Источник: Сергей Ахрамеев, Олег Пантелеев // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 21.03.2017, 18:37
 

Воронежский аэропорт посмотрел в перспективу


[image]

Международный аэропорт Воронеж пожинает плоды активного развития инфраструктуры: по итогам 2017 года воздушная гавань рассчитывает обслужить до 550 тыс. пассажиров. После капитального ремонта перрона и магистральных рулёжек появилась возможность принимать широкофюзеляжные воздушные суда, увеличить количество авиакомпаний-партнёров и нарастить пассажиропоток. Строительство нового аэровокзального комплекса, а также стабильный рост спроса на авиаперевозки, позволят руководству аэропорта столицы Черноземья строить амбициозные планы на долгосрочную перспективу.

Инвестиционный рывок

Международный аэропорт Воронежа до начала 2010 годов располагал находящейся в неудовлетворительном состоянии аэродромной и терминальной инфраструктурой. Износ аэродрома достигал 60%. Ключевой проблемой было ограничение по приёму среднемагистральных узкофюзеляжных воздушных судов, таких как Airbus A320 и Boeing 737, вследствие чего крупные федеральные игроки облетали город стороной. Присутствовавшие в Воронеже перевозчики, выполнявшие полёты на региональных самолётах, устанавливали цены на высоком уровне, что сдерживало рост пассажиропотока. Аэровокзальный комплекс длительное время не реконструировался, уровень пассажирского сервиса был невысоким. Следствием этого стало произошедшее в 2014 году банкротство оператора аэропорта компании "Воронежавиа".

Кардинальные преобразования в воздушной гавани связаны с реализацией подпрограммы "Гражданская авиация" Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)". Согласно документу, в 2016-2017 годах планировалось осуществить мероприятия по удлинению взлётно-посадочной полосы, устройству водосточно-дренажной системы, реконструкции внутриаэродромных дорог, системы электроснабжения, ограждения аэродрома и патрульной дороги с твёрдым покрытием, очистных сооружений. Объём финансирования из федерального бюджета предусмотрен на уровне 740,2 млн рублей. Проект удлинения взлётно-посадочной полосы находится на рассмотрении Главгосэкспертизы. Внебюджетные инвестиции согласно ФЦП планировалось направить на реконструкцию аэровокзального комплекса, здания автобазы и линий связи.

Ранее были реализованы мероприятия по реконструкции покрытий ВПП и замене светосигнального оборудования с общей стоимостью 1 млрд 565 млн рублей. В рамках первого этапа реконструирована взлётно-посадочная полоса, заменено светосигнальное оборудование, в ходе второго этапа проведена реконструкция перрона, а также сети рулёжных дорожек. Теперь на обновлённом перроне могут разместиться до 20 средне- и дальнемагистральных воздушных судов. В декабре 2016 Росавиация выдала разрешение на использование двух обновлённых магистральных рулёжек. В марте текущего года будет введена в эксплуатацию новая курсо-глиссадная система производства Челябинского радиозавода "Полёт".

Принципиально важным событием стало появление стратегического инвестора, не аффилированного с базовой авиакомпанией. В настоящее главный оператор аэропорта Управляющая Компания "АВИАСЕРВИС", контролируемая финансовой компанией "Аксиома" Сергея Журавлева.

При её участии на 40% был обновлён парк перронной техники, в аэровокзале проведена модернизация внутреннего и международного секторов. В залах открылись новые магазины и точки общественного питания, появились дополнительные банкоматы. В секторе международных воздушных линий открылся магазин беспошлинной торговли. Значительным шагом в развитии аэропорта стало сотрудничество с программами Priority Pass, Lounge Key и Diners Club, что положительно отразилось на динамике посещаемости бизнес-залов. Стартовала программа по улучшению качества обслуживания маломобильных пассажиров.

Руководство воздушной гавани намерено и дальше развивать пассажирский сервис. В 2017 году в терминале рассчитывают установить пункт обмена валюты, дополнительные банкоматы, торговые точки и открыть летнее кафе.

Первые результаты

Развитие инфраструктуры во многом способствовало приходу новых авиакомпаний, рассказал на деловой встрече "Летаем из Воронежа" генеральный директор УК "АВИАСЕРВИС" Александр Белевич. Если в 2014 году с аэропортом сотрудничали четыре авиакомпании, сейчас их уже 26. В их числе три иностранных игрока: Fly One (Молдавия), Uzbekistan Airways, Armenia Aircompany.

Итогом непростого для всей отрасли 2016 года в международном аэропорту Воронеж стало снижение пассажиропотока до 433,6 тысяч человек, что всего на 3,5% меньше, чем в 2015 году (здесь и далее данные Росавиации). К слову, ближайший сосед - аэропорт Белгорода - потерял по итогам года 16,9% пассажиров. Незначительное снижение пассажиропотока едва заметно на фоне роста в предыдущие годы: до 400 тысяч (+11,8%) в 2014 году и до 449 (+12,3%) - по итогам 2015 года.

Снижение объёмов перевозок не связано с состоянием существующей инфраструктуры, о чём говорит приход требовательных Turkish Airlines. Авиакомпания запускает полётную программу в Стамбул с 4 апреля. "Они изучали рынок, посмотрели, как работает наша команда, откуда мы подвозим пассажиров, и увидели, какое будет ценовое предложение", - пояснил А.Белевич "АвиаПорту".

Турецкий перевозчик получил значительную маркетинговую поддержку, рассказывает А.Белевич, поскольку аэропорт "содействует компании, которая раскатывает рынок". Также он отметил, что аэропорт предложил своим партнёрам заключить соглашения о разделении рисков, об этом сейчас идут "активные переговоры с рядом туроператоров и авиакомпаний". Согласно предложенной схеме, аэропорт берет на себя часть обязательств по загрузке открывающихся направлений, оказывает авиакомпаниям маркетинговую поддержку за счёт собственных средств, а в случае неудачной раскрутки "готов частично компенсировать перевозчику доходы от недозагрузки бортов".

Подвозить пассажиров МВЛ аэропорт планирует на бесплатных трансферах для жителей соседних регионов: Липецка, Курска, Белгорода, Старого Оскола, Орла, Тамбова. В зону охвата, по оценке воздушной гавани, также входят Брянская и Рязанская области, отдельные района Ростовской, Волгоградской и Московской областей. В 2016 году аэропорт таким образом подвёз пять тысяч туристов, потратив на это 2,5 млн рублей. В 2017 году развитие туристических программ будет продолжено.

Помимо программы по организации трансфера под туристические рейсы, в этом году, вероятно, заработает и ещё одна опция, способная улучшить транспортную доступность аэропорта. На уровне региональных правительств обсуждается идея об оборудовании остановки для междугородних автобусов. Правда, результаты обсуждения, вероятно, станут известны только к лету.

Доля несамостоятельных туристов в структуре пассажиропотока в 2016 году составила около 20%, сообщили "АвиаПорту" представители оператора. В этом году она может вырасти, поскольку аэропорт запускает на рынок собственного туроператора "Аксиома". Ожидается, что грядущий сезон будет успешным для туристической отрасли региона - туроператоры отмечают появление глубоких бронирований и в целом растущий спрос. По мнению А.Белевича, 2017 год станет "переломным годом" и для воронежского аэропорта.

Стратегический план

Согласно собственному прогнозу воздушной гавани, в этом году её услугами воспользуются 550 тысяч человек, "если не произойдёт катаклизмов". В перспективе до 2020 года аэропорт надеется достичь отметки в 850 тысяч, рассказали "АвиаПорту" представители воздушной гавани.

При реализации оптимистичного сценария в Воронеже возьмутся за строительство нового терминала. Руководство аэропорта уже понимает его размеры и пропускную способность, но решение о реализации проекта пока не принято. Оно будет зависеть от экономической ситуации в стране и, в частности, в регионе. В случае, если решение будет положительным, строительство начнётся в 2018 году и продлится от двух до двух с половиной лет. Планируемый объем инвестиций - чуть больше 4 млрд рублей.

"Мы планируем, что к моменту ввода нового терминала в эксплуатацию пассажиропоток достигнет 1,1 млн человек, - объяснил "АвиаПорту" А.Белевич. - Мы взяли эту цифру, ориентируясь на развитие аэропорта в Нижнем Новгороде". Площадь нового аэровокзального комплекса, по словам топ-менеджера, составит 24,5 тысячи квадратных метров, предельная пропускная способность - 1200 человек в час. О других характеристиках говорить преждевременно. Пока что на сайте аэропорта идёт голосование за лучший архитектурный проект будущего терминала.

 
Материал «Воронежский аэропорт посмотрел в перспективу» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Авиасервис (в процессе тестирования)

Комментарии к новости