АвиаПорт.Ru
26 февраля 2018, 07:43
Utair фокусируется на эффективности
Авиакомпания Utair не только "переодела рубашку", но и кардинально пересмотрела подход к формированию маршрутной сети и расписания
Транспортный пояс
Авиакомпания Utair в 2018 году в рамках реализации долгосрочной стратегии значительно расширит региональную маршрутную сеть. "Мы хотим развивать "транспортный пояс" с юга до Сибири, связав регионы друг с другом через региональные хабы", - рассказал президент "Utair - Пассажирские авиалинии" Павел Пермяков на пресс-конференции в рамках V Национальной выставки инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2018.
В прошлом году Utair начала эксплуатировать на юге два самолёта ATR-72-500: уже в течение года авиакомпания выполняет полёты по направлениям Краснодар - Сочи и Сочи - Минеральные Воды - Махачкала. Программа выполняется двумя самолётами с технической базой в Сочи. В планах авиакомпании - дальнейшее наращивание парка воздушных судов (ВС) в регионе и развитие маршрутной сети.
О планах Utair строить региональную сеть на юге известно давно: два года назад на инвестиционном форуме в Сочи авиакомпания заключила с Министерством транспорта, Министерством по делам Северного Кавказа и международным аэропортом "Минеральные Воды" соглашение о намерениях развивать "транспортный узел" в СКФО. Разработанная тогда программа предусматривала "открытие ежедневных прямых рейсов из Минеральных Вод в Краснодар, Ростов-на-Дону, Волгоград, Сочи, Махачкалу, Астрахань, а также транзитные рейсы в Белгород, Воронеж, Саратов, Самару и Казань".
Конкуренции с "Азимутом", который, напомним, также намерен развивать региональные перевозки на юге, в том числе за счёт субсидий, с базой в Ростове-на-Дону, Utair не опасается. Стоимость лётного часа SSJ-100 у "Азимута" такая же, как у других компаний, эксплуатирующих этот тип ВС, считает П. Пермяков. Он добавил, что эффективность авиакомпании определяется не типом эксплуатируемых ВС, а "успехами менеджмента". Закрытие линий Сочи - Ростов и Ростов - Махачкала после выхода "Азимута" на эти маршруты П. Пермяков объясняет экономикой: "Мы раскатывали эти направления в весенне-летний период, но с наступлением низкого сезона поняли, что на них нет смысла продолжать работу без чётких перспектив". Кроме того, эти рейсы не укладывались в концепцию развития региональных хабов, объяснил топ-менеджер, хотя не исключил их возвращения в маршрутную сеть компании в обозримом будущем.
"На юге нас поддерживают власти, поэтому частично нам удаётся перекладывать субсидирование в снижение тарифов", - рассказывает П. Пермяков. При этом речь идёт не о федеральных субсидиях по программе субсидирования региональных воздушных перевозок (ПП№1242), а об адресной поддержке со стороны субъектов (по такой же схеме субсидируется "Азимут"). Впрочем, компании все же удалось добиться федеральной поддержки на двух маршрутах в Приволжском федеральном округе: Уфа - Нижний Новгород и Уфа - Самара (пять раз в неделю). Из Уфы, но уже без федеральных субсидий, компания летает в Казань и Екатеринбург (шесть раз в неделю). На всех этих маршрутах эксплуатируется ATR-72-500. Разлёт из Екатеринбурга включает Нижний Новгород, Самару и Уфу, а в Екатеринбург, как и в Уфу, Utair летает из Сургута и Тюмени. Напомним, на маршрутах в Сибирском федеральном округе Utair работает исторически, соединяя пункты на территории Ханты-Мансийского автономного округа (владеет 38,8% акций компаний), Ямало-Ненецкого автономного округа и Тюменскую область.
В Международном аэропорту "Уфа" разработана система маркетинговой поддержки авиакомпаний при организации стыковок, подтвердил представитель воздушной гавани. По его словам, все технологии по обслуживанию трансферных пассажиров и багажа отработаны в полной мере. Раскрывать информацию о количестве обслуженных пассажиров Utair на региональных маршрутах он отказался.
Аэропорт "Кольцово" (Екатеринбург) по итогам 2017 года обслужил около 100 тыс. пассажиров Utair (на 45% больше, чем в 2016 году), 20 тыс. из них были трансферными. При этом в текущем году рост перевозок продолжается: зимой он составил уже 50% к аналогичному периоду прошлого года. "Мы видим потенциал к дальнейшему росту", - отмечает заместитель генерального директора - директор по развитию авиационного бизнеса УК "Аэропорты Регионов" Сергей Доценко.
Кроме того, Utair 7 марта запускает рейсы из Москвы в Калугу (аэропорт "Грабцево"). Расписание построено под стыковки компании в базовом "Внуково". В Utair ожидают, что при загрузке примерно в 85% около половины пассажиров на рейсе будут пересаживаться на магистральные рейсы. При этом уже сформирована и региональная сеть из Калуги: в летнем расписании Utair будет летать в Санкт-Петербург (три раза в неделю), Сочи (два раза в неделю), Краснодар и Минеральные Воды (по одной частоте в неделю).
Региональные перевозки - важный сегмент для Utair, но, разумеется, не ключевой. Сейчас практически 80% пассажироперевозок Utair осуществляет через базовый аэропорт "Внуково". В планах на 2018 год - расширение международной сети из "Внуково", которое, впрочем, будет зависеть от получения коммерческих прав по тем или иным маршрутам. В прошлом году, напомним, Utair получила право летать из Москвы в Вену, Мюнхен, Берлин и Милан.
Результаты трансформации
По итогам 2017 года Utair перевезла 7,3 млн пассажиров, на 9,6% больше, чем в 2016 году. По данным Росавиации, в 2017 году процент занятости кресел у Utair вырос на 4 п.п - до 75,9%. Согласно данным, которые компания представила на NAIS-2018, в июле и августе он составлял 89% и 88% соответственно.
Одной из причин недостаточно высокой загрузки в прошлые периоды было расписание компании, рассказал П. Пермяков: "Маршрутная сеть и расписание были выстроены под удобное сообщение между регионами и Москвой". Он объяснил, что самолёты, вылетающие из Москвы вечером, оставались "ночевать" в регионах, чтобы обеспечить комфортное время вылета для путешествующих в столицу пассажиров. "Мы считали, что за это [удобство расписания] нужно платить, - уточнил П. Пермяков. - Поэтому держали достаточно высокие ценники: мы получали меньшую загрузку при большей доходности".
Но с началом программы трансформации компании подход Utair к интенсивности использования воздушных судов был пересмотрен, продолжил П. Пермяков. Компания нарастила частоты между Москвой и регионами, обеспечив до четырёх трансферных волн во "Внуково". "Конечно, по каким-то направлениям расписание стало менее удобным, но на ключевых маршрутах мы просто добавили количество рейсов. Разумеется, на менее удобных по расписанию рейсах стоит более выгодный для пассажиров тариф", - объяснил топ-менеджер.
"Мне кажется, что наши тарифы являются самыми конкурентоспособными на рынке, - поделился П. Пермяков. - Мы принципиально изменили свою ценовую политику. Наши инициативы по снижению затрат позволили нам предложить пассажирам больше возможностей", - сказал он. По данным Utair, тариф "Открытый" (тарифная опция в группе "Лайт", билет приобретается пассажиром на конкретную дату, но без указания времени вылета рейса) в среднем ниже, чем предложение "Победы" на аналогичных линиях. Тарифы "Лайт" чуть выше, чем предложение российского лоукостера, но, объясняет П. Пермяков, продуктовая линейка у Utair шире: "Лайт" предлагает 10 кг ручной клади, бесплатный выбор места в салоне ВС и платный заказ бортового питания.
Напомним, новую тарифную сетку авиакомпания представила в первой половине 2016 года. Сейчас есть четыре группы тарифов: "Бизнес", "Гибкий", "Стандарт" и "Лайт", они отличаются друг от друга набором опций и услуг. Обновление тарифной сетки стало частью масштабной трансформации компании, начатой на фоне финансовых трудностей на пике кризиса. Как ранее писал "АвиаПорт", она предполагала смещение фокуса компании в сторону сегмента бюджетных перевозок и мероприятия по оптимизации маршрутной сети, наземного и технического обслуживания парка, сокращению времени обслуживания пассажиров, снижению времени оборота ВС, а также по автоматизации процессов планирования и выполнения ТОиР. "То, что мы сегодня имеем в результате, несмотря на несколько прошедших этапов кризиса, - стабильную финансовую ситуацию, положительный финансовый результат, рост финансовых и операционных показателей", - говорил в октябре 2017 года генеральный директор Utair Андрей Мартиросов.
Финансовый результат пассажирского сегмента группы Utair в 2017 будет аналогичен результатам предыдущего периода и окажется положительным, утверждает П. Пермяков. Этого удалось добиться за счёт ряда факторов, несмотря на то, что "тарифы были на очень низком уровне". В 2018 году Utair предполагает нарастить перевозки до 8 млн пассажиров и получить от пассажирских перевозок 60 млрд рублей выручки....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции