Источник: Мария Ситкина // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 22.12.2017, 15:51
 

CR929 прошёл вторые ворота

Эскизное проектирование российско-китайского самолёта начнётся уже в наступающем году


[image]

Совет директоров совместного российско-китайского предприятия China-Russia Commercial Aircraft International Corporation (CRAIC), выступающего оператором программы создания широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929, в четверг, 21 декабря, одобрил результаты проведения контрольного рубежа Gate 2, основной целью которого была защита технической концепции семейства воздушных судов. В 2018 году программа перейдёт к этапу эскизного проектирования и отбора поставщиков авиационных систем и оборудования.

Как рассказали в пятницу в пресс-службе "Объединённой авиастроительной корпорации" (ОАК, соучредитель совместного предприятия), по итогам заседания совет директоров CRAIC рекомендовал управляющему комитету программы CR929 принять решение о переходе проекта на следующий этап. В корпорации дополнили, что совет директоров также согласовал организационную структуру, бюджет, внутреннюю нормативную документацию и устав CRAIC. "Эти решения позволят уже в ближайшее время обеспечить запуск полноценной операционной деятельности совместного предприятия", - пояснили в ОАК.

Напомним, история проекта CR929 началась в апреле 2012 года с подписания меморандума о взаимопонимании, на основании которого ОАК и китайская Commercial Aircraft Corporation of China (COMAC) начали совместную работу по обоснованию возможности реализации программы создания семейства перспективного широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта (ШФДМС). В мае 2014 года авиастроительные корпорации подписали меморандум о сотрудничестве по указанной программе, ставший результатом двухлетней совместной работы специалистов РФ и КНР. Ещё через два года (в июне 2016 г.) в рамках официального визита президента РФ Владимира Путина в Китай было заключено межправительственное соглашение по совместной реализации программы разработки, производства, коммерциализации и послепродажного обслуживания нового лайнера. Первая публичная презентация проекта состоялась в ноябре 2016 года на Международной выставке Airshow China 2016 в Чжухае.

Одновременно с заключением межправительственного соглашения авиастроительные корпорации двух стран подписали документ о создании совместного предприятия для непосредственной реализации проекта. Торжественное открытие компании CRAIC состоялось в мае 2017 года. "АвиаПорт" уже писал, что СП зарегистрировано в КНР (г. Шанхай) на паритетных началах. Сфера его деятельности включает разработку, продажи, послепродажное обслуживание и консультирование, а также инвестиционную и финансовую деятельность по проекту ШФДМС. В совет директоров CRAIC входят восемь человек (по четыре от каждой стороны). Генеральный директор компании - Го Бочжи (в СОМАС занимает должность директора программы ШФДМС). По информации пресс-службы ОАК, в будущем планируется создание в Москве Инженерного центра, который будет отвечать за проектирование и интеграцию самолёта.

В пресс-службе российской корпорации объясняют решение о создании лайнера совместно с Китаем тем фактом, что при реализации такой масштабной программы формирование партнёрства позволяет снизить инвестиционные, технологические и временные риски. Безусловно, проект требует большого объёма инвестиций и наличия подтверждённого рынка. И в КНР, экономика которой в последние годы динамично развивается, как раз есть спрос в сегменте широкофюзеляжных самолётов. В корпорации подчёркивают, что программа ШФДМС будет опираться на домашние рынки стран-участников как на стартовые. Напомним, ранее президент ОАК Юрий Слюсарь озвучивал, что реализация проекта оценивается в $13 млрд. Предполагается, что серийное производство нового самолёта будет запущено к 2025-2027 году. Стоит добавить, что по прогнозам ОАК и СОМАС, в период 2023-2045 годы в мире понадобится 7 тыс. 200 ВС сегмента ШФДМС. Из них 15% спроса придётся на Китай, 28% - на другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а на Россию и СНГ - 5%.

Официальное название CR929 самолёт получил в сентябре этого года. Буквы C и R обозначают страны, участвующие в реализации проекта. Базовая версия ВС будет обозначаться как CR929-600, укороченная версия - CR929-500, а старшая модификация - CR929-700. Стратегически названием и нумерацией Россия и Китай совместно выстраивают концепцию единого предложения гражданских самолётов. Так семейство CR929 отражает возможность формировать предложение для авиакомпаний совместно с китайским узкофюзеляжным проектом С919, а нумерация каждого члена семейства продолжает линейку предложений коммерческих самолётов ОАК (от МС-21-200/300/400 к CR 929 - 500/600/700).

Напомним, первую редакцию документа "Предварительные необходимые и желаемые требования рынка" стороны подписали ещё в сентябре 2012 года. Этот документ включил основные требования к новому ВС, сформированные по итогам интервью авиаперевозчиков и лизинговых компаний. Согласно тексту документа, ШФДМС должен иметь высокие лётно-технические и взлётно-посадочные характеристики, обладать улучшенной топливной эффективностью, а расходы на техническое обслуживание при этом должны быть снижены. Кроме того, в нём подчёркивалось, что у заказчиков должна быть возможность выбора из двух силовых установок от двух поставщиков. В качестве дополнительных отмечались такие параметры, как экологичность, улучшенный комфорт и качество систем развлечения на борту, широкие грузовые возможности и их доступность, а также необходимость сертификации FAA и EASA в дополнение к сертификации в РФ и КНР.

Ожидается, что в сравнении с конкурентами (Boeing 787 Dreamliner и Airbus A350) CR929 будет иметь преимущества по операционным расходам (на 10-15%) и топливной эффективности (на 15-18%). Композитные материалы составят более 50% конструкции: использование современных технологий позволит усовершенствовать аэродинамическое качество и повысить весовую эффективность самолёта (для сравнения, массовая доля композитных материалов в конструкции Boeing 787 составляет 50%). Также стоит добавить, что за счёт более широкого фюзеляжа лайнер будет комфортнее для пассажиров.

В период с 2014 по 2016 годы с потенциальными поставщиками проекта CR929 проводился этап RFI (Request for information). На этом этапе поставщики предоставили информацию об имеющихся компетенциях по разработке определённых систем и агрегатов, а также об уровне научно-технического и производственного потенциалов. По результатам этой работы авиастроительные корпорации РФ и КНР сформировали перечень потенциальных поставщиков проекта, с которыми планируется более тесное сотрудничество. Как ранее сообщали "АвиаПорту" в пресс-службе ОАК, в числе основных претендентов на сотрудничество - компании Liebherr Aerospce Transportation, General Electric, Rolls-Royсе, Safran и Технодинамика. Также в корпорации рассказывали, что поставщики из России и КНР будут проходить все отборочные испытания на общих основаниях. Тем не менее, СОМАС и ОАК оставляют за собой право при прочих равных условиях отдавать приоритет поставщикам из РФ и КНР.

По информации пресс-службы ОАК, опубликованной по итогам прошедшего в четверг заседания, в 2018 году программа CR929 перейдёт к этапу эскизного проектирования и отбора поставщиков авиационных систем и оборудования (Request for proposal, RFP). "Этап отбора поставщиков охватит ближайшие 1-1,5 года. По итогам будут определены поставщики основных систем и оборудования для CR929 - партнёры, с которыми ПАО "ОАК" и СОМАС будут взаимодействовать по программе в долгосрочной перспективе", - уточнили в пресс-службе.

Стоит также добавить, что "Объединённая двигателестроительная корпорация" (ОДК) уже ведёт работу по созданию гражданского двигателя большой тяги ПД-35, предназначенного для перспективных широкофюзеляжных дальнемагистральных самолётов. При реализации проекта ПД-35 будет широко использован научно-технический задел, полученный при разработке двигателя ПД-14 (будет устанавливаться на российские самолёты МС-21-300). В июне 2016 года генеральный конструктор пермского КБ "Авиадвигатель" Александр Иноземцев на пленарном заседании Международной конференции по методам аэрофизических исследований (ICMAR 2016) озвучивал, что проект, рассчитанный на 10 лет, оценивается в 180 млрд рублей.

В сентябре ОДК и китайская компания AECC Commercial Aircraft Engine Co., Ltd. (AECC CAE) на выставке Aviation Expo China 2017 в Пекине подписали меморандум о сотрудничестве по разработке газотурбинного двигателя для ШФДМС. Как отметил тогда министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, документ определил основные принципы и задачи сторон в рамках проекта. Начало испытаний авиадвигателя намечено на 2022 год, а его сертификация - на 2027 год. Тогда в ОДК уточняли, что первоочерёдные задачи программы включают в себя проведение совместных исследований рынка широкофюзеляжных самолётов и конкурентного анализа продукции, определение требований потенциальных заказчиков и основных технических параметров двигателей.

 
Материал «CR929 прошёл вторые ворота» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Авиационные Технологии Инвестиции Сервис, Россия (Rossiya Airlines) (в процессе тестирования)

Комментарии к новости