Источник: Сергей Ахрамеев // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 19.02.2018, 08:17
 

Объективное - невероятное

Почему в России растёт цена на авиационное топливо


[image]

Российские авиакомпании в 2017 году столкнулись с быстрым ростом стоимости авиакеросина, который составил, по разным оценкам, от 15 до 30%. При этом ФАС, несмотря на просьбы перевозчиков разобраться в ситуации, не нашла нарушений со стороны нефтяных компаний и заявила, что повышение цен обусловлено объективными факторами. Впрочем, участники рынка отмечают и другие причины.

Рост цен есть, сговора - нет

По итогам 2017 года, свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), индекс цен на авиационный керосин в аэропортах Московского авиационного узла (индекс МАУ) вырос на 23,3%. Согласно статистике, публикуемой Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация), которая отражает спотовые цены на заправку "в крыло" в аэропортах РФ, в декабре 2017 года стоимость авиакеросина в МАУ составляла около 45 тысяч рублей за тонну против около 38 тысяч рублей за тонну в июле того же года.

Резкий рост начался во втором полугодии: в ноябре газета "Ведомости" со ссылкой на данные СПбМТСБ сообщила, что за полгода цена на авиаГСМ выросла на четверть. В декабре совладелица S7 Group Наталия Филева обвинила в сговоре вертикально-интегрированные нефтяные компании: "на самом деле нефтяников всего три организации: "Роснефть", "Газпром нефть" и "Лукойл" - всё, больше никого нет. Я считаю, что это сговор, потому что цены просто запредельные. Понятно, почему - они стали меньше поставлять за рубеж, у них упали доходы и они хотят все равно иметь те же самые доходы и "отбиться" на нас", - заявила Н. Филева журналистам (цитата по ТАСС), уточнив, что авиакомпания планирует подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Но проведённая ФАС проверка сговора не выявила, заявил агентству ТАСС начальник управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрий Махонин, отметив, что сложившаяся ситуация связана "с балансом спроса и предложения на рынке". Помимо ажиотажного спроса, вызванного ростом производственных показателей отрасли (авиакомпании РФ по итогам года нарастили пассажироперевозки на 18,6%, перевозки грузов и почты выросли на 15,7%), роль также сыграло увеличение налоговой нагрузки на нефтяные компании, отмечали в антимонопольном ведомстве.

Рынок оценил причины

Рост цен на авиакеросин произошёл несмотря на увеличение его производства, отмечают участники рынка. По оценке Argus Media (озвучена на конференции "Авиатопливо - 2018"), объёмы произведённой в России продукции в 2017 году выросли на 7% - до более чем 10,3 млн тонн. Но, несмотря на снижение экспортных поставок, этого оказалось недостаточно для удовлетворения растущего спроса на внутреннем рынке.

Впрочем, влияли и локальные факторы, отмечало в ноябре агентство "Аналитика товарных рынков": в течение года на ремонт закрывались несколько НПЗ, в частности, Омский, Нижегородский, Орский и Московский заводы. Кроме того, на осенний период традиционно приходится риск дефицита керосина в связи с переходом НПЗ на производство зимнего дизтоплива и "возникновения у государства сезонных обязательств по закупке авиаГСМ в госрезервы", объяснял в интервью "АвиаПорту" генеральный директор "Аэрофьюэлз Групп" Владимир Спиридонов.

"Сложилась ситуация, в которой нефтяным компаниям выгоднее продавать керосин на внутреннем рынке, а авиакомпаниям - заправляться в зарубежных аэропортах", - рассуждает источник "АвиаПорта" в отрасли. На фоне ажиотажного спроса авиакеросин продаётся на внутреннем рынке с премией более 5,5 тыс. рублей за тонну - это выше, чем премия при поставках на экспорт, отмечает Дмитрий Терентьев из Argus Media. По его словам, на формирование розничных цен в значительной степени влияет и отсутствие конкуренции между ТЗК в ряде российских аэропортов. Так, по данным на сайте Росавиации, в аэропортах Сочи и Симферополя (входят в десятку крупнейших аэропортов РФ), где работает один топливный оператор, цены на авиаГСМ составляют 47 и 50 тысяч рублей за тонну соответственно. Источник в отрасли добавляет: увеличились также расценки на транспортировку керосина и его хранение, а стоимость услуг по заправке воздушных судов растёт выше инфляции.

По оценке AZUR Air, стоимость заправки "в крыло" выросла течение второй половины прошедшего года на 15-20%. "Такая динамика характерна для аэропортов, где существует конкуренция между ТЗК, а при её отсутствии рост цен по итогам года в зависимости от аэропорта составил 20-30%", - говорит сотрудник одной из российских авиакомпаний. Глава группы наземного обслуживания AZUR Air Наталья Петриченко на конференции "Авиатопливо - 2018" объяснила, что при работе с крупными поставщиками авиакомпания использует так называемое пакетное соглашение, по которому заправщик в рамках одной сделки предоставляет заправку в нескольких аэропортах, но формульное ценообразование при заправках в РФ компания отвергает.

К росту цен на авиаГСМ оказались наиболее чувствительны те авиакомпании, которые не заключили с поставщиками формульных контрактов, не подверженных сильной волатильности, говорит источник на рынке. При этом крупные российские авиакомпании заключают с заправщиками долгосрочные соглашения, замечает он.

В частности, "Аэрофлот" применяет формульное ценообразование при заправках за рубежом, в базовом "Шереметьево" и ряде других российских аэропортов, говорит источник в компании. Он отмечает, что формула опирается на котировки Platts, в ней также учитываются понижающие коэффициенты. Рост стоимости топлива в рублях "Аэрофлот" оценил в 7,6% относительно прошлого года: по данным компании, он обусловлен "существенным ростом стоимости барреля нефти на мировом рынке", которая в 2017 году выросла на 21,3%, следует из комментариев перевозчика к своей отчётности по РСБУ. В денежном выражении рост расходов "Аэрофлота" на топливо составил 12,8 млн руб. (17,2% к уровню 2016 года): помимо ценового фактора, он связан с увеличением налёта по парку. Источник в другой российской авиакомпании отмечает: "цены в рознице в целом коррелируют с ценой на нефть, и "непонятных" изменений на российском рынке нет".

Рост цен продолжится

Президент "Utair - пассажирские авиалинии" Павел Пермяков говорит, что авиакомпания работает по долгосрочному соглашению с одной из нефтяных компаний, а в тех аэропортах, где партнёр не представлен, заправляется по спотовым ценам. Рост стоимости керосина в 2017 году был вызван объективными факторами, считает П. Пермяков: "во-первых, росла стоимость нефти при достаточно стабильном валютном курсе, во-вторых, повлияло и закрытие нескольких НПЗ на ремонт". Сейчас цена на авиаГСМ стабилизировалась, отмечает топ-менеджер, но по итогам 2018 года она вырастет в среднем на 15-20%.

По предварительному прогнозу Росавиации, отрасль в этом году нарастит производственные показатели ещё на 10%. Скажется и проведение в России Чемпионата мира по футболу, и предполагаемое открытие нерегулярных перевозок в Египет, и стабильная макроэкономическая ситуация при сохраняющихся объёмах государственной поддержки. Но авиакомпании в итоге оказываются между нескольких огней: с одной стороны, нужно повышать цены на билеты, догоняя растущие ставки аэропортовых сборов и цены на авиатопливо, с другой - справляться с нарастающим уровнем конкуренции на востребованных направлениях, с третьей - отбиваться от атак антимонопольного ведомства.

 
Материал «Объективное - невероятное» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.

Комментарии к новости