Источник: Олег Пантелеев // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 20.07.2017, 11:58
 

Boeing претендует на лидерство на рынке сервисов


[image]
Автор: Boeing

Мировой рынок аэрокосмических сервисов на ближайшие 10 лет оценивается в $2,6 трлн - такая колоссальная сумма будет потрачена коммерческими и государственными эксплуатантами на обслуживание и модернизацию воздушных судов, обучение и повышение квалификации персонала, следует из материалов компании Boeing. До 70% от общих расходов в течение жизненного цикла самолёта приходится на обеспечение эксплуатации. Поэтому компания, опирающаяся на популярность своей продукции - тысячи эксплуатируемых на всех континентах лайнеров - рассчитывает в полтора раза увеличить масштаб бизнеса, сделав заказчикам предложение, от которого те не смогут отказаться. Даже если их самолёты произведены Airbus, Bombardier или Embraer.

Парижский авиасалон 2017 года преподнёс наблюдателям много интересных событий. Традиционно развернувшееся соревнование двух крупнейших производителей гражданской авиатехники по объёму подписанных контрактов завершилось в этом году с большим перевесом в пользу североамериканского игрока. Однако отнюдь не подсчёты каталожной стоимости стали главным событием выставки. Boeing, давно уже делавший заявления относительно рынка сервисных услуг, представил своё видение этого сектора и заявил об амбициях стать на нём игроком номер один. Подразделение Boeing Global Services, объединившее сервисные службы в коммерческом и оборонно-космическом подразделении, стало крупной бизнес-единицей, насчитывающей 20 тыс. сотрудников, работающих практически во всех регионах мира. Штаб-квартира расположена в городе Плано неподалёку от Далласа, крупного логистического центра Североамериканского континента. С чем же связана такая трансформация структуры?

Ключ к пониманию перспектив сервисного рынка даёт первый прогноз, подготовленный Boeing и представленный широкой общественности на парижском авиашоу. Сегодня во всём мире эксплуатируется около 23,4 тыс. реактивных коммерческих самолётов и почти 42 тыс. боевых машин. При этом, по оценке экспертов компании, от 50 до 70% стоимости жизненного цикла воздушных судов приходится на обеспечение эксплуатации: техническое обслуживание и ремонт, модернизацию и т.д. Это означает, что в ближайшие 10 лет расходы правительств на поддержание в лётной годности и модернизацию флотов воздушных судов составят $1,1 трлн. Ещё больший потенциал у коммерческого рынка, который готов обеспечить сервисным компаниям бизнес размером до $1,5 трлн. Рынок сервиса будет устойчиво наращивать масштаб вслед за рынком авиаперевозок: среднегодовые темпы роста оцениваются в 3,4%. Большая часть расходов эксплуатантов - около 70% - придётся на обслуживание, инжиниринг и модернизацию, в то время как информационные сервисы, а также подготовка персонала и профессиональные сервисы будут занимать оставшиеся 30% примерно поровну.

Помимо ввода в эксплуатацию все большего числа самолётов, авиакомпании будут сталкиваться с необходимостью удовлетворения растущих потребностей потребителей. Сегодня многие перевозчики ограничиваются модернизацией салонов воздушных судов, в то время как завтра нужно будет акцентировать внимание на системах развлечения в полёте, и не за горами тот момент, когда перевозчикам потребуется собирать огромные массивы данных о своих клиентах, пользующихся гаджетами во время полёта.

Собственно процедуры обслуживания воздушных судов также изменятся. Получат развитие технологии, позволяющие в режиме он-лайн получать информацию о работе узлов и систем воздушных судов, причём массив информации будет постоянно увеличиваться. Станут более актуальны методы неразрушающей, в том числе и дистанционной диагностики. Виртуальная реальность будет использоваться для упрощения работы инженеров и техников. Всё это позволит минимизировать сбойные ситуации.

Информация об экспансии Boeing на новые рынки появилась ещё осенью 2016 года. Тогда менеджмент компании заявил о желании контролировать в 2027 году 20% сервисного рынка, получая $50 млрд в год. Подробностей этого плана было немного, однако было известно, что текущая доля Boeing - 7-9% мирового рынка. К маю появилась информация, что будет создано новое подразделение Boeing Global Services, которое расширит портфель услуг по послепродажному обслуживанию, предлагая услуги для других производителей самолётов, включая Airbus. "Мы полны решимости продавать услуги по всем самолётам, а не только самолётам Boeing. Если вы посмотрите на мировые авиакомпании, очень мало перевозчиков эксплуатируют самолёты только одного производителя. Поэтому мы должны это сделать", - цитирует FlightGlobal вице-президента Boeing по продажам коммерческих авиационных услуг Дэвида Лонгриджа.

Теперь же из информации производителя следует, что новое подразделение станет специализироваться на четырёх направлениях. Прежде всего, это взаимодействие с поставщиками. Обладая развитой сетью поставок комплектующих для своих лайнеров, Boeing сможет получать их на лучших условиях, и транслировать свои преимущества на своих клиентов. Второе направление - инжиниринга, модернизации и ТОиР, - предполагает, что компания сможет выполнять конвертацию, техническое обслуживание и модернизацию любого типа самолёта в мире. Компетенции в области цифровизации и аналитики позволят оказывать эксплуатантам содействие в сокращении операционных издержек и повышении эффективности эксплуатации парка воздушных судов. Наконец, сегмент обучения персонала и консалтинга закрепит преимущества и позволит добиться того, чтобы персонал был готов проводить техническое обслуживание и осуществлять эксплуатацию воздушных судов с максимальным уровнем безопасности и эффективности.

"Конечной целью станет обеспечить для заказчиков максимальные преимущества и высочайшее качество обслуживания в аэрокосмической отрасли. Когда мы станем быстрее, дешевле и будем успешно управлять рисками, заказчики поймут, что не могут себе позволить не сотрудничать с нами", - резюмирует Деннис Флойд, вице-президент по стратегии Boeing Global Services.

Компания будет работать в 70 странах мира, включая Россию. Российское представительство Boeing будет играть одну из лидирующих ролей в процессе развития новой компании. На днях Сергей Кравченко, президент Boeing в России и СНГ был назначен на должность лидера по внедрению инноваций в новом подразделении и будет совмещать новые функции с руководством компанией в регионе.

Теперь, когда перчатка брошена, другим авиапроизводителям, а также независимым игрокам на рынках техобслуживания и ремонта, инжиниринга и модернизации, необходимо выработать новую стратегию. На стороне Boeing - масштаб, которым уже располагает компания, выверенная стратегия развития в новом рыночном сегменте и выигранное время. Комментируя эти ситуацию, представители Airbus отметили, что пока не имеют чётких планов выйти на рынок обслуживания американской авиатехники. Впрочем, европейский производитель не имеет и намерения отдать конкурентам этот рынок без боя. Более того, Airbus расширил присутствие на североамериканском рынке, открыв там новое сборочное производство, которое, очевидно, поддержит производителя и в части сервиса.

Airbus может попробовать ускоренно двигаться в направлении создания аналогичного по масштабу и функционалу подразделения, тем более, что раньше менеджмент производителя заявлял о намерении заметно увеличить долю доходов от послепродажного обслуживания. Это будет означать, что финалисты станут ещё сильнее, безоговорочно подчинив себе поставщиков комплектующих и провайдеров услуг по техобслуживанию, используя в качестве аргумента права на интеллектуальную собственность. Однако интересной альтернативой было бы создание мощных альянсов с существующими провайдерами. Так или иначе, нас ждут интересные и насыщенные событиями 2020 годы.

 
Материал «Boeing претендует на лидерство на рынке сервисов» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.

Комментарии к новости