Источник: Сергей Ахрамеев // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 29.04.2017, 15:32
 

Субсидии по старым правилам


[image]

Министерство транспорта России в апреле окончательно сформировало параметры программ субсидирования воздушных перевозок на 2017 год. Ранее российские авиационные власти заявляли, что видят необходимость изменения условий предоставления поддержки. Тем не менее, конкретные идеи пока не озвучивают ни государство, ни участники рынка.

Конфигурация программ субсидирования воздушных перевозок на 2017 год окончательно сформирована. Государство будет дотировать перелёты в Симферополь, Калининград (утверждены в начале апреля), на Дальний Восток из центральной части России (утверждена в начале марта) и региональные направления (список маршрутов корректируется в течение года).

В Симферополь по субсидируемым тарифам планируется перевезти 141,5 тысяч пассажиров; полёты по 36 маршрутам (на три направления больше, чем в прошлом году) начнутся 15 мая и продлятся до 30 ноября, следует из материалов Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации). На симферопольскую программу из бюджета выделено 475,4 млн рублей. Дотации получат "Алроса", "Аэрофлот", "Ижавиа", "Ред Вингс", "Саратовские авиалинии", "Сибирь" и "Уральские авиалинии". В прошлом году на программу было направлено 398 млн рублей, а льготными билетами воспользовались 117,4 тысячи пассажиров.

Субсидируемые перелёты в Калининград также продлятся с 15 мая по 30 ноября, за это время планируется доставить в регион 181 тысячу пассажиров, потратив на это 341,5 млн рублей. Это больше, чем в 2016 году, когда за 363 млн рублей удалось обеспечить перевозку 169 тысяч пассажиров. О готовности начать полёты Росавиации заявили "Аэрофлот", "Нордавиа", "Ред Вингс", "Саратовские авиалинии", "Сибирь", "Уральские авиалинии" и "ЮТэйр". Изначально предполагалось выполнять перевозки исключительно из Москвы и Санкт-Петербурга, однако в дальнейшем перечень пополнился городами Архангельск, Екатеринбург, Мурманск и Сочи.

Субсидии для рейсов на Дальний Восток получили "Аэрофлот", "АЛРОСА", "ВИМ-АВИА", "Икар", "Норд Стар", "Северный ветер", "Сибирь", "Уральские авиалинии", "ЮТэйр" и "Якутия". Программа работает с 1 апреля и продлится до 31 октября, она занимает львиную долю в структуре субсидирования: 2,9 млрд рублей. Планируется, что купить билеты по льготным тарифам смогут 447 тысяч пассажиров. Напомним, в прошлом году этой опцией воспользовались 486 тысяч человек, а из федерального бюджета было выделено 3,3 млрд рублей.

Таким образом, совокупный объем дотаций из федерального бюджета по всем программам, включая региональную, сократился в этом году на 16,6%: с 8,76 млрд до 7,3 млрд рублей. При этом было остановлено субсидирование перевозок в рамках завершившего своё действие пилотного проекта внутри Приволжского федерального округа (в прошлом году на него было выделено 450 млн рублей). Руководитель Росавиации Александр Нерадько ранее рассказывал журналистам, что в условиях сокращения бюджетных ассигнований необходимо было чем-то "пожертвовать". Сейчас ряд маршрутов внутри ПФО субсидируются в рамках региональной программы в соответствии с постановлением правительства №1242.

Объёмы субсидий были снижены не только из-за общего сокращения бюджетных расходов, но и потому, что по итогам 2016 года перевозчики не полностью выбрали ассигнованные средства. Так по дальневосточной программе из 3,3 млрд рублей было освоено только 2,6 млрд, рассказывал на итоговом заседании коллегии Росавиации аудитор Счётной палаты РФ Валерий Богомолов. Ранее на одной из отраслевых конференций представители авиационного ведомства говорили, что, в частности, по симферопольской программе на 1 ноября 2016 года выбрано только 63% ассигнований, при этом субсидируемые полёты в прошлом году также продолжались до 30 ноября. Кроме того, тема ответственности перевозчиков за фактическое выполнение полётов, под которые уже получены субсидии, звучала в повестке врио губернатора Калининградской области Антона Алиханова в октябре 2016 года. Отвечая на вопросы журналистов, он заявил: "Перевозчики повели себя очень некрасиво. Получается, что 100 млн рублей не освоили, а билеты по 30 тысяч стоят" (цитата по ИА Regnum).

Неполное освоение авиакомпаниями заложенных объёмов финансирования связано с несовершенством механизма предоставления субсидий, объяснял А.Нерадько на итоговом заседании коллегии. По его словам, сейчас правила получения перевозчиками субсидий носят "заявительный характер, без каких-либо обязательств с их стороны выполнить рейсы, под которые резервируются бюджетные средства". Несмотря на то, что Росавиация ужесточила контроль за "фактическим выполнением авиакомпаниями перевозок в заявленном объёме и перечисляемыми в этой связи бюджетными средствами", в ведомстве считают, что "необходимы дополнительные рычаги воздействия на авиаперевозчиков, мотивирующие их добросовестно работать в рамках программ субсидирования".

Однако отрасль, судя по всему, пока не видит реальных возможностей поменять существующие механизмы. В Министерстве транспорта на запрос "АвиаПорта" ответили, что конкретных предложений пока не поступало, "хотя Минтранс ведёт постоянную работу" в этом направлении. Из ответа Министерства развития инфраструктуры Калининградской области следует, что вопрос о введении ответственности перевозчиков на федеральном уровне не поднимался. Очевидно, что этот вопрос должен прорабатываться совместно с авиакомпаниями, но и опрошенные "АвиаПортом" перевозчики не комментируют возможные изменения правил игры.

 
Материал «Субсидии по старым правилам» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Ред Вингс, Саратовские авиалинии, ЮТэйр-Карго (в процессе тестирования)

Комментарии к новости