Источник: Сергей Ахрамеев // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 18.04.2017, 08:11
 

Барьеры снимаются медленно

Многие российские аэропорты пока не готовы обслуживать маломобильных пассажиров


[image]

Условия для комфортного обслуживания пассажиров с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в подавляющем большинстве российских региональных аэропортов обеспечены не полностью, несмотря на усилия авиационных властей и операторов аэропортов. Ранее в отрасли был принят план модернизации инфраструктуры, но из-за нехватки ресурсов выполнить его в сжатые сроки многие не могут. Кроме того, недостаточно эффективно налажен диалог аэропортовой отрасли и регулятора с общественными организациями. Хватает и других проблем, решать которые нужно сообща.

Доступная среда для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья в некоторых региональных российских аэропортах до сих пор не обеспечена, хотя положения об этом закреплены в Воздушном кодексе, Федеральных авиационных правилах и отдельных приказах Министерства транспорта, отметили участники расширенного совещания, прошедшего в Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиации). Среди ключевых проблем заместитель начальника управления Росавиации Василий Волобуев назвал недостаточную оснащённость региональных аэропортов: по словам чиновника, полностью приспособлены к обслуживанию инвалидов только аэропорты МАУ, "Пулково" и аэропорты Сочи и Казани. "Во всех остальных нужно проводить работу в 2017-2018 годах", - сказал он.

Речь идёт о выполнении плана Росавиации по модернизации инфраструктуры аэропортов в интересах обслуживания пассажиров с ОВЗ. Росавиация выдала игрокам рекомендации активизировать работу, но возможности небольших региональных операторов не позволяют осуществить модернизацию в сжатые сроки.

В этом смысле показательна ситуация в Чебоксарах, где в начале марта 2017 года паралимпиец Замир Шкахов не смог сойти с борта воздушного судна (ВС): спортсмен отказался от помощи сотрудников службы организации перевозок и покинул самолёт "на руках". Аэропорт обслуживает преимущественно региональные ВС (в случае с З.Шкаховым, это был ATR-72), и для доставки инвалидов на борт таких самолётов необходима низкопольная платформа. Её закупка входила в планы оператора (ООО "МАЧ"), однако после скандала прокуратура предписала управляющей компании приобрести амбулифт. Руководство аэропорта уже объясняло, что дорогостоящий (от 12 млн рублей) амбулифт будет куда менее эффективен, чем упомянутая платформа, однако теперь оператор закупит и то, и другое оборудование.

Кроме того, требования к наземной инфраструктуре регулярно дорабатываются, и уже реализованные решения могут устареть, пояснила на расширенном совещании вице-президент Всероссийского общества слепых Лидия Абрамова. По словам эксперта, даже прекрасно приспособленный аэропорт "Шереметьево" в свете последних новаций нельзя назвать идеальным.

Впрочем, контроль за исполнением положений нормативных документов пока не возложен ни на один государственный орган. В связи с этим Росавиация предлагает вернуть механизм обязательной сертификации аэропортовой деятельности - в числе прочего, это даст ведомству возможность воздействовать на операторов, не выполняющих требования законодательства.

Представители крупнейших российских аэропортов в разговоре с "АвиаПортом" соглашаются с тем, что сертификация инфраструктуры для обслуживания маломобильных пассажиров необходима, но по-разному смотрят на её механизм. Так в "Шереметьево" поддерживают идею о "сертификационной системе аэропортовой деятельности в принципе". "Таким образом, оценка объектов доступности транспортной инфраструктуры и оказываемых услуг могла бы стать частью этапа получения сертификата", - говорит представитель АО "МАШ". При этом, по его словам, требования к безбарьерной среде должны быть сформулированы "с учётом мнения Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) и других общественных организаций инвалидов".

В пресс-службе "Базэл Аэро" (контролирует аэропорт Сочи) отмечают, что сертификация аэропортов в части обеспечения доступной среды "может быть добровольной, и должна проводиться специальной организацией, одобренной ВОИ и Росавиацией или Минтрансом". При этом, уточняет представитель холдинга, необходимо разработать методику такой оценки, а также определить минимальный набор услуг для "нормального функционирования аэропортов различного уровня без излишней нагрузки на бюджеты".

В пресс-службе ООО "ВВСС" (управляет аэропортом "Пулково") сказали, что в аэропорту на постоянной основе проводится независимый аудит наземной инфраструктуры представителями различных общественных организаций". Там объясняют, что "все крупные аэропорты в целях совершенствования услуг, оказываемых маломобильным пассажирам и пассажирам с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействуют с профильными общественными организациям, а также постоянно собирают обратную связь от пассажиров с ограниченными возможностями".

Л.Абрамова также говорила о необходимости привлекать к оценке профильных специалистов, но добавила, что их компетенции должны быть подтверждены соответствующими документами. Кроме того, такая норма закреплена в Федеральном законе "О защите прав инвалидов" - "полномочные представители общественных объединений инвалидов" должны участвовать в "подготовке и принятии решений", затрагивающих их интересы. "Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке", - говорится в тексте закона.

Что касается системы подготовки сотрудников аэропортовых служб, опрошенные "АвиаПортом" операторы поясняют, что их сотрудники проходят соответствующее обучение на базе "профильных учебных заведений", либо в собственных центрах подготовки персонала в тесном сотрудничестве с экспертным сообществом, которое затрагивает как непосредственно обучение, так и подготовку образовательных программ. В холдинге "Аэропорты регионов" лишь замечают, что "взаимодействие с общественными организациями уже сейчас организовано как на федеральном уровне, так и на региональном - во всех городах присутствия холдинга".

Налаженная система взаимодействия с экспертным сообществом характерна лишь для наиболее крупных портов, однако у небольших операторов текущих проблем ещё достаточно (подробнее читайте в материале "Доступ без барьеров"). Решать их, считают в Росавиации, можно в ходе протокольных совещаний в межрегиональных управлениях ведомства (решения, принятые под протокол, должны быть выполнены) и Общественного совета ФАВТ. При этом опрошенные лидеры отрасли готовы делиться опытом и согласны с тем, что регулярные встречи помогут найти "оптимальные решения" накопившихся проблем.

 
Материал «Барьеры снимаются медленно» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Международный аэропорт "Уфа" (в процессе тестирования)

Комментарии к новости