, либо компания, имеющая достаточный опыт. В любом случае, это будет профессиональная квалифицированная инвестиционная компания.

Интерес со стороны возможных инвесторов может быть обусловлен тем, что сегодня Камчатский край входит в зону территории опережающего развития (ТОР). Кроме того, планируется, что на территорию аэропорта будет распространяться режим "Свободного порта". А.Корень подчеркнул, что как ТОР, так и режим "Свободного порта" дают ряд преимуществ. "Прежде всего, это налоговые льготы. Это налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налоги на имущество и так далее, - перечислил он. - Помимо налоговых льгот, нужно учитывать возможность посещения территории туристами без оформления визы, с ограниченным сроком пребывания, но, тем не менее, достаточным для того, чтобы реализовать потребности в путешествии".

А.Корень рассказал, что разработка инвестиционного плана стартовала в начале 2015 года. На первом этапе, который занял чуть более полугода, подготовлена стратегия развития аэропорта, включающая коммерческий план развития авиаперевозок и неавиационного бизнеса, мастер-план, финансовую модель проекта, а также юридическую модель реализации проекта государственно-частного партнёрства (ГЧП). Далее потребовалось время для того, чтобы подготовить аэропорт к инвестиционному конкурсу: "Ранее аэропорт входил в состав АО "Камчатское авиационное предприятие" и находился в одном юридическом лице с авиакомпанией, - уточнил А.Корень. - Потребовалось время для того, чтобы выделить аэропорт в отдельное юридическое лицо. В начале сентября он получил сертификат, и сейчас это обособленное юридическое лицо, акции которого и будут выставляться на торги с инвестиционными условиями. Это было одним из пунктов стратегии развития. Реорганизация - обязательный этап, который необходимо было пройти перед привлечением инвестора".

Как уже говорилось выше, к настоящему времени принято решение, что проект будет реализован на условиях государственно-частного партнёрства. Сумма инвестиций при этом составляет не менее 3,4 млрд рублей. Правительство края готово выступить соинвестором: на начальном этапе из бюджета будут внесены денежные средства. В частности, правительство региона планирует докапитализацию предприятия, рассказывают в ЦСР ГА. "Сумма докапитализации уточняется в рамках процесса структурирования сделки", - уточняют там.

Инвестиционный проект включает строительство пассажирского терминала пропускной способностью 800 пассажиров в час. ЦСР ГА обосновал потребность пропускной способности с одновременным обслуживанием на вылет 200 пассажиров на внутренних линиях и 200 на международных, с возможностью гибкого расширения зон под спрос, и такое же количество пассажиров (200+200) при облуживании на прилёт. Кроме того, подразумевается обновление парка перронной техники, оборудование привокзальной площади, строительство новых и модернизацию существующих зданий служебно-технической территории для обеспечения работы воздушной гавани. Проектно-сметная документация на строительство международного терминала, получившая положительное заключение Главгосэкспертизы России, подготовлена отраслевой проектной организацией "Красаэропроект".

В министерстве имущественных и земельных отношений Камчатского края ожидают, что строить терминал начнут уже в 2017 году. Согласно текущему плану организации строительства, на возведение здания уйдёт до четырёх лет. И.Богданова подчеркнула, что создание какой-либо дополнительной инфраструктуры, например, гостиницы, остаётся на усмотрение инвестора. Очевидно, дополнительные планы будут осуществляться уже после выхода проекта на окупаемость. "При разных сценариях, срок окупаемости - от семи до девяти лет", - уточнил А.Корень.

Существующая инфраструктура в "Елизово" безнадёжно устарела, считает И.Богданова. "У действующего аэровокзала очень низкая пропускная способность - 250 пассажиров в час на внутренних линиях. Кроме того, он очень старый сам по себе", - говорит она. Что касается дальнейшей судьбы действующего АВК, пока обсуждаются разные варианты: сделать из него музей, либо оставить как дополнительное помещение, в которое можно будет перевести часть служб. Также рассматривается и вариант сноса. В этом случае на его месте, к примеру, могут появиться дополнительные места под парковку. Окончательное решение по старому зданию будет принято позже, когда появится чёткое понимание, как его можно задействовать под новую инфраструктуру.

