Источник: Дмитрий Козлов // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 17.05.2017, 10:34
Комментариев: 6
 

"Технорегион" представит на МАКС-2017 самолёт ТР-301ТВД


[image]

Производственно-конструкторская компания "Технорегион" представит на МАКС-2017 многоцелевой самолёт ТР-301ТВД с турбовинтовым двигателем. Интерес к машинам, которые смогли бы заменить ветерана Ан-2, достаточно высок, в связи с этим "Технорегион" последовательно реализует проект глубокой модернизации и ремоторизации "Аннушки". В итоге разработчик планирует создать самолёт, который сможет получить сертификат типа и занять достойное место на рынке.

Самолёты Ан-2 на протяжении нескольких десятилетий широко применялись в народном хозяйстве, в том числе для выполнения пассажирских и грузовых перевозок, авиационно-химических и лесоавиационных работ. География полётов охватывала все регионы страны. Простота, неприхотливость и дешевизна самолёта определили его широкое распространение и популярность. Однако ещё в конце прошлого столетия стало очевидно, что эксплуатация Ан-2 стала весьма затратной. Одной из причин тому было использование двигателя АШ-62ИР, базирующегося на конструктивных решениях 1930-х годов. Удельный расход авиационного бензина этого мотора находится на уровне 260-300 г/л.с.*час, в то время как у современных двигателей этот показатель не превышает 180-200 г/л.с.*час. Кроме того, по современным меркам самолёт выглядит перетяжелённым. Наконец, приборное оснащение самолёта явно не соответствует современным требованиям, предъявляемым эксплуатантами.

Именно по этим направлениям компания "Технорегион" и запланировала провести модернизацию Ан-2. Первым шагом стало создание самолёта ТР-301 с поршневым двигателем АИ-62ИР. Визуально машина отличается от "прародителя" только отсутствием нижнего крыла. Однако масштаб работ был гораздо больше. Часть оборудования заменена на современные аналоги, установлены приборы пилотажно-навигационного комплекса, необходимые для полётов по приборам. В кабине пилотов остался только один пост, зато появился автопилот. В итоге ТР-301 стал примерно на 450 кг легче, чем Ан-2, при сохранении взлётно-посадочных характеристик он стал быстрее и манёвреннее, а за счёт использования автомобильного бензина - гораздо экономичнее в эксплуатации. При этом стоимость ТР-301, заявленная производителем, практически на порядок ниже, чем у зарубежных аналогов. Премьера самолёта состоялась на МАКС-2015, работа "Технорегиона" получила оценки от восторженных до критических, но незамеченной точно не прошла.

За прошедшие два года в компании серьёзно продвинулись по пути создания самолёта с турбовинтовым двигателем. Один из двух лётных экземпляров был оснащён двигателем М-601, известным по самолёту L-410, и трёхлопастным автоматическим винтом AVIA V508. Самолёт успешно прошёл заводские испытания. Впоследствии Самарский центр сертификации провёл сертификацию самолёта и на основании её был получен сертификат Единичного экземпляра воздушного судна и сертификат лётной годности. Именно эту машину планируется продемонстрировать на МАКС-2017, сообщил "АвиаПорту" Главный конструктор "Технорегион" Сергей Борисенко. При этом на самолёт уже есть заказчик, и после завершения выставки борт будет передан покупателю.

Применение турбовинтового двигателя открывает перед эксплуатантами новые возможности. По сравнению с Ан-2, ТР-301ТВД сбросил почти тонну веса. Практическая дальность полёта при неизменном запасе топлива в 1200 литров возрастёт до 1300 км, увеличится и крейсерская скорость до 270км/ч. Двигатель использует авиакеросин вместо дорогого и дефицитного в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока авиационного бензина. Стоимость самолёта ТР-301ТВД с двигателем со вторичного рынка может составить менее 10 млн рублей, оценивал С.Борисенко. Применение нового двигателя увеличит цену более чем до $500 тыс., однако отрыв по стоимости от зарубежных аналогов всё равно останется практически трёхкратным.

Для того, чтобы открыть самолёту путь на рынок, разработчик продолжает работы в двух основных направлениях. Прежде всего, была подана заявка на получение сертификата типа, который позволит осуществлять, в том числе, перевозки пассажиров в коммерческих целях. Кроме того, совместно со специалистами Московского авиационного института ведутся работы по проектированию отечественного турбовинтового двигателя.

Работы по сертификации ТР-301 с поршневым двигателем уже ведутся, в частности в марте самолёт успешно прошёл этап макетной комиссии. Участие в работе комиссии приняли ведущие специалисты ГосНИИ ГА. По словам С.Борисенко, интерес потенциальных покупателей к варианту с турбовинтовым двигателем гораздо выше, чем к поршневой машине, и большое количество встреч с эксплуатантами из разных регионов России указывает на то, что вариант ТР-301ТВД окажется востребованным. Поэтому, после сертификации самолёта с поршневым двигателем, наступит очередь и турбовинтового варианта.

Что же касается использования отечественного турбовинтового двигателя, то его создание - процесс небыстрый. Однако уже сегодня завершена теоретическая часть разработки и идут работы по выпуску рабочей конструкторской документации. Как ожидается, эта работа завершится в начале лета 2017 года, а ещё через три-четыре месяца начнётся сборка первого опытного образца для стендовых испытаний. Ожидается, что в изготовлении самых сложных деталей авиадвигателя, например, лопаток, в рамках соисполнителей могут принять участие АО "Климов" и Омский моторостроительный завод. После изготовления первого авиадвигателя начнутся его стендовые испытания и доводка по их результатам.

Отечественный ТВД должен существенно сократить стоимость ТР-301ТВД. Так, по словам С.Борисенко, если новый импортный авиадвигатель стоит примерно 50 млн рублей, то отечественный будет практически на порядок дешевле.

 
Материал «"Технорегион" представит на МАКС-2017 самолёт ТР-301ТВД» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.

Комментарии к новости

Что то не стыкуется в этой информации. Особенно странно про российский ТВД. Так что там с ценой? Например, упомянутый М601 в Чехии теперь не выпускается, так как фирма Walter была куплена американской GE, а двигатель после модернизации получил наименование H-80, а мощность стала 800 л.с. Так его цена - около 300 тыс. евро или 20 млн. руб. (указана цена импортного двигателя в 50 млн. рублей), при этом они собираются сделать собственный мотор "на порядок дешевле"? Это каким образом у них получится при высокой стоимости и длительности цикла разработки и малых партиях выпуска? Не указана даже мощность! Хотя, по-видимому, речь идет о 1000 л.с. В то же время у Мотор Сич есть ТВД МС-14(1500 л.с.) с винтом АВ-17 для уже летающего Ан-2! Этот мотор будет дешевле, к тому же он разработан на "Климове" ВК-1500. Может просто организовать его производство в России?
Гомберг Александр Аркадьевич пишет:
Например, упомянутый М601 в Чехии теперь не выпускается
-------------------------
Возьмут из капремонта.

Гомберг Александр Аркадьевич пишет:
В то же время у Мотор Сич есть ТВД МС-14(1500 л.с.) с винтом АВ-17 для уже летающего Ан-2! Этот мотор будет дешевле, к тому же он разработан на "Климове" ВК-1500. Может просто организовать его производство в России?
----------------------
Снова на те же грабли?
Ну "грабли" - это когда для вполне разумной идеи модернизации существующего парка Ан-2 в ТВД, предлагаются сомнительные пути типа установки винтомоторных групп, совершенно неподходящих для этого самолета! Это касается и ТВР301 и Ан-2 от СибНИА с Хоневеллами. При этом нормальные варианты Ан-3 (ТВД-20) или от "Антонова" с МС-14 как бы вообще не существуют.
В том и проблема, что производства российского ТВД не существует.
Производство ТВД-20 в Омске уничтожено, да и конструктивно он устарел морально.
МоторСичевский МС-14 - штучный движок сомнительной компоновки.
Был лет н...дцать неплохой Рыбинский ТВД-1500 для Ан-38, про него как бы забыли.
ВК-800 - долгострой, существует в виде макетов для выставок.
Надежды подает разработка некоего ТВД от "Технодинамики", но это маленький движок до 750л.с.
Вот Мотор Сич создает производство в Китае. В перечне моторов для производства там МС-14 не обнаружил. Однако в Китае 2000 Ан-2 еще летает, и поставить ТВД для них тоже интересно. Так что могут пока ставить этот мотор, позднее могут и новый спроектировать на 1000-1500 л.с., у них большая ниша на рынке, в том числе и сделают вариант для Ан-2 под большой винт. Проблема малоразмерных ТВД и ТВлД у нас стоит остро и давно. ОДК ей заниматься не хотят. Пробовал Елисеев на Салюте.
В Технодинамику верится с трудом. Мотор Сич тем временем довел наконец Аи-450, там еще МС-500.