О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Аэропорт "Кольцово" готов к выходу на поле

Воздушная гавань полностью приспособлена к работе во время футбольного первенства

Среди аэропортов, которые летом этого года примут гостей и участников Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России, изначально было немного воздушных гаваней, которые могли бы обслуживать клиентские группы FIFA без масштабных реконструкций. Один из них - международный аэропорт "Кольцово" в Екатеринбурге (находится под управлением УК "Аэропорты Регионов"). Футбольное первенство даст "Кольцово" небольшой, относительно годовых показателей, прирост пассажиропотока. Ожидаемое решение о фундаментальной модернизации инфраструктуры зависит от одобрения российской заявки на всемирную выставку "ЭКСПО-2025", а фокус управляющей компании в части организации перевозок сосредоточен на создании регионального хаба.

Зависимые полосы

Проект реконструкции аэродромной инфраструктуры "Кольцово" финансировался в рамках подпрограммы "Гражданская авиация" Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)" (прекратила действие 1 января 2018 года, незавершённые мероприятия перенесены в соответствующую госпрограмму).

Разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированной взлётно-посадочной полосы (ВПП-2) "Кольцово" Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало 29 декабря 2017 года, а разрешительные документы от Ростехнадзора были получены контролирующим строительство ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (Аэродромов)" ещё 25 декабря. Параметры ВПП-2 - 3 026 на 45 метров, установленное светосигнальное и радиотехническое оборудование обеспечивает II категорию ИКАО. Напомним, параметры первой полосы - 3 004 на 45 метров, а радиотехнические средства обеспечивают II категорию ИКАО (была реконструирована в рамках подготовки к проведению саммита БРИК в 2009 году).

Теперь "Кольцово" может использовать две зависимые ВПП, это увеличит пропускную способность аэродрома до 28 взлётно-посадочных операций в час, а возможности инфраструктуры позволяют принимать все типы воздушных судов (ВС), кроме Airbus A380.

Помимо реконструкции ВПП-2, в проект также заложена реконструкция пассажирского и грузового перронов, включая расширение до 72 мест стоянок воздушных судов, устройство очистных сооружений, водосточно-дренажной сети, объектов и линий электроснабжения и связи.

Стоимость проекта по паспорту ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)" составляет 6,1 млрд рублей, генподрядчиком выступает "Трест Камдорстрой" (строил аэродромы в Казани и Волгограде).

К чемпионату готовы

Терминальная инфраструктура "Кольцово", отмечают в пресс-службе аэропорта, полностью готова к обслуживанию клиентских групп FIFA: участников соревнований, почётных гостей и болельщиков, сейчас прорабатываются соответствующие алгоритмы. К Чемпионату мира пропускная способность аэропорта будет составлять 2,2 тыс. пассажиров в час на внутренних воздушных линиях (ВВЛ) и 1,8 тыс. пассажиров в час - на международных линиях (МВЛ). Небольшой дефицит пропускной способности на МВЛ (170 пассажиров в час), о котором говорится в концепции транспортного обеспечения Чемпионата мира, будет нивелирован расширением зоны паспортного контроля: количество кабин к началу первенства увеличится с 30 до 45.

Регистрация пассажиров доступна на 27 стойках в терминале ВВЛ и на 23 стойках в международном терминале. В секторе прилёта в терминале ВВЛ четыре багажных ленты, в международном терминале их три. В "Кольцово" функционирует десять телескопических трапов и восемь выходов на посадку в автобусы.

Исполнительный директор "Кольцово" Алексей Пискунов на пресс-конференции в Екатеринбурге в декабре отметил, что аэропорт "готовится [к чемпионату] по максимуму". По его словам, дополнительный пассажиропоток во время футбольного первенства составит 60 тыс. человек. Такой прогноз сделан на основании расчётов FIFA: по данным организации, воздушным транспортом прибывает около 30% от ёмкости стадиона. Напомним, на 35-тысячном стадионе "Центральный" пройдут четыре игры группового этапа. "Опыт проведения чемпионатов мира показывает, что болельщики приезжают в города проведения матчей в дни игр, соответственно, именно в эти периоды мы ожидаем максимальный пассажиропоток: в утренний пик - на прилёт, в вечерний пик - на вылет", - рассказывают в пресс-службе "Кольцово".

В декабре А. Пискунов пояснял, что на время ЧМ-2018 аэропорт привлечёт дополнительный персонал в службу авиационной безопасности, чтобы обеспечить "безопасность и комфорт" всех пассажиров, в том числе и фоновых рейсов. Впрочем, временное увеличение персонала в период весенне-летней навигации характерно для подавляющего большинства российских аэропортов. Но к чемпионату мира сотрудники "Кольцово" пройдут специальную подготовку, уточняют в пресс-службе аэропорта, которая коснётся "как производственных, так и коммуникативных компетенций". В частности, не менее 70% сотрудников аэропорта будут владеть английским языком на разговорном уровне.

Помимо штатных сотрудников в терминалах будут работать волонтёры АНО "Оргкомитет - 2018" и городские волонтёры, которые будут встречать прилетающих болельщиков и помогать им ориентироваться в терминалах. "В аэропорту есть много функций, не требующих специальной квалификации и специфического обучения, однако помогающих значительно ускорить производственные процессы, поэтому помощь волонтёров лишней точно не будет", - добавляют в пресс-службе "Кольцово".

Пассажиры бизнес-класса, часто летающие пассажиры и владельцы карт Priority Pass смогут воспользоваться услугами залов повышенной комфортности (расположены в стерильных зонах терминалов ВВЛ и МВЛ). Как ранее писал "АвиаПорт", дополнительный ЗПК в терминале МВЛ будет открыт 1 мая 2018 года, сейчас продолжается выбор подрядчика на проведение строительно-монтажных работ. Высокопоставленные пассажиры смогут воспользоваться услугами терминала деловой авиации "Кольцово".

Транспорт обеспечен

Планы транспортного обеспечения аэропортов, которые будут обслуживать клиентские группы FIFA в течение Чемпионата мира, интегрированы в транспортные концепции городов первенства. В Екатеринбурге соответствующий план был разработан в 2015 году.

В "Кольцово" рассказали, что в дни матчей, помимо традиционных маршрутов общественного транспорта, по маршрутам "Аэропорт - Стадион" и "Аэропорт - Фанзона" и обратно будут курсировать специальные шаттлы, которые будут доставлять прибывающих болельщиков бесплатно при наличии билета на матч.

Парковочный комплекс "Кольцово" насчитывает 900 мест для краткосрочной парковки личного автотранспорта на привокзальной площади (в том числе 87 мест для инвалидов), 900 мест для долгосрочной стоянки на охраняемой парковке и 120 мест на бесплатной парковке. Кроме того, 55 парковочных мест насчитывается на краткосрочной стоянке у терминала деловой авиации. В "Кольцово" отмечают, что на привокзальной площади "будут выделены особые зоны для транспорта, обслуживающего все клиентские группы участников ЧМ".

Железнодорожные перевозки из Екатеринбурга в "Кольцово" и в обратном направлении осуществляются силами Свердловской железной дороги. Сегодня ежедневно курсирует две пары поездов. Пресс-служба СвЖД в начале 2018 года сообщила, что в период Чемпионата мира перевозка пассажиров будет обеспечена комфортабельными "Ласточками".

Сейчас поезда в "Кольцово" не пользуются популярностью, рассказывал журналистам А. Пискунов на пресс-конференции в декабре. По его словам, пассажирами электрички в основном выступают сотрудники аэропорта. "Залог успеха в регулярности и в частоте", - сказал А. Пискунов. Он выразил сомнение в том, что электричка может быть востребована у пассажиров после ЧМ.

Трансферный фактор

По итогам 2017 года "Кольцово" обслужил 5,4 млн пассажиров, что на 26% больше, чем в прошлом году. Напомним, это исторический рекорд аэропорта. Темпы роста выше отрасли обеспечили международные перевозки: по итогам года принято и отправлено 1,9 млн человек (+67%), из них почти полмиллиона пассажиров путешествовали из Екатеринбурга в Анталью. На ВВЛ пассажиропоток составил 3,4 млн человек.

Не секрет, что такие высокие темпы роста российские аэропорты в 2017 году показали в связи с низкой базой 2016 года и под влиянием ряда положительных макроэкономических факторов, которые по итогам 2018 года уже не будут иметь столь значительного влияния. Для "Кольцово" ключевым драйвером роста будет увеличение трансферных перевозок через Екатеринбург из Китая в пункты назначения в Европе. Отметим, этот фактор был существенным и в 2017 году: стыковками в Екатеринбурге воспользовались более 360 тыс. пассажиров, что на четверть больше, чем в 2016 году.

"Результат неплохой, но мы уверены, что потенциал Екатеринбурга в качестве узлового центра намного выше. Мы будем продолжать работу в этом направлении, и предлагаем новым партнёрам свою нишу в этом проекте", - рассказал "АвиаПорту" заместитель генерального директора, директор по развитию авиационного бизнеса УК "Аэропорты Регионов" Сергей Доценко.

Китайский рынок развивают "Уральские авиалинии": через Екатеринбург авиакомпания связывает четыре направления в КНР (Пекин, Харбин, Чанчунь, Ордос) с Парижем, Римом и Прагой. Гендиректор "Кольцово" А. Пискунов оценивает количество пассажиров, следующих в Европу на рейсах из Китая приблизительно в 80%.

"Мы научились делать качественный и быстрый трансфер. Думаю, это оценили и авиакомпании, и пассажиры", - отмечает С. Доценко. По его словам, сейчас трансферные возможности аэропорта вполне достаточны. "Не случайно мы наблюдаем устойчивый интерес перевозчиков. Могу отметить появление трансфера из Красноярска и Новосибирска в Минск авиакомпании "Ямал" и появление ежедневных трансферных рейсов "Победы" с Запада на Восток и обратно", - добавляет менеджер. Всего в прошлом году с трансферной или транзитной пересадкой в Екатеринбурге были совершены перелёты между 78 парами российских и зарубежных городов.

Другое важное направление развития "Кольцово" - обслуживание почтовых отправлений. В 2017 году аэропорт обработал 24,4 тыс. тонн грузов и почты, на уровне прошлого года. Грузопоток снижается, но объёмы перевозок почты растут: на 16% относительно 2016 года. Как ранее писал "АвиаПорт", объёмы увеличиваются за счёт обработки посылок из Китая, в частности из Пекина и Харбина, которые перевозят "Уральские авиалинии". Рост объёмов почтовых отправлений (около 2 тыс. тонн в год по оценке "Кольцово") заставляет аэропорт задуматься о "срочных инфраструктурных изменениях по расширению пункта почтового обмена", рассказывал А. Пискунов. Заказчиком этих изменений выступает оператор МПО "Почта России". Гендиректор "Кольцово" также отмечал, что в 2018 году в аэропорту должно начаться строительство автоматизированного почтового центра (сейчас на стадии проектирования). "Николай Подгузов [генеральный директор "Почты России"] нас обнадёжил, что строительство будет. Сейчас есть задача увеличить возможности по увеличению потока почтовых получений из КНР", - говорил А. Пискунов на пресс-конференции в декабре.

В "Кольцово" не раскрывают планов по пассажиро- и грузопотоку в перспективе до 2020 года, но, как считает А. Пискунов, "драйверы роста - это транзит и трансфер". С. Доценко рассказал "АвиаПорту", что в УК "Аэропорты регионов" ожидают динамику натуральных показателей "Кольцово" на уровне, превышающим отраслевой, "в том числе за счёт развития трансфера".

После чемпионата

Напомним, уже после Чемпионата мира, в сентябре этого года, в "Кольцово" намерены начать переформатирование терминала МВЛ. Как ранее писал "АвиаПорт", проект предусматривает перераспределение служебных и технологических помещений, за счёт чего удастся увеличить полезную площадь для обслуживания пассажиров (речь идёт как об общем секторе, так и чистой зоне). А. Пискунов уточнял, что таможенные органы, сотрудники пограничной службы ФСБ и сотрудники САБ "переедут" с первого на второй этаж, что позволит поставить дополнительные стойки регистрации и довести их количество до 23. Кроме того, на первом этаже появится дополнительное пространство для концессионеров, а в зоне прилёта сектора МВЛ планируется организовать магазин беспошлинной торговли (напомним, законодательство Таможенного союза разрешает беспошлинную торговлю в зонах прилёта МВЛ с 2018 года). "После реконструкции последовательность [обслуживания пассажиров] будет следующая: регистрация пассажиров на первом этаже, далее пассажиры поднимаются на второй уровень по лестнице, либо с помощью эскалатора или лифта. На втором этаже будут расположены зона таможенного досмотра, зона паспортного контроля и зона предполётного контроля авиационной безопасности", - говорили "АвиаПорту" в пресс-службе "Кольцово". "Расширение площадей подразумевает небольшие изменения инженерных коммуникаций и новые интерьерные решения".

Но площадей реконструированного терминала будет недостаточно в случае одобрения заявки Екатеринбурга на проведение в городе Всемирной универсальной выставки "ЭКСПО-2025". По разным оценкам, услугами "Кольцово" в течение выставки могут воспользоваться от 6 до 15 млн человек (форум проходит с 1 мая по 31 октября).

"Аэропорты Регионов" уже приступили к разработке концепции развития аэропортового комплекса для обслуживания пассажиров в период ЭКСПО 2025, сообщила пресс-служба "Кольцово" в начале февраля. В качестве консультанта привлечена британская компания Infrata. "В рамках концепции будет подготовлен прогноз перевозок, осуществляемых через аэропорт "Кольцово", а также проанализированы будущие потребности аэропорта, в том числе дана оценка размеров, числа и характеристик аэропортовой инфраструктуры, необходимой для удовлетворения потребностей аэропорта на время проведения ЭКСПО 2025. По итогам работ будут даны рекомендации по развитию аэропортового комплекса к всемирной выставке и эффективной эксплуатации подготовленной инфраструктуры после её проведения", - говорится в сообщении, распространённом пресс-службой воздушной гавани.

Ранее А. Пискунов отметил также, что существующий генеральный план аэропорта подразумевает возможность строительства нового терминала площадью не более 100 тыс. кв. метров. Если новый терминал будет построен, то, по словам исполнительного директора "Кольцово", туда будут переведены все международные рейсы, а обслуживание пассажиров ВВЛ сосредоточится в действующем здании АВК. Это доведёт предельную пропускную способность "Кольцово" до 15-16 млн пассажиров в год (сейчас 8 млн). В генплане прописаны также возможности по строительству транспортной инфраструктуры.

Если же российская заявка по "ЭКСПО-2025" не будет одобрена на генеральной ассамблее Международного бюро выставок, УК "Аэропорты Регионов" выберет "эволютивный вариант" (поступательное увеличение мощностей терминального комплекса) развития "Кольцово". По словам А. Пискунова, выбор и сроки реализации будут понятны после объявления результатов конкурса по проведению выставки....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка