Источник: Мария Ситкина // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 26.02.2018, 13:45
 

Технопарк АТ: от экспериментов к производству


[image]

Научно-производственная ассоциация "Технопарк авиационных технологий" (Технопарк АТ) создана в 2006 году по инициативе ПАО "ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение" (ОДК-УМПО, входит в состав "Объединённой двигателестроительной корпорации" Госкорпорации "Ростех") и Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ) с целью продвижения инновационных технологий в области двигателестроения. На сегодняшний день в Технопарке АТ ведётся работа по четырём направлениям инжиниринга, успешно реализуются образовательные проекты и оказывается поддержка малым предприятиям. Подробнее о реализуемых проектах и о том, какие передовые технологии уже удалось внедрить в производственные цепочки ОДК-УМПО и других предприятий корпорации - в материале "АвиаПорта".

ОДК-УМПО в 2006 году в качестве стартовой площадки выделило Технопарку АТ отдельно стоящий административно-производственный корпус общей площадью около 7 тыс. кв. м. Раньше в этом корпусе производились различные товары народного потребления. "Это была весьма востребованная продукция, но с какого-то момента производство стало нерентабельным, и в девяностых годах его свернули. Корпус был законсервирован и простоял более десяти лет, затем его привели в порядок", - поделился директор Технопарка АТ Ирек Кандаров.

Управляющий директор ПАО "ОДК-УМПО" Евгений Семивеличенко подчёркивает, что идея создания Технопарка АТ была достаточно простой и заключалась, прежде всего, в создании благоприятных условий для того, чтобы разработки и идеи научных коллективов опорного вуза авиадвигателестроительной отрасли региона - УГАТУ - попадали в производство с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. За это время в Технопарке АТ создано уникальное высокотехнологичное производство и собрана молодая команда специалистов, нацеленная на разработку инновационной продукции и готовая к внедрению технических решений любой сложности.

Производственный инжиниринг - одна из основных сфер деятельности Технопарка АТ - направлен на отработку результатов научно-исследовательских работ и доведение их до опытно-промышленных технологий с целью дальнейшего внедрения в серийное производство перспективных изделий для авиации. Совместно с партнёрами специалисты Технопарка АТ ведут работы по четырём направлениям: сверхпластическое формообразование и диффузионная сварка, сложнопрофильная механическая обработка, вакуумные ионно-плазменные технологии и перспективные литейные технологии.

Наиболее востребованное направление - перспективные литейные технологии. Специалисты Технопарка АТ разрабатывают технологии для получения сложнофасонных деталей перспективными методами литья, а также осуществляют проектирование и изготовление оснастки для металлургических производств с применением современных полимерных материалов. По словам руководителя направления Василия Пиксаева, проекты любой сложности реализуются по принципу полного цикла - от разработки до получения и испытания готового продукта. Как подчеркнул В. Пиксаев, производство, оснащённое всем спектром современного технологического оборудования с числовым программным управлением, опытный инженерный состав, владеющий CAD/САМ приложениями, и высококвалифицированные кадры на производстве дают возможность существенно сократить время изготовления оснастки и повысить её качество. "Высокая точность оборудования позволяет воспроизводить как мельчайшие детали литейной оснастки, так и крупногабаритные изделия", - добавил он.

Литейное оснащение, изготавливаемое в Технопарке АТ, уже активно используется в производстве. Основной потребитель - ОДК-УМПО, также в числе заказчиков - ПАО "Кузнецов", АО "НПЦ газотурбостроения "Салют" и другие предприятия ОДК.

В рамках ещё одного направления ведётся разработка технологий вакуумно-плазменной обработки различных деталей, позволяющих регламентировано изменять свойства поверхностного слоя материалов. "Собственное уникальное оборудование и команда квалифицированных специалистов позволяют решать задачи, направленные на повышение ресурса деталей, работающих в условиях высоких нагрузок, - поделился И. Кандаров. - Комплексный подход, сочетающий исследование, анализ и подбор режимов вакуумно-плазменной обработки, позволяет качественно решать задачи современного двигателестроения в части применения специальных покрытий". Работу по этому направлению Технопарк АТ выполняет в тесном сотрудничестве с научно-образовательными учреждениями, в том числе с УГАТУ, Институтом электрофизики Уральского отделения РАН (ИЭФ УрО РАН) и Научно-исследовательским центром "Курчатовский институт".

Совместно с ОДК-УМПО и УГАТУ в Технопарке АТ разработана технология обработки рабочих лопаток компрессора низкого и высокого давления методом ионной имплантации азотом. Освоенная технология уже успешно используется для обработки ответственных деталей газотурбинных двигателей. Для модификации поверхности применяется комплексная установка "Виктория-2М". Руководитель направления Вадим Насыров уточнил, что за счёт применения этой технологии на рабочих лопатках ГТД, изготавливаемых в ОДК-УМПО, достигнуто повышение эксплуатационных характеристик: рост предела выносливости составил более 10%, а износостойкость увеличилась более чем на 15%.

Инжиниринг в сфере разработки и внедрения технологий сложнопрофильной механической обработки включает в себя реализацию сложных технологических процессов на оборудовании заказчика. Многолетний опыт сотрудничества с ведущими мировыми поставщиками инструмента позволяет Технопарку АТ использовать в работе передовые технические решения для существенного снижения трудоёмкости и повышения качества обрабатываемых деталей. Среди успешно реализованных проектов - разработка технологии обработки лопаток моноколес перспективных двигателей, осваиваемых в ОДК-УМПО.

Технология создания полых облегчённых конструкций методами сверхпластической формовки и диффузионной сварки, также разработанная в Технопарке АТ, опирается на научно-технический задел и результаты ряда научно-исследовательских работ, выполненных совместно с ведущими вузами. Она позволяет максимально снизить вес получаемых изделий (на 30-50%) при сохранении требуемой конструкторской документацией прочности. В настоящее время Технопарк АТ располагает всем комплексом оборудования, необходимого для создания высокопрочных деталей полой конструкции для современных газотурбинных двигателей.

Парк технологического оборудования, используемого в работе инжиниринговых направлений, включает специализированные обрабатывающие центры с числовым программным управлением (производитель - чешская компания Sahos), оснащённые высокоскоростными фрезерными шпинделями для обработки заготовок из пластика и цветных металлов, технологические комплексы для воспроизведения основных операций получения полых высокопрочных конструкций, включающие в себя специализированные гидравлические прессы, сварочное и нагревательное оборудование, уникальные установки для реализации ионно-плазменных технологий, позволяющие проводить одновременно в одном вакуумном объёме обработку деталей различными по функционалу методами. В настоящий момент в Технопарке АТ ведётся освоение оборудования для реализации методов электролитно-плазменной обработки.

В работу инжиниринговых направлений вовлечены и студенты, в первую очередь — учащиеся УГАТУ. В рамках производственной практики, выполнения курсовых и дипломных проектов студенты привлекаются к реализации различных научно-исследовательских работ в области специализации Технопарка АТ. "Учащиеся старших курсов с успехом работают у нас и к окончанию обучения имеют значительные компетенции. Это, безусловно, позволяет им претендовать на работу в ОДК-УМПО и других предприятиях ОДК на более выгодных для них условиях. Ежегодно, проходя через Технопарк АТ, на работу устраиваются не менее пяти-шести студентов", - рассказал И. Кандаров.

Один из основных проектов в этой сфере - развитие программы дуального (практико-ориентированного) образования для будущих специалистов авиастроительной отрасли. По инициативе ОДК-УМПО и УГАТУ на базе Технопарка АТ создана коворкинг-зона - площадка, где студенты вуза могут принять участие в решении актуальных задач предприятий ОДК. Пилотным проектом, реализованным в стенах коворкинг-зоны, стала производственная практика 26 студентов УГАТУ, которые были привлечены к самостоятельному решению конкретных производственных и инженерных вопросов. В этом году число специальностей для прохождения практики планируется увеличить. Развитие коворкинг-зоны также будет происходить и за счёт создания практических лабораторий, в том числе 3D-моделирования. Планируется также приобрести полноценное технологическое оборудование, прежде всего, для механической обработки.

Для реализации научно-образовательной деятельности в коворкинг-зоне функционирует автоматизированный производственный комплекс CIMFLEX на базе мини-станков. "Это автоматизированное интегрированное производство с полностью компьютеризированным удалённым управлением, где присутствуют все технологические переделы, и каждый технологический передел находится в ведении робота, - объяснил И. Кандаров. - Это цифровое производство по принципу "Индустрия 4.0". Именно к этому мы придём когда-то, но уже сейчас мы можем проводить обучение, показывать ребятам, как всё должно быть в будущем".

На базе коворкинг-зоны работа проводится не только со студентами, но и со школьниками. В рамках соглашения, заключённого с центром детского технического творчества "Гефест", еженедельно проводятся занятия по моделированию и аддитивным технологиям. Отметим, что два созданных здесь проекта получили поддержку в рамках конкурса "Умник": проект создания 3D-принтера для металлургических производств и проект по разработке полифункциональных инструментальных покрытий.

Для действующих сотрудников ОДК-УМПО в стенах Технопарка АТ действуют курсы повышения квалификации с привлечением преподавателей УГАТУ и зарубежных специалистов. Здесь же они, а также соискатели, претендующие на работу в ОДК-УМПО и других предприятиях, могут проверить свой профессиональный уровень. "В мае 2017 года на базе Башкортостанского регионального отделения Союза машиностроителей России при поддержке ОДК-УМПО, УГАТУ и Технопарка АТ создан Центр оценки квалификаций специалистов машиностроительной отрасли. — рассказал Е. Семивеличенко. — В рамках этого проекта в Технопарке АТ организован участок для сдачи практического экзамена, где подтвердить свои навыки смогли уже 80 работников".

Для соискателей независимая оценка квалификации - это возможность получить официальное подтверждение квалификации через сдачу экзамена без прохождения обучения. Что касается сотрудников ОДК-УМПО, успешное прохождение независимой оценки квалификации позволяет им в рамках действующей системы оценки персонала повысить категорию или разряд.

Директор ЦОК Максим Пузырников уточнил, что экзамен включает теоретическую и практическую части. "В рамках теоретической части соискатели выполняют тестовые задания. Например, станочникам необходимо ответить на вопросы, касающиеся номинальных размеров деталей, видов режущего инструмента, приспособлений, конструкции оборудования и так далее, — пояснил он. — Задание практической части для рабочих заключается в изготовлении детали по чертежу с соблюдением всех требований". Эксперты контролируют соблюдение требования охраны труда, техники безопасности и параметры механической обработки. М. Пузырников дополнил, что изготовление в рамках экзамена настоящей детали в полной мере демонстрирует соответствие навыков соискателя профессиональным стандартам. При этом практическую работу, на выполнение которой отводится три часа, участники выполняют самостоятельно, не прибегая к помощи экспертов.

Инженерам-технологам в свою очередь тоже необходимо ответить на теоретические вопросы, а в рамках практической части они должны обеспечить технологичность изготовления детали, правильно выбрать заготовку, написать техпроцесс и выявить причины появления дефектов и предложить мероприятия по их исключению. Таким образом, за время экзамена оцениваемые демонстрируют навыки выполнения трудовых функций, которые закреплены за ними на рабочих местах. В 2017 году инженеры-технологи ОДК-УМПО первыми в Российской Федерации подтвердили свою профессиональную квалификацию в рамках национальной системы квалификаций, а данные об успешном прохождении экзаменов были внесены в реестр независимой оценки квалификаций. Это событие стало важным этапом в реализации Федерального закона №238 от 3 июля 2016 года "О независимой оценке квалификации".

Реализация инжиниринговой деятельности также позволяет Технопарку АТ оказывать всестороннюю помощь своим резидентам - малым инновационным предприятиям (МИП). "На сегодняшний день функционирует десять таких предприятий. Не все из них занимаются деятельностью в области авиационных технологии и двигателестроения. Например, есть три предприятия, которые занимаются "нефтянкой". Если у нас есть свободные площади, мы с удовольствием их предоставляем", - отметил И. Кандаров.

Отметим, что в 2012 году в соответствии с законом "Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан", Технопарк АТ стал субъектом инновационной инфраструктуры. "Статус субъекта инновационной инфраструктуры Республики Башкортостан даёт нам определённые преференции. Мы освобождены от уплаты налога на имущество. Это не такая большая сумма, но на наше здание и оборудование она составляет порядка пяти миллионов рублей. И такой же преференцией могут пользоваться все наши резиденты", - сообщил директор ассоциации.

Для поддержки новых МИП Технопарк АТ устанавливает льготную арендную ставку на период становления и выхода на этап серийного производства. Кроме того, в Технопарке АТ хорошо отработан механизм технологического трансфера, взаимодействия с научно-образовательными учреждениями, промышленными предприятиями, региональными и местными властями. Данные меры поддержки обеспечивают создание высокооплачиваемых рабочих мест, развитие промышленного производства региона. Кроме того, все резиденты получают безвозмездный доступ к инфраструктуре, в том числе к конференц-залу с системой видеосвязи, переговорным комнатам, оборудованной кухне и тренажёрному залу.

 
Материал «Технопарк АТ: от экспериментов к производству» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.

Комментарии к новости