О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Сургут готовится к пересадке норильчан

В аэропорту разработали технологии обслуживания транзитных пассажиров на время реконструкции ВПП в Норильске

Аэропорт Сургута с 1 июня 2017 года столкнётся с серьёзным вызовом: во время реконструкции взлётно-посадочной полосы в Норильске ему предстоит обслужить более 60 тысяч трансферных пассажиров. Сургут выбран авиакомпанией NordStar в качестве вынужденного "летнего хаба" для перевозки жителей Норильска в Москву в силу наличия возможности проводить техобслуживание самолётов ATR-42 / -72. Несмотря на то, что изначально инфраструктура аэропорта в Сургуте не была приспособлена к обслуживанию значительных трансферных потоков, представители аэропорта и NordStar уверяют: обеспечить перевозку норильчан они готовы, и летний период пройдёт без сбоев.

Сложные строительные условия


Реконструкция взлётно-посадочной полосы в норильском аэропорте "Алыкель" предусмотрена Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)". На проект направлено 9,6 млрд рублей из федерального бюджета, ещё 3 млрд рублей поступят из средств "Норильского никеля". 1 июня этого года начинается второй этап реконструкции, который потребует сокращения действующего участка ВПП до дистанции 1510 метров. Это не позволит аэропорту принимать среднемагистральные воздушные суда.

Перевозку норильчан с 1 июня по 16 сентября будет осуществлять базовый перевозчик аэропорта - авиакомпания NordStar - на пяти собственных машинах ATR-42, а также трёх зафрахтованных у "ЮТэйр" ATR-72. Пунктов назначения три - Красноярск, Новый Уренгой и Москва (с пересадкой в Сургуте). В NordStar говорят, что в период реконструкции смогут перевести почти 128 тысяч пассажиров на рейсах из Норильска и в обратном направлении. Ожидается, что в Красноярск смогут улететь 47 тысяч человек, в Новый Уренгой - 17 тысяч.

При выборе рейса в Красноярск или Новый Уренгой пассажиры смогут "самостоятельно планировать дальнейшую поездку", объясняют в пресс-службе NordStar. "Из аэропорта Красноярска доступно большое количество внутренних и международных рейсов. Пассажиры уже сейчас активно покупают билеты на курорты российского юга - в Краснодар, Сочи, Анапу, - по тем направлениям, куда традиционно в летний период выполнялись прямые рейсы из Норильска. Из аэропорта Новый Уренгой также можно будет улететь по шести направлениям".

По плану аэропорт Сургута будет обслуживать только трансферные рейсы из Норильска в Москву и в обратном направлении. За время реконструкции по этому маршруту планируется перевезти 64 тысячи пассажиров. Им будут предложены стыковки из "Домодедово" в Сочи, Минеральные Воды, Махачкалу и Санкт-Петербург, "поскольку прямые рейсы из Норильска по этим направлениям были востребованы в предыдущий высокий сезон", объясняют в NordStar.

Опытным путём

В отрасли были прецеденты, когда трансферная инфраструктура создавалась там, где изначально транзитная зона проектом аэровокзального комплекса не предусматривалась. Наиболее актуальным примером можно назвать аэропорт Хабаровска: совместно с базовым перевозчиком - авиакомпанией "Аврора" (входит в группу "Аэрофлот") - оператор организовал в терминале внутренних воздушных линий транзитную зону для пассажиров, время стыковки у которых составляет менее двух часов. "Аэропорт организует доставку к специально оборудованному дополнительной галереей входу в аэровокзал, который в дальнейшем является для них и выходом на посадку, - поясняли "АвиаПорту" в пресс-службе воздушной гавани. - Таким образом, сойдя с трапа самолёта, путешественники прибывают непосредственно в чистую зону аэровокзала внутренних авиалиний (зал вылета), минуя зал прилёта". Кроме того, багаж с короткой стыковкой оформляется по упрощённой схеме: перемещение сумок и чемоданов в зону комплектации обеспечивается без участия пассажиров (подробнее о реализации этого проекта читайте в материале "Транзитная зона появилась в аэропорту Хабаровска").

Проект продолжает развиваться, рассказал "АвиаПорту" представитель воздушной гавани: "Первоначально мы остановились на варианте использования возможностей трансферной зоны для пассажиров с короткой - до 3 часов - стыковкой рейсов. Теперь, отработав на практике новые технологические процедуры, мы планируем работать с пассажирами, время пребывания в аэропорту Хабаровск у которых между прилётом и вылетом более длительное". Для этого, говорят в пресс-службе, необходимы "некоторые изменения": в частности, нужно установить стойку трансфера, изменить технологии обслуживания багажа. Объем инвестиций в проект в аэропорту оценили как "незначительный".

