Опубликовано: 01.03.2018, 18:33
 

Чистая прибыль группы "Аэрофлот" по МСФО в 2017 году упала на 41%


[image]

Москва. 1 марта. АвиаПорт - Группа "Аэрофлот" (в неё входят авиакомпании "Аэрофлот - российские авиалинии", "Россия", "Аврора" и "Победа") по итогам работы в 2017 году получила чистую прибыль по Международным стандартам финансовой отчётности (МСФО) в размере 23,06 млрд рублей, что на 40,6% меньше, чем в позапрошлом году. Выручка группы при этом выросла на 7,5% и составила 532,9 млрд рублей. Показатель EBITDA в прошлом году достиг отметки в 56 млрд рублей, увеличившись на 28,2%, следует из опубликованного отчёта.

В "Аэрофлоте" отмечают, что финансовые результаты отражают нормализацию уровня рентабельности и действие ряда рыночных факторов, ранее уже оказавших влияние на результаты, полученные по итогам девяти месяцев 2017 года. Заместитель генерального директора по коммерции и финансам ПАО "Аэрофлот" Шамиль Курмашов отметил, что доходные ставки находились под давлением изменяющейся конкурентной ситуации - возвращения на российский рынок ёмкостей зарубежных авиаперевозчиков, а также открытия рынка Турции, обеспечившего структурные изменения в спросе на авиаперевозки. "С другой стороны, растущая стоимость нефти и отстающая от него динамика валютного курса обеспечили давление на расходы на авиатопливо (по итогам года они составили почти 122,7 млн рублей - на 20,8% больше, чем в 2016 году - "АвиаПорт"), ключевую статью, составляющую 24,9% операционных затрат, - дополнил он. - Данные факторы носят рыночный характер и ключевыми инструментами оптимизации для нас являются эффективная система закупок топлива за счёт выгодных условий за объём, а также продолжающийся рост эффективности потребления топлива. В 2017 году удельное потребление топлива составило 22,8 грамм на кресло-километр, на 0,6% ниже, чем годом ранее".

По словам Ш. Курмашова, в IV квартале 2017 года темпы роста выручки ускорились до 11,9%, а темпы роста затрат, напротив, замедлились. Таким образом, показатель прибыли до вычета процентов, налогов и амортизации (EBITDA) по итогам IV квартала составил 2,7 млрд рублей, что превышает показатель за аналогичный период 2016 года в 3,2 раза. Ключевым фактором здесь стал рост доходной ставки: в IV квартале она увеличилась на 1% (по сравнению с IV кварталом 2016 года) против снижения на 5% за девять месяцев 2017 года.

Представитель "Аэрофлота" добавил, что в условиях действия курсовых факторов, роста стоимости топлива, отсутствия материальных курсовых разниц по возвратам предоплат за воздушные суда, оказавших влияние на результат 2016 года, финансовый результат 2017 года снизился, что "отражает тренд по нормализации уровня рентабельности". "В свою очередь значительное снижение долговой нагрузки за счёт досрочного погашения кредитных линий в течение года, а также экономия на прочих неоперационных расходах поддержали показатель чистой прибыли, который составил 23,1 млрд рублей", - подытожил Ш. Курмашов.

Операционная прибыль за двенадцать месяцев 2017 года, согласно отчёту, составила почти 40,4 млрд рублей, сократившись к уровню 2016 года на 36,1%. Операционные расходы за этот же период (за исключением расходов на топливо) выросли на 11,7% - до 369,8 млрд рублей. В том числе, в связи с наращиванием объёмов перевозок (по итогам года авиакомпании группы перевезли 50,1 млн пассажиров, что на 15,4% больше, чем в 2016 году) и увеличением аэропортовых сборов, зафиксирован рост расходов на обслуживание воздушных судов и пассажиров на 10,5% - до 96,4 млрд рублей. Дополнительное влияние на эту статью расходов оказало внедрение инициатив по повышению качества сервиса.

За счёт расширения парка расходы по операционной аренде ВС увеличились до почти 65,8 млрд рублей (+10,5 % к показателю 2016 года). Выросли и расходы на оплату труда - до 82,8 млрд рублей, что на 28% больше, чем годом ранее. Как поясняют в "Аэрофлоте", это обусловлено индексацией заработной платы сотрудников и ростом её переменной части, ростом численности персонала, а также с увеличением резерва по неиспользованным отпускам и выплатой бонусов пилотам.

Также из опубликованного отчёта следует, что общий долг группы "Аэрофлот" по состоянию на 31 декабря 2017 года составил почти 104,8 млрд рублей, что на 27,2% меньше показателя на 31 декабря 2016 года. "Снижение долговой нагрузки связано с выплатами кредитов и займов, как плановыми, так и досрочными, а также с переоценкой обязательств по финансовой аренде вследствие укрепления рубля к доллару США на 31 декабря 2017 года по сравнению с 31 декабря 2016 года, - пояснили в "Аэрофлоте". Несмотря на большой объём выплат, сумма денежных средств и краткосрочных финансовых инвестиций увеличилась на 45,3% по сравнению с 31 декабря 2016 года до 54,9 млрд рублей. Объём доступных невыбранных лимитов по кредитным линиям в крупнейших российских и международных банках на 31 декабря 2017 года составлял 103,2 млрд рублей.

Справка

"Аэрофлот"
- лидер воздушного транспорта России, член глобального авиационного альянса SkyTeam. Совокупная маршрутная сеть альянса насчитывает 1062 пункта в 177 странах. В 2016 году "Аэрофлот" первым из российских компаний стал обладателем рейтинга "четыре звезды" Skytrax по качеству сервиса. В 2017 году в шестой раз стал обладателем престижной международной премии Skytrax World Airline Awards в категории "Лучшая авиакомпания Восточной Европы". В этом же году "Аэрофлот" удостоен высшего рейтинга "пять звёзд" в категории "Глобальная авиакомпания" от американской авиационной ассоциации APEX. В 2017 году "Аэрофлот" перевёз 32,8 млн человек, а с учётом авиакомпаний, входящих в группу "Аэрофлот" - 50,1 млн пассажиров.

 
Ссылки по теме:
Материал «Чистая прибыль группы "Аэрофлот" по МСФО в 2017 году упала на 41%» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Аврора (Aurora Airlines), Отраслевое агентство "АвиаПорт", Аэрофлот - российские авиалинии, Авиакомпания "Победа", Аэрофлот (Aeroflot) (в процессе тестирования)