Источник: Александр Прохоров // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 06.02.2018, 17:02
Комментариев: 2
 

"Синхронизация действий сторон при строительстве аэродромов - основная гарантия успеха"


[image]

Гражданская авиация России готовится к Чемпионату мира по футболу, матчи которого пройдут в одиннадцати городах летом этого года. Важную роль в подготовке инфраструктуры к первенству играет Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ФГУП "АГА(А)"), осуществляющее строительство и реконструкцию аэродромной инфраструктуры в городах-участниках ЧМ. Об этой сфере деятельности предприятия, а также о работах на других объектах, в том числе социально значимых, в преддверии V Национальной выставки инфраструктуры гражданской авиации "АвиаПорту" рассказал генеральный директор ФГУП "АГА(А)" Юрий Жирков.

- Завершился 2017 год. Каковы основные производственные и финансовые итоги?

- Для ФГУП "АГА(А)" год ознаменовался 15-летием предприятия и выдался очень насыщенным. Строительно-монтажные работы велись в 23 аэропортах, включая аэродромы городов-участников Чемпионата мира по футболу - 2018. При участии предприятия введены в эксплуатацию 62 рулёжные дорожки в 16 аэропортах, 12 взлётно-посадочных полос в 12 аэропортах, 12 перронов в 10 аэропортах, 13 аварийно-спасательных станций в 10 аэропортах, 15 очистных сооружений в 11 аэропортах, три КДП, два путепровода и три гидротехнических сооружения в аэропорту "Шереметьево" в рамках проекта строительства ВПП-3.

На протяжении года также осуществлялся комплекс мероприятий в сфере обеспечения транспортной (авиационной) безопасности: построено периметровое ограждение аэропорта с техническими средствами охраны и контрольно-пропускной пункт в новом аэропорту Ростова-на-Дону (аэропорт "Платов" - "АвиаПорт"), завершено оснащение периметра аэропорта техническими средствами охраны в аэропорту Самары. Продолжаются работы в аэропортах Саранска, Волгограда, Нижнего Новгорода, Калининграда и в аэропорту "Шереметьево".

Велась и работа по вовлечению федерального аэродромного имущества в хозяйственный оборот и обеспечению его эффективного использования операторами аэродромов. Так, были оформлены права Российской Федерации и предприятия на 402 объекта федерального имущества и на 344 земельных участка, расположенных в 41 регионе России.

Что касается финансовых результатов года, объём освоенных бюджетных инвестиций в 2017 в рамках реализации федеральной адресной инвестиционной программы составил 32,96 млрд руб.

- Вы упомянули о работах по реконструкции аэродромов в городах, где пройдёт Чемпионат мира по футболу. На каких объектах строительство уже завершено, по каким идёт сертификация? На каких этапах находится строительство на незавершённых объектах?

- Аэропорты Сочи и Казани, а также аэропорт "Внуково", модернизация которых осуществлялась при нашем участии, уже готовы к приёму гостей чемпионата. Напомню, в декабре 2017 года введён в эксплуатацию новый аэропорт в Ростове-на-Дону. Если говорить о других объектах, то по состоянию на начало февраля 2018 года завершены строительно-монтажные работы в аэропортах Волгоград (получено ЗОС), Екатеринбург (введён), "Шереметьево" (1 очередь), Саранск (1 этап реконструкции); завершены строительством пяти взлётно-посадочных полос в аэропортах Екатеринбург (введена), Саранск (введена), Нижний Новгород (получено ЗОС), Самара (получено ЗОС), Калининград (в стадии получения ЗОС).

Важно отметить, что завершение работ на данных объектах нацелено не только на принятие гостей и участников мундиаля, но и на дальнейшее развитие регионов и повышение авиационной мобильности населения.

- Расскажите, пожалуйста, о синхронизации действий госструктур, региональных властей и частных инвесторов при реализации масштабных проектов строительства и реконструкции объектов аэродромной инфраструктуры. Есть ли чёткая согласованность между всеми сторонами?

- Синхронизация действий всех сторон - это, на мой взгляд, основная гарантия успеха проекта. Когда все понимают, под какие задачи и, самое главное, каким образом реализуется тот или иной проект, достичь соглашения и выработать стратегию взаимодействия становится проще. От этого зависят и сроки реализации, и качество, и, конечно же, вопросы финансирования.

Прекрасный пример успешного взаимодействия - строительство аэропорта "Платов". Сыграли несколько факторов: необходимость выноса аэропорта за городскую черту, расширения возможностей аэродромного комплекса по приёму и оперативному обслуживанию современных типов воздушных судов и повышения инвестиционной привлекательности региона. В итоге был точно в срок построен современный аэропортовый комплекс, способный обслуживать до 5 млн пассажиров в год.

То же самое можно сказать о строительстве нового аэропорта в Саратове. Проект реализуется на основании трёхстороннего соглашения между Министерством транспорта РФ, правительством Саратовской области и управляющей компанией "Аэропорты регионов". Все стороны заинтересованы в том, чтобы в регионе появился новый аэропорт, не интегрированный в городскую черту, с потенциалом инфраструктурного развития. Аэропорту необходимо "пространство", возможность расширяться в будущем, что достаточно проблематично при его нынешнем расположении в городе.

- Открытие "Платова" стало одним из ключевых событий года в отрасли. Как и аэропорт в Ростове-на-Дону, "с нуля" строится новый аэропорт в Саратове - можете рассказать подробнее о проекте?

- Открытие Международного аэропорта "Платов" - действительно, одно из самых значимых событий ушедшего года. Три года непрерывной работы совместно с представителями власти, подрядчиками, региональной администрацией и вот он - результат, как вы сказали, "с нуля". Что касается аэропорта "Центральный" в Саратове, то прогнозируемая пропускная способность объекта - 1 млн пассажиров в год (570 пассажиров в час) с возможностью дальнейшего расширения площади аэровокзала для доведения пропускной способности до 2,5 млн пассажиров. При непосредственном участии нашего предприятия на объекте возводится современный аэродромный комплекс, включающий в себя взлётно-посадочную полосу (размеры - 3000 на 45 метров), более 20 мест стоянки воздушных судов и иные объекты аэродромной инфраструктуры. Расчётный тип ВС - Boeing 767-300ER. Это будет современный, необходимый для гармоничного экономического развития региона аэропорт. Ввод в эксплуатацию - 2019 год. Безусловно, реализация проектов, подобных этому, оказывают положительное влияние на динамику развития и укрепление аэропортовой сети России.

- После окончания Чемпионата мира по футболу-2018 (и, соответственно, подготовки объектов к мундиалю) будут ли сделаны новые акценты в деятельности предприятия? На какие объекты?

- Реализация работ на объектах, не являющихся объектами Чемпионата мира по футболу 2018 года, но при этом представляющих огромную важность для развития аэропортовой сети РФ - один из приоритетов нашего предприятия. Я не могу сказать, что им уделяется меньше внимания - речь идёт, скорее, об акцентах информационных. После проведения футбольного первенства мы планируем более подробно рассказывать о том, как идут работы на данных объектах. Среди наиболее важных, которые реализуются уже сейчас - реконструкция взлётно-посадочной полосы в Международном аэропорту "Байкал" (Улан-Удэ), а также в аэропорту Норильска, строительство нового аэропортового комплекса в Саратове. Также речь идёт о модернизации аэродромной инфраструктуры в Якутске, Хабаровске, Петрозаводске, Нижнекамске, Воронеже, Магадане, Пензе, Уфе, Кирове и других городах.

- К реконструкции ВПП в Норильске в этом году было приковано особое внимание?

- Разумеется, учитывая важность норильского промышленного района с населением почти 200 тысяч человек. Работы идут в условиях ярко выраженного континентального климата с резкими перепадами температур, глубоко промерзающими грунтами, которые непросто подготовить для укладки основания и прочих работ.

Учитывая сложные климатические условия, проект разделили на три строительных сезона. Так, в 2016-2017 годах в аэропорту Норильска успешно завершены первый и второй этапы реконструкции ВПП, в 2017 году реконструировано 1020 метров. Вместе с 720-метровым участком, выполненным в 2016 году, длина новой ИВПП составляет 1740 м. В 2018 году планируется реконструировать ещё 1080 метров ВПП: работы, как и ранее, будут проводиться в летний сезон.

В итоге после реконструкции аэродром будет оборудован по I категории ICAO (по магнитному курсу посадки 013 градусов) и II категории (по курсу 193 градуса) ICAO. По несущей способности покрытия аэродром будет соответствовать классу "В", обеспечивая приём таких расчётных типов ВС, как Вoeing 757, Вoeing 737-800, Аirbus А321, Ту-204/214 и классом ниже.

- По вашим оценкам, какие аэропорты остро нуждаются в реконструкции аэродромной инфраструктуры в настоящий момент?

- На мой взгляд, это неоднозначный вопрос. Дело в том, что даже самая современная инфраструктура нуждается в постоянной "ревизии" с целью поддержании эксплуатационных свойств. Мгновенно возрастает нагрузка на обновлённые объекты и риск достаточно быстро "вывести из строя" свежепостроенный или реконструированный объект без должного внимания чрезвычайно велик. Моя позиция такова: абсолютно все аэропорты нуждаются, прежде всего, в бережном отношении к аэропортовому имуществу, будь то взлётно-посадочная полоса, перрон или иные объекты его инфраструктуры.

В целом, если говорить конкретно об аэропортах, которым требуется реконструкция, то мы должны обращать внимание на задачи, определённые в рамках Государственной программы РФ "Развитие транспортной системы" (реконструкция аэродромов идёт в рамках подпрограммы "Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание" - "АвиаПорт"). Среди основных итогов, которые правительство РФ ожидает от реализации данной программы, - увеличение объёмов перевозки пассажиров с Дальнего Востока, рост перевозок на внутренних региональных авиалиниях, увеличение вылетов из аэропортов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравнённых к ним местностях, рост перевозки пассажиров из Калининградской области и обратно. Таким образом, в поддержании объектов в пригодном для эксплуатации состоянии нуждаются аэропорты по всей стране. Деятельность ФГУП "АГА(А)" направлена именно на то, чтобы реализовывать данную задачу на вверенных предприятию объектах. И, по нашему убеждению, за 15 лет существования предприятие внесло весомый вклад, осуществив работы в более чем 80 аэропортах РФ.

- После валютного кризиса заметно возросла стоимость стройматериалов. Какие есть возможности удешевить строительство? Например, можно ли это сделать, используя новые технологии при строительстве и реконструкции аэродромных покрытий?

- Использование инновационных решений при проведении работ - не желание, а необходимость. Именно они позволяют значительно снизить стоимость ресурсов. Приведу пример по аэропорту Норильск.

Во время реконструкции ВПП разбираются старые аэродромные покрытия. При этом цементобетонные разрушают методом виброрезонансной деструктуризации (ВРД) - технологии, обеспечивающей скорость разрушения цементобетонных аэродромных покрытий до 2 тыс. кв. метров в сутки. Основное преимущество технологии - она позволяет использовать деструктурированный цементобетон в качестве материала для слоя нежёсткого основания при реконструкции и капитальном ремонте аэродромных покрытий. Благодаря применению старого цементобетона нет необходимости его вывозить и утилизировать, а также доставлять в аэропорт дополнительные стройматериалы для устройства нового слоя основания. Это особенно актуально для регионов с удалённым местоположением, подобных Норильску, где доставка и хранение больших объёмов строительных материалов сопряжена со значительными временными и финансовыми издержками.

Также при проведении работ на аэродроме Норильск используются водопропускные металлические гофрированные трубы. Они характеризуются высокой прочностью, малым весом, долговечностью, простотой технологического процесса монтажа. Гофрированные трубы используются для устройства водосточно-дренажной сети как одно из водопропускных сооружений. Они отличаются также низкой стоимостью, так что их использование позволяет существенно сократить расходы.

Удорожание строительных материалов, действительно, оказало определённое влияние на стоимость работ на некоторых наших объектах, но это касается лишь тех материалов и оборудования, аналоги которым пока сложно найти на российском рынке.

- Вы как-то мотивируете подрядчиков использовать новые технологии?

- Лучшее решение бороться с удорожанием - обеспечивать импортозамещение. Приятно отметить, что большая часть материалов, которые применялись для строительства в аэропорту "Платов", произведены в Российской Федерации. Для устройства основания аэродромного покрытия использован щебень, произведённый в карьерах Ростовской области в объёме около 1 млн кубометров. Также для устройства ряда конструктивных элементов при строительстве аэродрома широко использовался песок из местных карьеров. Из Новошахтинска Ростовской области на объект поступал битум для приготовления асфальтобетонных смесей, а трубы для устройства водосточно-дренажной сети произведены на заводе в Краснодарском крае - ближайшем к Ростовской области регионе.

- Какие планы намечены ФГУП "АГА(А)" на 2018 год?

- Мы как никогда близки к ответственному и желанному моменту, когда гостей и участников Чемпионата мира по футболу 2018 года встретят обновлённые аэропорты в городах-участниках мундиаля. Как я уже сказал, продолжатся работы на других объектах предприятия от Хабаровска до Москвы. Планируется ввести в эксплуатацию шесть ВПП в аэропортах Самары, Улан-Удэ, Нижнем Новгороде, Калининграде, Норильске, Москве. В девяти аэропортах планируется ввести перроны, в семи аэропортах - аварийно-спасательные станции, в двух аэропортах - командно-диспетчерские пункты, в 11 аэропортах - очистные сооружения. Продолжится реализация мероприятий в сфере обеспечения транспортной (авиационной) безопасности на объектах аэродромной инфраструктуры и оформление прав на объекты федерального аэродромного имущества.

- В 2018 году отмечается особенный праздник в авиационной отрасли - 95-летие гражданской авиации России. Что бы вы хотели пожелать участникам отрасли в преддверии праздничной даты?

- С момента открытия в 1923 году первой регулярной внутренней линии воздушного сообщения Москва - Нижний Новгород прошло меньше века. За этот период гражданская авиация показала невероятный рост и стремительное развитие как отдельная отрасль. Сегодня, спустя 95 лет, мы стоим на пороге новых возможностей. Опираясь на богатый опыт многих поколений, в наших руках сделать всё, чтобы самолёты стали быстрее, аэропорты - современнее, аэродромы - удобнее и безопаснее. Для достижения новых высот необходима слаженная работа участников отрасли - всех, кто обеспечивает крылатым машинам должный уход и технический комфорт, стремительный взлёт, стабильный полёт и мягкую посадку. От имени коллектива ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" и от себя лично хотелось бы поздравить всех неравнодушных к небу и пожелать новых высот, крепкого здоровья и, конечно же, вдохновения для создания будущего нашей гражданской авиации. С праздником!

 
Материал «"Синхронизация действий сторон при строительстве аэродромов - основная гарантия успеха"» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.

Комментарии к новости

Нужна ФЦП по восстановлению, возрождению малых аэропортов регионов РФ. После ввода строй новых аэропортов к ЧМ по футболу, появятся свободные проектные ресурсы, строительные возможности. Срочно, кому положено, вместе с заинтересованными регионами нужно в 2018 г.приступать к подготовке ФЦП РФ, особенно в части аэропортов Северных городов...