О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Штрафами безопасность не повысить

Вопреки ожиданиям чиновников, введение штрафов для авиадиспетчеров не поспособствует минимизации количества ошибок при ОрВД, считают в профсоюзе

Министерство транспорта РФ вынесло на публичное обсуждение законопроект, которым среди прочего предлагается штрафовать авиадиспетчеров за нарушение правил организации воздушного движения. Если документ вступит в силу, за допущенные нарушения должностным лицам придётся заплатить от 100 до 150 тысяч рублей, для юридических лиц сумма будет ещё внушительнее - от 250 до 300 тысяч. Последним также может грозить административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Авиадиспетчеры с инициативой ведомства не согласны: по их мнению, предлагаемые поправки не только не будут способствовать уменьшению количества инцидентов, но и приведут к увеличению задержек вследствие сокращения интенсивности воздушного движения. Как рассказал "АвиаПорту" вице-президент Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России (ФПАД), действующий авиадиспетчер Андрей Булин, в настоящий момент профсоюз пытается организовать слушания в Общественной палате по данному вопросу.

В Минтрансе поясняют, что предложение по введению указанных поправок вызвано результатами мониторинга авиационных событий, непосредственно влияющих на безопасность полётов, проведённого Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). По данным службы, в 2014-2015 годах зафиксировано 28 таких инцидентов, 22 из которых связаны с несоблюдением технологий работы диспетчерского состава обслуживания воздушного движения (ОВД). В пояснительной записке к законопроекту говорится о том, что у Ространснадзора отсутствует практическая возможность привлечения диспетчерского состава ОВД к административной ответственности, что в свою очередь приводит к увеличению количества инцидентов, возникающих по вине диспетчеров, повышению рисков и угрозе существенного снижения уровня безопасности при использовании воздушного пространства. При этом в Минтрансе заверяют, что вступление поправок в силу не приведёт к избыточному ограничению прав и интересов диспетчерского состава.

У самих же авиадиспетчеров мнение на этот счёт противоположное. А.Булин считает, что последствия принятия поправок, безусловно, будут отрицательными. "Если эти поправки будут введены, диспетчер будет думать не о процессе, а о штрафе, который на подсознательном уровне будет "висеть" над ним", - пояснил авиадиспетчер "АвиаПорту". Собеседник отметил, что сама сумма штрафа внушительна. По его словам, если ориентироваться на средний уровень зарплат в целом по России, величина штрафа может соответствовать двум-трём месячным зарплатам диспетчера.

По мнению А.Булина, предлагаемые поправки "противоречат как Трудовому кодексу РФ, так и международным нормам, под которыми подписалась наша страна". Международные нормы говорят о том, что к авиационному персоналу при проведении расследований не должны применяться санкции. Это необходимо для чистоты расследования, чтобы все факторы, повлиявшие на происшествие, были установлены. "Если человек знает, что его обвинят, то он начинает закрываться и что-то недоговаривать", - подчеркнул А.Булин.

Собеседник рассказал, что у диспетчеров есть право ограничивать свою нагрузку, вводить ограничения по прилётам и вылетам, чтобы не увеличивать вероятность ошибки. "Допустим, у нас есть минимальный интервал захода на посадку 7-8 километров, но никто же не говорит, что нельзя сделать 20 километров. Если ввели штраф, зачем я буду рисковать? Сделаю 20 километров и спокойно буду сидеть, - рассказал он в качестве примера. - Кроме того, у нас определена максимальная часовая нагрузка. Для Москвы это 40 воздушных судов. Но никто не говорит, что я обязательно этот максимум должен выполнять. Я могу и 30, и 20 сделать в час". Соответственно, полагает он, введение поправок неизбежно приведёт к задержкам. Вице-президент ФПАД считает, что действительно сократить количество инцидентов можно за счёт решения организационных вопросов, в том числе за счёт внедрения новой структуры воздушного пространства в Московской воздушной зоне, внедрения нового оборудования, сообщающего об ошибках, и совершенствования нормативно-правовой базы.

А.Булин также прокомментировал позицию Ространснадзора, который утверждает, что сегодня у него нет рычагов воздействия на диспетчерский состав. Собеседник заверяет, что это не соответствует действительности. "Трудовой кодекс предусматривает дисциплинарную ответственность: замечание, выговор, увольнение. У нас есть депремирование диспетчерского состава: если диспетчер что-то нарушил, он премию не получает". После инцидента, например, нарушения интервалов безопасного эшелонирования, всегда проводится расследование. Если в ходе расследования будет выявлена вина диспетчеров, то им придётся пройти дополнительную подготовку на тренажёрах, а также сдать зачёты по теории.

Стоит принять во внимание и тот факт, что в проекте документа не указано, что считается нарушением. Столь жёсткий подход в случае нарушения стандартной фразеологии, если диспетчер переставит местами слова во время радиообмена, явно неуместен. Если же речь идёт о событиях с тяжёлыми последствиями, ответственность виновных определяется в рамках Уголовного кодекса. "Если это преднамеренное действие, хотя на сегодняшний день у нас не было таких случаев, то есть Уголовный кодекс РФ", - подчеркнул А.Булин.

О возможных негативных последствиях принятия поправок говорят и в Государственной корпорации по организации воздушного движения (Госкорпорация по ОрВД). "В законопроекте Минтранса требует разъяснения положение, в котором указывается на "приостановление деятельности на срок до 90 суток". Ведь если приостановить деятельность предприятия, то управлять воздушным движением над Российской Федерацией будет физически некому: ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" - единственный глобальный провайдер аэронавигационного обслуживания, - поделились опасениями с "АвиаПортом" в пресс-службе предприятия. - Собственные аэронавигационные службы есть только у очень небольшого количества аэродромов и аэропортов, это исключение из общего правила".

В пресс-службе Госкорпорации подчеркнули, что общее количество инцидентов при ОрВД сокращается, а государственные требования по налёту на один инцидент даже перевыполняются вдвое. И статистика это подтверждает: как уже сообщал "АвиаПорт", средний налёт на один инцидент в российском воздушном пространстве по итогам 2016 года превысил 238 тыс. часов (8,93 инцидента на 1 млн часов налёта). Отметим, что целевой показатель безопасности полётов, установленный на 2016 год в Федеральной целевой программе "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)", предусматривал не менее чем 112 тыс. часов налёта воздушных судов на один инцидент. Также стоит добавить, что показатель удавалось выполнять и ранее: в период с 2011 по 2015 годы на миллион часов налёта приходилось от 6,8 случаев в 2013 году до 8,7 случаев в 2012 году.

Отметим, что первые попытки противостоять инициативе Минтранса авиадиспетчерами уже предприняты: ранее газета "Коммерсант" сообщала, что ФПАД направил письмо на имя министра транспорта Максима Соколова, в котором выступил против введения штрафов. По словам А.Булина, пока что профсоюз отклика от ведомства не получил....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка