О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Посткризисный отскок": рынок авиаперевозок продолжает расти

Аналитики "Домодедово" прогнозируют, что по итогам 2017 года пассажиропоток аэропортов России достигнет отметки в 120 млн человек

Авиационный рынок России восстанавливается после затяжного кризисного периода: на фоне улучшения основных макроэкономических показателей показывают положительную динамику и объёмы пассажирских перевозок. Так по итогам первых девяти месяцев текущего года рост ВВП составил 3,7%, что вместе с укреплением рубля способствовало увеличению пассажиропотока на 22%, рассказал директор по авиационному маркетингу Московского аэропорта "Домодедово" Вячеслав Грушин в ходе мероприятия "DME Бизнес Форум 2017". По прогнозам экспертов воздушной гавани, общий объём пассажиропотока российских аэропортов составит около 120 млн человек.

Как пояснил В. Грушин, произошёл так называемый "посткризисный отскок": за достаточно короткий период российскому рынку авиаперевозок удалось восстановить прежние объёмы, как это уже происходило в 2010 году после предыдущего кризиса. При этом В. Грушин подчеркнул, что текущий кризисный период длился значительно дольше, чем в 2009 году. "Стоит также отметить, что пассажиропоток растёт на фоне снижения цен на авиабилеты. Авиакомпании достаточно адекватно отреагировали на сложившуюся ситуацию, в том числе введением новых тарифов. И по данным Росстата, средняя стоимость перелёта за восемь месяцев 2017 года снизилась на 4,3%", - добавил он.

В то время как внутренний рынок в период кризиса (2015-2016 годы) продолжал расти, международный сокращался. Объём пассажиропотока на МВЛ начал восстанавливаться в этом году: за девять месяцев он вырос на 36%. По словам В. Грушина, помимо роста ВВП и укрепления национальной валюты, в число основных факторов, влияющих на рынок и темпы роста объёмов международных перевозок, стоит включить и возобновление чартерных полётов в Турцию. Он пояснил, что в этом году наш рынок возвращается к своей традиционной структуре, когда доля международных перевозок выше, чем внутренних. "По итогам лета 2017 года доля МВЛ составила 52%. Лето к лету (2016 года - "АвиаПорт") приросло на 39%", - сообщил представитель "Домодедово", добавив также, что объёмы перевозок на МВЛ существенно увеличились и к уровню летнего сезона 2015 года - практически на 10%. При этом стоит отметить, что и внутренний рынок в целом продолжает расти.

По данным Росстата, в первом полугодии 2017 года объёмы выездного туризма увеличились на 54% (к уровню аналогичного периода 2016 года). И при этом, как подчеркнул В. Грушин, практически половину этого объёма составляет Турция (сейчас занимает лидирующее положение на туристическом рынке России, её доля составляет 20%). В "Домодедово" ожидают, что по итогам текущего года пассажиропоток на турецких курортных направлениях (без учёта Стамбула и Анкары) составит около 6,5 млн человек, что, безусловно, превысит результат 2015 года, но всё же будет немного меньше уровня 2014 года.

Вместе с Турцией активно растут и другие популярные курортные направления. К примеру, объёмы перевозок в Таиланд, Вьетнам, ОАЭ и Доминикану с начала текущего года уже превысили уровень 2016 года практически вдвое, а "пляжная" Испания прибавила 29%. Тем не менее, на некоторых традиционных курортных направлениях есть спад: в частности, небольшое снижение наблюдается на болгарских направлениях (сейчас объёмы находятся на уровне 2015 года). Кроме того, немного сократились объёмы авиаперевозок в Тунис.

Одна из тенденций, на которой заострил внимание В. Грушин - сокращение доли чартерных рейсов как в целом по России, так и по Москве. Для сравнения, в 2005 году на МВЛ доля чартерных рейсов составляла порядка 30% от общего объёма, а в этом году - лишь около 19% (в Москве за этот же период она сократилась с 32% до 13%). Конечно же, на снижение доли чартеров влияет действующий до сих пор запрет на полёты в Египет, отметил В. Грушин. "С другой стороны, по своим объёмам международный рынок как в целом в России, так и особенно по Москве, значительно больше, чем предыдущие годы. Это свидетельствует о том, что египетские чартеры заместились регулярными рейсами по другим направлениям", - прокомментировал он.

На турецких направлениях сегодня также можно отметить изменение структуры рынка: в 2014 году доля регулярных рейсов составляла 7%, а по итогам первых восьми месяцев текущего года - 22%. Как пояснил В. Грушин, значительный вклад в эти 22% вносят иностранные регулярные перевозчики (в 2017 году их доля на турецких направлениях оценивается примерно в 18%). При этом, подчеркнул он, в текущем году в целом наблюдается возвращение зарубежных авиакомпаний на наш рынок. "Их объём по итогам года мы оцениваем в 18 млн пассажиров, что приближается к лучшим годам: 2013 и 2014, - уточнил эксперт. - Стоит отметить, что в первой десятке иностранных авиакомпаний в этом году присутствуют четыре турецких авиакомпании: Turkish Airlines, Onur Air, Atlasglobal и Pegasus Airlines".

Что касается популярных внутрироссийских курортных направлений - Симферополя и Сочи, здесь тоже есть некоторые изменения. В частности, Симферополь, достигший своих пиковых значений в 2016 году (в прошлом году общий пассажиропоток на данном направлении составил 5 млн 200 тысяч человек), переживает небольшой спад. По итогам девяти месяцев 2017 года объёмы перевозок на симферопольском направлении сократились на 2%. Сочи, напротив, продолжает расти: в январе-сентябре пассажиропоток увеличился чуть более чем на 5%. Тем не менее, такой показатель обусловлен в первую очередь повышением спроса на это направление в зимний период (прошлой зимой пассажиропоток вырос на 22%), в то время как в летние месяцы этого года он сократился на те же 2% (к уровню лета 2016 года). "Собственно, значительно изменяется структура сочинского рынка. Если в 2007 году на долю зимних месяцев приходилось 15% всего пассажиропотока, то в этом году уже 28%, - поделился В. Грушин. - Ну и, соответственно, коэффициент сезонной неравномерности, один из важнейших показателей работы аэропорта, значительно снизился: стало 1,7, а было 1,5, что уже приблизило Сочи к крупным российским аэропортам".

Также В. Грушин отметил, что в настоящее время наблюдается тенденция опережающего роста регионов. В частности, уточнил он, на фоне роста ВВП общий объём пассажиропотока регионов вырос на 37%, в то время как в Москве рост составил лишь 17%. При этом доля Москвы в общем пассажиропотоке России сократилась до 68%.

В завершение В. Грушин поделился, что по прогнозам аналитиков "Домодедово", общий объём пассажиропотока составит приблизительно 120 млн человек, (рост к прошлому году составит порядка 17,2%), а уже в следующем году он увеличится до 130 млн человек (рост к 2017 году составит 8%). При этом значительный прирост пассажиропотока в 2018 году (около 3,5 млн человек) будет обусловлен проведением Чемпионата мира по футболу. Пассажиропоток Московского авиационного узла в 2017 году, полагают в "Домодедово", составит 88 млн пассажиров (рост к 2016 году на 15%), а в 2018 - около 90 млн пассажиров (+6%). Как ожидается, за счёт ЧМ Москва дополнительно получит 1,9 млн пассажиров (доля столицы от общего пассажиропотока ЧМ составит 54%)....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка