Опубликовано: 26.02.2018, 07:43
 

Utair фокусируется на эффективности


[image]

Авиакомпания Utair не только "переодела рубашку", но и кардинально пересмотрела подход к формированию маршрутной сети и расписания. По словам президента "Utair - Пассажирские авиалинии" Павла Пермякова, компания "фокусируется на эффективности" и не ставит задачи нарастить флот.

Транспортный пояс

Авиакомпания Utair в 2018 году в рамках реализации долгосрочной стратегии значительно расширит региональную маршрутную сеть. "Мы хотим развивать "транспортный пояс" с юга до Сибири, связав регионы друг с другом через региональные хабы", - рассказал президент "Utair - Пассажирские авиалинии" Павел Пермяков на пресс-конференции в рамках V Национальной выставки инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2018.

В прошлом году Utair начала эксплуатировать на юге два самолёта ATR-72-500: уже в течение года авиакомпания выполняет полёты по направлениям Краснодар - Сочи и Сочи - Минеральные Воды - Махачкала. Программа выполняется двумя самолётами с технической базой в Сочи. В планах авиакомпании - дальнейшее наращивание парка воздушных судов (ВС) в регионе и развитие маршрутной сети.

О планах Utair строить региональную сеть на юге известно давно: два года назад на инвестиционном форуме в Сочи авиакомпания заключила с Министерством транспорта, Министерством по делам Северного Кавказа и международным аэропортом "Минеральные Воды" соглашение о намерениях развивать "транспортный узел" в СКФО. Разработанная тогда программа предусматривала "открытие ежедневных прямых рейсов из Минеральных Вод в Краснодар, Ростов-на-Дону, Волгоград, Сочи, Махачкалу, Астрахань, а также транзитные рейсы в Белгород, Воронеж, Саратов, Самару и Казань".

Конкуренции с "Азимутом", который, напомним, также намерен развивать региональные перевозки на юге, в том числе за счёт субсидий, с базой в Ростове-на-Дону, Utair не опасается. Стоимость лётного часа SSJ-100 у "Азимута" такая же, как у других компаний, эксплуатирующих этот тип ВС, считает П. Пермяков. Он добавил, что эффективность авиакомпании определяется не типом эксплуатируемых ВС, а "успехами менеджмента". Закрытие линий Сочи - Ростов и Ростов - Махачкала после выхода "Азимута" на эти маршруты П. Пермяков объясняет экономикой: "Мы раскатывали эти направления в весенне-летний период, но с наступлением низкого сезона поняли, что на них нет смысла продолжать работу без чётких перспектив". Кроме того, эти рейсы не укладывались в концепцию развития региональных хабов, объяснил топ-менеджер, хотя не исключил их возвращения в маршрутную сеть компании в обозримом будущем.

"На юге нас поддерживают власти, поэтому частично нам удаётся перекладывать субсидирование в снижение тарифов", - рассказывает П. Пермяков. При этом речь идёт не о федеральных субсидиях по программе субсидирования региональных воздушных перевозок (ПП№1242), а об адресной поддержке со стороны субъектов (по такой же схеме субсидируется "Азимут"). Впрочем, компании все же удалось добиться федеральной поддержки на двух маршрутах в Приволжском федеральном округе: Уфа - Нижний Новгород и Уфа - Самара (пять раз в неделю). Из Уфы, но уже без федеральных субсидий, компания летает в Казань и Екатеринбург (шесть раз в неделю). На всех этих маршрутах эксплуатируется ATR-72-500. Разлёт из Екатеринбурга включает Нижний Новгород, Самару и Уфу, а в Екатеринбург, как и в Уфу, Utair летает из Сургута и Тюмени. Напомним, на маршрутах в Сибирском федеральном округе Utair работает исторически, соединяя пункты на территории Ханты-Мансийского автономного округа (владеет 38,8% акций компаний), Ямало-Ненецкого автономного округа и Тюменскую область.

В Международном аэропорту "Уфа" разработана система маркетинговой поддержки авиакомпаний при организации стыковок, подтвердил представитель воздушной гавани. По его словам, все технологии по обслуживанию трансферных пассажиров и багажа отработаны в полной мере. Раскрывать информацию о количестве обслуженных пассажиров Utair на региональных маршрутах он отказался.

Аэропорт "Кольцово" (Екатеринбург) по итогам 2017 года обслужил около 100 тыс. пассажиров Utair (на 45% больше, чем в 2016 году), 20 тыс. из них были трансферными. При этом в текущем году рост перевозок продолжается: зимой он составил уже 50% к аналогичному периоду прошлого года. "Мы видим потенциал к дальнейшему росту", - отмечает заместитель генерального директора - директор по развитию авиационного бизнеса УК "Аэропорты Регионов" Сергей Доценко.

Кроме того, Utair 7 марта запускает рейсы из Москвы в Калугу (аэропорт "Грабцево"). Расписание построено под стыковки компании в базовом "Внуково". В Utair ожидают, что при загрузке примерно в 85% около половины пассажиров на рейсе будут пересаживаться на магистральные рейсы. При этом уже сформирована и региональная сеть из Калуги: в летнем расписании Utair будет летать в Санкт-Петербург (три раза в неделю), Сочи (два раза в неделю), Краснодар и Минеральные Воды (по одной частоте в неделю).

Региональные перевозки - важный сегмент для Utair, но, разумеется, не ключевой. Сейчас практически 80% пассажироперевозок Utair осуществляет через базовый аэропорт "Внуково". В планах на 2018 год - расширение международной сети из "Внуково", которое, впрочем, будет зависеть от получения коммерческих прав по тем или иным маршрутам. В прошлом году, напомним, Utair получила право летать из Москвы в Вену, Мюнхен, Берлин и Милан.

Результаты трансформации

По итогам 2017 года Utair перевезла 7,3 млн пассажиров, на 9,6% больше, чем в 2016 году. По данным Росавиации, в 2017 году процент занятости кресел у Utair вырос на 4 п.п - до 75,9%. Согласно данным, которые компания представила на NAIS-2018, в июле и августе он составлял 89% и 88% соответственно.

Одной из причин недостаточно высокой загрузки в прошлые периоды было расписание компании, рассказал П. Пермяков: "Маршрутная сеть и расписание были выстроены под удобное сообщение между регионами и Москвой". Он объяснил, что самолёты, вылетающие из Москвы вечером, оставались "ночевать" в регионах, чтобы обеспечить комфортное время вылета для путешествующих в столицу пассажиров. "Мы считали, что за это [удобство расписания] нужно платить, - уточнил П. Пермяков. - Поэтому держали достаточно высокие ценники: мы получали меньшую загрузку при большей доходности".

Но с началом программы трансформации компании подход Utair к интенсивности использования воздушных судов был пересмотрен, продолжил П. Пермяков. Компания нарастила частоты между Москвой и регионами, обеспечив до четырёх трансферных волн во "Внуково". "Конечно, по каким-то направлениям расписание стало менее удобным, но на ключевых маршрутах мы просто добавили количество рейсов. Разумеется, на менее удобных по расписанию рейсах стоит более выгодный для пассажиров тариф", - объяснил топ-менеджер.

"Мне кажется, что наши тарифы являются самыми конкурентоспособными на рынке, - поделился П. Пермяков. - Мы принципиально изменили свою ценовую политику. Наши инициативы по снижению затрат позволили нам предложить пассажирам больше возможностей", - сказал он. По данным Utair, тариф "Открытый" (тарифная опция в группе "Лайт", билет приобретается пассажиром на конкретную дату, но без указания времени вылета рейса) в среднем ниже, чем предложение "Победы" на аналогичных линиях. Тарифы "Лайт" чуть выше, чем предложение российского лоукостера, но, объясняет П. Пермяков, продуктовая линейка у Utair шире: "Лайт" предлагает 10 кг ручной клади, бесплатный выбор места в салоне ВС и платный заказ бортового питания.

Напомним, новую тарифную сетку авиакомпания представила в первой половине 2016 года. Сейчас есть четыре группы тарифов: "Бизнес", "Гибкий", "Стандарт" и "Лайт", они отличаются друг от друга набором опций и услуг. Обновление тарифной сетки стало частью масштабной трансформации компании, начатой на фоне финансовых трудностей на пике кризиса. Как ранее писал "АвиаПорт", она предполагала смещение фокуса компании в сторону сегмента бюджетных перевозок и мероприятия по оптимизации маршрутной сети, наземного и технического обслуживания парка, сокращению времени обслуживания пассажиров, снижению времени оборота ВС, а также по автоматизации процессов планирования и выполнения ТОиР. "То, что мы сегодня имеем в результате, несмотря на несколько прошедших этапов кризиса, - стабильную финансовую ситуацию, положительный финансовый результат, рост финансовых и операционных показателей", - говорил в октябре 2017 года генеральный директор Utair Андрей Мартиросов.

Финансовый результат пассажирского сегмента группы Utair в 2017 будет аналогичен результатам предыдущего периода и окажется положительным, утверждает П. Пермяков. Этого удалось добиться за счёт ряда факторов, несмотря на то, что "тарифы были на очень низком уровне". В 2018 году Utair предполагает нарастить перевозки до 8 млн пассажиров и получить от пассажирских перевозок 60 млрд рублей выручки.

 
Ссылки по теме:
Материал «Utair фокусируется на эффективности» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.