В ходе разработки проекта Хабаровск не привлекал сторонних консультантов, ограничившись взаимодействием с "Авророй": "обсуждались все технологические нюансы, касающиеся работы с этой категорией пассажиров: от сезонности пассажиропотока, временного интервала между стыковочными рейсами, до типа воздушных судов на этих рейсах, с чем связаны особенности обслуживания багажа". По итогам 2016 года "Новый" обеспечил перевозку более 100 тысяч трансферных пассажиров на внутренних воздушных линиях.

Совместная работа

Оператор аэропорта отчитался о готовности к обслуживанию пассажиров и воздушных судов. "На данный момент аэровокзал оборудован всеми необходимыми средствами контроля, досмотровой техникой, а также имеет спецтехнику, позволяющую обеспечивать должный уровень обслуживания пассажиров и воздушных судов", - рассказали "АвиаПорту" в пресс-службе Международного аэропорта "Сургут". В Сургуте не уточнили, будут ли установлены в чистой зоне сектора внутренних воздушных линий (ВВЛ) дополнительные точки общественного питания или вендинговые аппараты.

Трансферные технологии, объясняют в аэропорту, разрабатывались совместно с NordStar. По прибытии в Сургут из Норильска или из Москвы пассажиры в ожидании вылета будут размещены в чистой зоне сектора ВВЛ, которая "имеет достаточную площадь и количество посадочных мест". Багаж будет оформляться как транзитный, его промаркируют "специальными бирками" для оперативной сортировки на нужные рейсы. В пресс-службе NordStar говорят, что время ожидания составит от полутора до трёх часов.

Что касается наличия обученного персонала, то и здесь в Сургуте отмечают полную готовность. Отвечая на вопросы "АвиаПорта", представитель воздушной гавани отметил, в аэропорту также обеспечена достаточная инфраструктура для качественного обслуживания пассажиров с ограниченными возможностями.

Традиционно, из Норильска в Москву летом отправятся организованные детские группы, а также дети без сопровождения, но и их интересы будут учтены, уверяют представители аэропорта и перевозчика. "Совместно с авиакомпанией NordStar в стерильной зоне будет реорганизована детская игровая комната: увеличим её площадь и приобретём дополнительное игровое оборудование", - обещает представитель аэропорта. Что касается несопровождаемых детей, NordStar "берет на себя повышенные обязательства" по их перевозке, а аэропорт выделит дополнительных сотрудников для работы с маленькими пассажирами.

Кроме того, авиакомпания усилит свои представительства в Норильске, Красноярске, Новом Уренгое и в Москве. Что касается работы в Сургуте, в стерильной зоне "будет организована стойка представителя авиакомпании", где пассажиры в ожидании вылета смогут получить дополнительную информацию и помощь по любым вопросам. В авиакомпании "ЮТэйр", которую NordStar привлечёт для участия в перевозках, "АвиаПорту" сказали, что "со своей стороны будут оказывать максимальное содействие в работе с пассажирами в данный период".

Внести коррективы в планы NordStar и аэропорта "Сургут" могут сложные метеорологические условия в аэропортах прилёта и вылета, либо технические неисправности ВС. В случае длительной задержки рейсов придётся размещать пассажиров в гостиницах. На вопрос, как будет реализован этот процесс, в NordStar ответили, что разработали "несколько сценариев действий на случай сбойных ситуаций разного характера". В частности, специалисты компании "провели аудит и заключили соглашения с гостиницами в городах, задействованных в программе перевозок".

В Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиация) следят за ходом подготовки инфраструктуры и будут наблюдать за осуществлением перевозок. В частности, создан оперативный штаб, куда входят представители администрации Красноярского края и города Норильска, представители Красноярского межрегионального управления Росавиации, а также топ-менеджеры авиакомпании NordStar и аэропорта "Норильск". В начале марта руководитель Росавиации Александр Нерадько рассказывал журналистам, что в Норильске, помимо технологий обслуживания пассажиров и багажа, будут также изменены подходы к авиационной и транспортной безопасности. По словам чиновника, члены "оперативного штаба" взаимодействуют также с властями Тюменской области, а также Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, чтобы в случае "неблагоприятных метеорологических условий" они рассмотрели возможность размещения пассажиров в гостиницах....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка