Источник: Мария Ситкина // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 20.11.2017, 07:46
 

Грант в помощь

Аэропорт Мурманска рассчитывает вернуть международный пассажиропоток за счёт денег Евросоюза


[image]

Международное авиасообщение между Мурманском и соседними государствами начало активно развиваться после распада Советского Союза. Как российские, так и иностранные перевозчики начали выполнять полёты, связавшие соседние страны: Россию, Финляндию и Норвегию. Однако к настоящему моменту все эти рейсы, за исключением чартерных, которые доставляют из Хельсинки желающих порыбачить туристов, остановлены вследствие спада пассажиропотока. Благодаря проведённому "расследованию", результатами которого на прошедшем в начале ноября форуме "Крылья будущего" поделился руководитель по авиационной коммерческой деятельности ОАО "Аэропорт "Мурманск" Александр Архипов, удалось не только установить причину оттока международных пассажиров, но и найти подходящий способ для восстановления полётов.

Александр Архипов в ходе своего выступления рассказал, что в 2016 году большую долю пассажиропотока мурманского аэропорта составляли пассажиры рейсов в/из Москвы и Санкт-Петербурга: около 55% и 30% соответственно. Ещё чуть более 12% - пассажиры рейсов, выполняемых в летнем сезоне по традиционным курортным направлениям, а также внутренних региональных рейсов (в 2017 году запущен ещё один рейс в Калининград). На все остальные направления (в основном, это международные чартерные рейсы) в прошлом году пришлось лишь менее 3%, хотя ещё несколько лет назад этот показатель был заметно выше. "Пассажиропоток в аэропорту растёт довольно уверено, имеется явная восходящая тенденция, средний годовой рост составляет примерно 10%. Даже в сложном 2016 году мы выросли на 2%", - сообщил А. Архипов. При этом он отметил, что сравнительный анализ с другими аэропортами Северо-Западного федерального округа (Архангельска и Сыктывкара) показал, что в Мурманске доля международных воздушных линий (МВЛ) из года в год, вне зависимости от того, растёт общее количество обслуженных пассажиров или снижается, остаётся в два-три раза ниже, чем у соседей.

А. Архипов напомнил, что после развала СССР интерес к развитию авиасообщения между приграничными городами был и со стороны Мурманской области, и со стороны соседей - прежде всего, Норвегии и Финляндии. В частности, из мурманского аэропорта были запущены регулярные рейсы в норвежские города Тромсё и Киркенес, а также в финский Рованиеми. Кроме того, появился рейс из Хельсинки в Мурманск. Рейсы на небольших региональных самолётах выполнялись как российскими, так и иностранными перевозчиками.

В аэропорту "Мурманск" проанализировали данные по пассажиропотоку на этих четырёх направлениях с 1993 года (не были включены данные за 2007-2009 годы, их не успели "поднять" из архива). Безусловно, он и в лучшие времена был небольшим, однако в определённый момент начал резко снижаться. "Тенденция была негативная и очень давно, пассажиропоток всё время снижался, сначала "прекратился" Киркенес, потом Рованиеми. Самым "живучим" из регулярных был Тромсё, куда полёты выполняла авиакомпания "Нордавиа" на самолётах Ан-24 с частотой 2-3 раза в неделю. Но в 2014 году всё прекратилось. При этом нельзя сказать, что на данном направлении (Тромсё - "АвиаПорт") отсутствует пассажиропоток, или что у нас нет связей между регионами. В Тромсё базируется флот, принадлежащий одной из российских компаний, и туда постоянно едут экипажи рыбаков. Дорога от Мурманска до Тромсё довольно сложная: на автобусе нужно ехать через горы, путь занимает 18 часов. Соответственно, нужно воздушное сообщение, - поделился А. Архипов. - Единственное направление, которое "живёт" у нас в аэропорту до сих пор - Хельсинки. Но Хельсинки - отдельная история, потому что житель Российской Федерации не может вылететь туда из Мурманска. Это въездное направление, организованное западными турфирмами для того, чтобы вывозить богатых клиентов на рыбалку в отдалённые места Мурманской области". Он уточнил, что чартерный рейс авиакомпании Finnair доставляет туристов из Хельсинки в Мурманск, а дальше их отправляют вертолётом до конечного пункта. "Мы включили сюда Хельсинки, поскольку чартерная программа очень регулярна. Много лет, невзирая ни на что, присутствуют еженедельные рейсы", - добавил представитель аэропорта.

В аэропорту решили выяснить, что же стало причиной возникновения негативных тенденций, которые привели к закрытию рейсов в соседние страны. И причина нашлась очень быстро. Как оказалось, на сегодняшний день девять официальных перевозчиков осуществляют доставку пассажиров из Мурманска в аэропорты Киркенес (Норвегия) и Ивало (Финляндия). А. Архипов подчеркнул, что дорога от Мурманска до границы и сам пункт пропуска "Борисоглебск", последняя реконструкция которого проводилась прошлой осенью, находятся "в идеальном состоянии".

Наиболее развито сообщение с Киркенесом (240 км от Мурманска), откуда сегодня выполняются рейсы не только регионального значения (в том числе и в Тромсё), но и в столицу - Осло (крупный европейский хаб). Каждое утро из Мурманска в Киркенес отправляется по четыре больших автобуса (в финский Ивало они отправляются не каждый день, поскольку пассажиропоток там заметно меньше). Кроме того, при необходимости туристические компании могут организовать и чартерный рейс. "Если посмотреть расписание, мы здесь видим лоукостер Norwegian, который летает только там, где есть пассажиры. Также ему помогает авиакомпания Scandinavian. Обратим внимание на вылеты самолётов (в Осло - "АвиаПорт"): 11-30 утра и 12-00. Как раз для того, чтобы люди в 7 утра сели в Мурманске в автобус, пересекли границу и спокойно пошли на регистрацию, - рассказал Александр Архипов. - По сведениям из открытых источников, пассажиропоток аэропорта Киркенеса в 2015 году составил порядка 300 тысяч пассажиров, количество россиян оценивалось в 70 тысяч. Мы думаем, что в этом году он заметно выше".

Что касается возможных вариантов устранения существующей проблемы, один из них также был найден в рамках проведённого "расследования": в аэропорту Мурманска рассчитывают на помощь с возобновлением рейсов со стороны Евросоюза. "Мы занялись поисками методов решения, и они, как и всегда, лежат на поверхности. Дело в том, что Норвегия очень заинтересована в развитии и поддержании своих северных территорий, но так как там очень мало населения, крайне важно, чтобы были связи между регионами. Северные страны уже много лет реализуют программу приграничного сотрудничества (ППС "Коларктик" - "АвиаПорт"). Суть в том, что компании с разных сторон могут получать гранты на разнообразную деятельность. За последние пять лет по этой программе освоено порядка 90 млн евро, - рассказал А. Архипов. - К примеру, из средств этой программы поддержали открытие музея на ледоколе "Ленин" в Мурманске, рисовали граффити на стенах, строили ветряки. И, конечно, очень солидные деньги были выделены на программы улучшения качества дорожного покрытия. Мы понимаем, что как раз эта программа и способствовала тому, что так сложилась ситуация у нас в Мурманской области".

Программа, которую упомянул А. Архипов, работает и сегодня. "Коларктик 2014-2020" - одна из программ Евросоюза, финансовый инструмент поддержки сотрудничества между Северным Калоттом (Финляндия, Швеция, Норвегия) и Северо-Западом Российской Федерации. На сайте программы указано, что она "предлагает финансирование ЕС, а также государственное финансирование России и национальное финансирование проектов, которые соответствуют программной стратегии. Также программа финансируется "Коларктик Норвегия" (норвежский филиал программы - "АвиаПорт"), доля которого соответствует доле финансирования ЕС". Среди главных приоритетов программы - повышение доступности регионов и развитие устойчивых, в том числе к климатическим воздействиям, сетей и систем транспорта и связи.

А. Архипов отметил, что европейские коллеги тоже считают остановку прямого авиасообщения с Мурманском проблемой и проявляют интерес к возобновлению рейсов. "Если раньше самолёты летали 2-3 раза в неделю, то сейчас эти рейсы отсутствуют, и добираться стало неудобно уже официальным делегациям. Поэтому они, в общем-то, готовы выделять деньги. Это обычное субсидирование, только со стороны иностранцев, о чём они в своей программе и заявляют, - объяснил он. - К нам уже начали обращаться с той стороны с предложениями. Вначале, конечно же, предлагают организовывать всевозможные исследования стоимостью 1 млн евро. В принципе, было бы интересно, потому что оплачивает их Евросоюз. Мы видим потенциал в том, чтобы открывать региональное авиасообщение при поддержке из средств программы".

По данным, опубликованным на сайте программы, общий бюджет "Коларктик 2014-2020" сейчас составляет чуть больше 63,4 млн евро. Из них около 24,7 млн евро - софинансирование ЕС, почти по 12,36 млн из указанной суммы - национальное софинансирование ЕС (Швеции и Финляндии) и России, и ещё по 7 млн евро - национальное софинансирование Норвегии и норвежское эквивалентное софинансирование. Там же отмечается, что дополнительное финансирование по линии Европейского фонда регионального развития (ERDF) на 2018-2020 годы в размере почти 10,4 млн евро будет выделено после положительного заключения по результатам промежуточной оценки программы и доступностью соответствующих средств Европейского инструмента соседства.

Согласно условиям участия в программе, ведущим партнёром проекта может быть организация, представляющая одну из стран-участниц (Россию, Финляндию, Швецию или Норвегию). При этом каждый проект должен иметь хотя бы одного партнёра из Финляндии или Швеции и не менее одного партнёра из России. Партнёры из Норвегии также могут принимать участие в проектах на равных правах. "Грант программы "Коларктик" не покрывает 100% всего бюджета проекта. Каждый проект должен обеспечить своё софинансирование для реализации проекта. Собственный вклад всех партнёров по проекту должен составлять не менее 10% от всего бюджета проекта, - уточняется на сайте ППС. - Для некоторых проектов доля собственного вклада может быть увеличена. Проектное финансирование состоит из программного финансирования, национального софинансирования, а также собственного вклада партнёров проекта".

По словам А. Архипова, первой на идею с грантом откликнулась авиакомпания "Оренбуржье", которая уже получила назначение от Росавиации на маршруты Мурманск - Тромсё и Мурманск - Рованиеми. Однако пока остаются небольшие сложности, связанные с тем, что для начала полётов перевозчику необходимо дооборудовать свои воздушные суда системой TCAS (Traffic alert and Collision Avoidance System, система предупреждения столкновения ВС в воздухе), которая, согласно стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО), должна быть установлена на всех ВС весом более 5700 кг или сертифицированных для перевозки более 19 пассажиров. "Надеемся, что сложности будут преодолены, и в следующем году они начнут работать. Соответственно, сейчас готовим заявку на грант, - сообщил представитель мурманского аэропорта. - Но мы предполагаем, что, может быть, у нас в стране ещё найдутся авиакомпании, которые захотят участвовать в освоении субсидий. Естественно, большой самолёт на региональные рейсы ставить смысла нет. Мы предполагаем, что оптимально было бы 40-50 кресел. Если такая авиакомпания появится, мы приглашаем обращаться к нам, и мы начнём работу по поддержке в получении гранта". При этом, заключил А. Архипов, каким-либо образом "портить" сложившуюся систему перевозок на автобусах в аэропорту Мурманска не хотели бы: в воздушной гавани рассчитывают, что возобновление прямых перелётов из Мурманска станет дополнительным предложением для пассажиров.

 
Ссылки по теме:
Материал «Грант в помощь» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.

Комментарии к новости