Опубликовано: 18.12.2017, 09:00
 

Санавиация спешит на помощь

Подведены первые итоги реализации проекта по развитию санитарной авиации: за первый год он помог спасти почти 7 тысяч жизней


[image]

Развитие санитарной авиации, особенно в регионах с низким уровнем транспортной доступности, - одна из важнейших задач государства. Санавиация позволяет в кратчайшие сроки доставлять медицинский персонал для оказания экстренной помощи больным и осуществлять быструю транспортировку пациентов до больниц. На вертолётах, оснащённых специализированным оборудованием, медико-реанимационные работы можно начать уже во время полёта, что повышает вероятность оказания своевременной помощи. При этом система, существовавшая в нашей стране до недавнего времени, имела множество проблем, связанных с недостаточностью финансирования, использованием устаревшего парка и отсутствием необходимого количества подготовленных вертолётных площадок в труднодоступных регионах. Для того, чтобы решить эти проблемы, чуть больше года назад государство приступило к реализации приоритетного проекта "Развитие санитарной авиации". О первых итогах работы и дальнейших перспективах в рамках X Вертолётного форума рассказал администратор проекта Министерства здравоохранения России и руководитель рабочего органа по мониторингу достижения его целевых показателей Михаил Ламзин.

Поставленные цели

Напомним, паспорт приоритетного проекта "Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации" (короткое название проекта - "Развитие санитарной авиации") утверждён по итогам заседания президиума Совета при президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам, прошедшего 25 октября 2016 года. Ключевая цель проекта - повышение доступности экстренной медицинской помощи для населения, проживающего на труднодоступных территориях. Сроки его реализации - с 1 ноября 2016 года по 15 февраля 2020 года.

Как сообщалось в пояснительной записке, опубликованной в ноябре 2016 года на официальном портале российского правительства, реализация проекта позволит увеличить количество вылетов санитарной авиации в субъектах РФ с использованием новых медицинских вертолётов отечественного производства. "В результате доля лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток, вырастет в 2018 году - до 74%, в 2019 году - до 77%, в 2025 году - до 90%. Также в рамках реализации проекта запланировано строительство в формате государственно-частного партнёрства 34 вертолётных площадок при медицинских организациях, - отмечалось на сайте правительства. - В результате реализации проекта будут разработаны и утверждены региональные программы развития оказания медицинской помощи в экстренной форме с использованием санитарной авиации, предусматривающие финансовое обеспечение данных мероприятий с 2020 года за счёт средств бюджетов субъектов Федерации в полном объёме". В 2017 году в рамках проекта на развитие санавиации из бюджета выделили 3,3 млрд рублей (средства распределили по 34 регионам, включённым в проект). Аналогичный объём финансирования предусмотрен на 2018 и 2019 годы.

В самом начале пути

В ходе своего выступления на Вертолётном форуме Михаил Ламзин сообщил, что к концу ноября на реализацию проекта уже потрачено 2 млрд 648 млн рублей, выделенных из федерального бюджета. По состоянию на 23 ноября выполнено более 5 тысяч вылетов, проведена эвакуация 6 тыс. 681 пациента в медицинские учреждения, в том числе 1 тыс. 380 детей (из них около 600 - дети до года). Также в рамках проекта построены новые и приведены в нормативное состояние существующие вертолётные площадки. М. Ламзин уточнил, к настоящему моменту получены аэронавигационные паспорта на 40 вертолётных площадок, которые раньше либо вообще не существовали, либо находились в запустении. "Безусловно, главный вывод, который уже можно сделать сейчас - проект крайне востребован. Санитарная авиация заняла свою нишу, - прокомментировал М. Ламзин. - В целом, я бы так обозначил первые итоги проекта: пока, конечно, мы в самом начале пути, и дальше надо продолжать. Проект запустился, и почти 7 тысяч жизней мы спасли".

Стоит также отметить, что с момента начала реализации проекта продолжается серьёзное обновление парка вертолётной техники. Как уже писал "АвиаПорт" со ссылкой на слова заместителя генерального директора АО "Вертолёты России" по маркетингу и развитию бизнеса Александра Щербинина, в 2017 году холдинг осуществил поставку первой крупной партии вертолётов "Ансат" с медицинскими модулями, и часть из них как раз поставлена в рамках указанного проекта. Также в интересах его реализации холдинг осуществляет поставки машин семейства Ми-8. "Один из успешных примеров совместной работы холдинга и государства - приоритетный проект по оказанию экстренной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в труднодоступных регионах. Совместно с Минздравом "отработаны" труднодоступные регионы, на сегодняшний день их 34. Начало было трудным для обеих сторон. Вертолёт не может появиться в течение одного дня или месяца. Эти моменты учтены, - рассказывал А. Щербинин на Вертолётном форуме. - На конец года мы поставим по программе 29 вертолётов: 23 Ми-8 и 6 "Ансатов". Часть из них уже поставлена и работает на благо людей нашей страны".

По данным холдинга, общий налёт "Ансатов" уже составляет более 1 400 часов. "А учитывая, что техника делает вылеты по экстренным случаям, то есть только при тяжёлых травмах, каждый вылет - это спасение жизни. Со своей стороны, берём обязательства, что техника будет исправна, и практически не будет каких-то задержек или её простоя на земле", - подчёркивал А. Щербинин в ходе Вертолётного форума. По его словам, в рамках программы по оказанию экстренной помощи в труднодоступных регионах для этой машины есть перспективы и на 2018 год. "Уже выпущено постановление правительства о докапитализации ГТЛК. В ГТЛК деньги поступят в декабре. У нас уже отработаны контрактные обязательства перед этой компанией. Мы не стали ждать поступления денежных средств и заключения договоров, и уже запустили новые вертолёты в производство", - цитировал А. Щербинина "АвиаПорт". Заблаговременный запуск производства позволит начать поставку новой техники для нужд санитарной авиации уже в конце I квартала 2018 года. Как ранее сообщала пресс-служба холдинга, в 2018 году для нужд программы будет изготовлен ещё 31 вертолёт (19 вертолётов семейства Ми-8 и 12 "Ансатов").

По словам М. Ламзина, сейчас также прорабатывается вопрос возможности расширения номенклатуры закупаемой техники. В частности, речь идёт о привлечении самолётов для оказания авиационных услуг в рамках проекта. "Вопрос о том, чтобы можно было привлечь самолёты и оплачивать полёты самолётов в рамках субсидий, также прорабатывается. Пока не могу гарантировать, что самолёты будут летать в проекте в таком-то году, но мы точно знаем, что на этот вопрос нужно дать ответ", - поделился он.

Решена только часть проблем

В советские времена санитарная авиация эффективно действовала и успешно решала свои задачи, однако после распада СССР её развитие фактически остановилось. Конечно же, в некоторых труднодоступных регионах, таких как Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ и Камчатка, использование авиации для эвакуации пациентов продолжалось, поскольку по-другому там в принципе невозможно оказать помощь. И, безусловно, вследствие отсутствия необходимого опыта, современного парка ВС и необходимого количества посадочных площадок в начале реализации проекта пришлось столкнуться с некоторыми трудностями. "Действительно, история с санитарной авиацией относительно новая для нас. Когда этот проект начал реализовываться в 34 регионах на федеральном уровне, стали выявляться проблемы, особенности и нюансы, которые неизбежно выявляются в любой работе. Вчера у нас ещё не было ничего, а сегодня мы сделали первый шаг, и нужно иметь определённое терпение и конструктивный настрой для того, чтобы разобраться в этой ситуации", - прокомментировал М. Ламзин.

К настоящему моменту, безусловно, решены не все проблемы, которые были до старта проекта. Они остаются, в том числе, и в части существующей нормативной базы. Как отметил М. Ламзин, поскольку проект межотраслевой, то он касается как вопросов медицины, так и авиации, и в связи с этим есть определённые нюансы. По словам представителя Минздрава, не вполне понятно, можно ли считать санавиацию, которую воздушное законодательство определяет как один из видов авиационных работ, пассажирской перевозкой. Также в воздушном законодательстве нет чёткого понимания, "насколько границы допустимых норм "раздвигаются" именно для авиационных работ, которые производятся с целью спасения жизни". В медицинском законодательстве вопросы, связанные с санавиацией, как считает М. Ламзин, проработаны немного лучше. В частности, деятельность санавиации регламентируется 35 статьёй Федерального закона №323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и приказом Министерства здравоохранения №388 "Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи". В медицинском законодательстве санитарно-авиационная эвакуация выделена в отдельный вид эвакуации и определена как одно из мероприятий оказания скорой медицинской помощи. При этом критерии оказания помощи и эвакуации также чётко прописаны.

Ещё один важный вопрос, нуждающийся в проработке, связан с медицинской транспортировкой, при которой не оказывается экстренная помощь. "Например, когда в данной больнице не могут больше помочь ничем, мы вынуждены переводить пациента на долечивание, но он не может сесть на автобус и поехать своими силами: его нужно перевезти специальным санитарным транспортом в сопровождении медработника, хотя угрозы жизни и показаний для экстренной помощи нет, - пояснил М. Ламзин. - Это не очень отрегулировано в медицинском законодательстве. Для нас это точка роста. Мы понимаем, что надо дорабатывать нормы".

Помимо совершенствования нормативной базы, нерешёнными пока остаются и вопросы, связанные с управлением санавиацией и правильным построением логистики, а также с созданием инструментов планирования. "Здесь мы сталкиваемся с тем, что у нас пересекаются задачи скорой помощи и авиакомпании. С одной стороны, есть потребность лететь ночью, в плохую погоду, садиться на неподготовленные площадки, с другой стороны - есть ограничения по уровню безопасности, - отметил М. Ламзин. - Соответственно, нужно наладить правильное взаимодействие и управление логистикой для того, чтобы действительно быстро вывозить пациентов, потому что инсульт даёт нам 4-6 часов на принятие оперативных мер, инфаркт даёт 2-3 часа. Это ограничения, которые потом сказываются на здоровье пациента, на уровне его инвалидизации".

Что касается планирования, необходимо создание аналитических моделей, отражающих текущую ситуацию, считает М. Ламзин. "Отвечая на вопросы, сколько вертолётов, вылетов и бригад нам нужно, мы опираемся либо на устаревшие нормативы, либо на прошлый опыт. В прошлом году на этапе планирования субъектам не хватало опыта, и теперь сложно достигать тех показателей, которые были запланированы, - уточнил он. - Отсутствие таких аналитических моделей сильно мешает планировать".

Стоит добавить, что одним из инструментов для планирования может стать Единая информационная система санитарной авиации (ЕИССА), разработанная специалистами Ассоциации вертолётной индустрии (АВИ) в целях поддержки проекта развития санавиации. Презентация ЕИССА, в ходе которой PR-директор АВИ Азад Каррыев подробно рассказал об особенностях её работы, также прошла в рамках X Вертолётного форума. На карте, размещённой на сайте системы, приводится актуальная информация о базировании санитарных вертолётов, их количестве и радиусе применения. Кроме того, на портале можно получить информацию об общих показателях работы санавиации, в том числе о количестве осуществлённых медицинских перевозок. Пользоваться системой могут бесплатно как пользователи, так и авиакомпании. По словам А. Каррыева, система будет постепенно дорабатываться, а информация - постоянно обновляться.

Проект нужно не только продлить, но и расширить его действие на все субъекты РФ

Как подчеркнул М. Ламзин, 34 региона, которые охвачены проектом, - не все территории, где есть проблемы с доступностью и оказанием своевременной помощи. По его мнению, своевременность оказания помощи и труднодоступность нужно рассматривать вместе, поскольку при определённых обстоятельствах труднодоступным может стать любое место. "Например, во время аварии в московском метрополитене (авария произошла летом 2014 года - "АвиаПорт") труднодоступным для помощи стал Славянский бульвар. Точно так же труднодоступна авария на МКАД, где невозможно подъехать бригаде", - пояснил М. Ламзин.

Кроме того, в Минздраве считают, что вопросы развития санитарной авиации должны прорабатываться и дальше. "Необходимость в санитарной авиации не исчезнет через 2 года, и в 2019 году, безусловно, ничего не произойдёт такого, что санавиация станет не нужна. Минздрав ходатайствует о продлении проекта до 2025 года", - рассказал М. Ламзин, добавив, что соответствующие предложения уже внесены, и в обозримом будущем правительство рассмотрит вопрос о выделении денег до 2025 года. Стоит добавить, что аналогичного мнения придерживаются и в холдинге "Вертолёты России": в рамках форума А. Щербинин также озвучивал, что данный проект нужно продлить, как минимум, до 2025 года, и при этом включить в него все регионы РФ.

 
Ссылки по теме:
Материал «Санавиация спешит на помощь» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Ассоциация вертолетной индустрии, Государственная транспортная лизинговая компания (в процессе тестирования)