По словам А.Кореня, на данный момент пропускная способность аэропорта не позволяет в рациональные сроки обслуживать узко- и широкофюзеляжные магистральные самолёты. После строительства нового аэропорта увеличится пропускная способность, и что особенно важно, международного сектора. "Одна из основных задач, которая решается при строительстве нового терминала, - создание современного международного сектора без ограничений по пропускной способности в соответствии с текущим спросом, и с заделом на долгосрочную перспективу до 2025-2035 года", - пояснил руководитель ЦСР ГА.

При этом в 2016 году в "Елизово" была модернизирована аэродромная инфраструктура - новая взлётно-посадочная полоса (3500 метров) заработала 1 июня. Была также построена новая магистральная РД и сеть рулёжных дорожек, также введён в эксплуатацию новый командно-диспетчерский пункт.

При разработке стратегического плана развития аэропорта и мастер-плана специалисты ЦСР ГА учли принимали за основу наиболее вероятный сценарий развития пассажирских перевозок, связанный с созданием ТОР "Камчатка" (масштабный проект развития туристской и портовой инфраструктуры в регионе - АвиаПорт). "Мы взяли стандартный горизонт планирования - 20 лет. По наиболее вероятному сценарию, на фоне строительства существенного количества объектов туристической и портовой инфраструктуры, к 2020 году пассажиропоток достигнет 962 млн пассажиров, а к 2035 году - до 1,77 млн человек", - сказал А.Корень. Он добавил, что в последние годы наблюдается значительный приток туристов. например, в 2015 году на Камчатку, прилетело 180 тысяч пассажиров, что в три раза больше, чем в 2014 году.

За 2016 год аэропорт Петропавловск-Камчатский ("Елизово") обслужил 617 тысяч пассажиров, говорится в официальном сообщении воздушной гавани. "По сравнению с 2015 годом, пассажиропоток на внутрироссийских линиях вырос на 6,8%, а по международным направлениям, даже в условиях низкой пропускной способности, - на 61,7%, тем самым более чем в полтора раза превысив этот показатель 2015 года", - говорится в пресс-релизе аэропорта. Такой рост показателей там объясняют возросшим интересом жителей Камчатки к предложениям туроператоров.

Увеличению пассажиропотока, в том числе и международного, может способствовать и развивающаяся в настоящий момент портовая инфраструктура. В частности, уже завершено строительство нового пассажирского терминала в порту (200 человек в час) и пункта пропуска через государственную границу. "В будущем количество круизных рейсов будет расти. Мы понимаем, что пассажир, который в рамках круиза провёл несколько дней на корабле, обратно не всегда хочет возвращаться морем. Это формирует пассажиропоток для авиации, - объяснил гендиректор ЦСР ГА. - То есть, прибывая на Камчатку, турист проводит там некоторое время, далее пересаживается на самолёт и вылетает в свой город, откуда он прибыл. Как правило, это организованный чартер. То же самое работает и в обратном направлении".

Безусловно, большую часть прибывающих в Елизово составляют российские граждане. Тем не менее, согласно анализу въездного туристического потока, проведённого ЦСР ГА, Камчатку посещают и иностранные туристы, в том числе из Китая, США, Европы, Австралии и Южной Америки. По словам И.Богдановой, Камчатский край решает задачи по развитию туризма параллельно с работой по аэропорту. В связи с возросшим спросом сегодня на Камчатку приезжает большое количество отельеров, которые рассматривают возможность строительства гостиниц разного уровня. "У нас есть интересные горнолыжные проекты, - рассказала Ирина Богданова. - Также отмечу туристско-рекреационный кластер "Паратунка" - это зона для отдыха, где есть горячие источники". По оценке ЦСР ГА, въездной туристический поток на Камчатку в течение нескольких лет должен составить как минимум 500 тысяч пассажиров "при развитии массового туристического продукта туроператоров"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка