Источник: Сергей Ахрамеев // АвиаПорт.Ru
Опубликовано: 02.03.2018, 15:06
 

Больше прежнего

"Уральские авиалинии" предпочитают наращивать масштаб бизнеса, не осуществляя революционных преобразований


[image]

Авиакомпания "Уральские авиалинии" в 2017 году заняла четвёртое место среди российских перевозчиков по объёмам пассажирских перевозок. Этому способствовало опережающее увеличение пассажиропотока: по темпам роста авиакомпания из Екатеринбурга лидировала в ТОП-5 с показателем плюс 23,7%. Удалось компании и повысить занятость кресел, что позволило отчасти компенсировать снижение тарифов и рост издержек, сохранить прибыльность операционной деятельности. При этом озвученные руководством перевозчика планы на ближайшее будущее позволяют сделать вывод о том, что преобразования будут носить количественный характер, а качественный рывок в число приоритетов нынешнего десятилетия не входит.

Шире круг

Авиакомпания "Уральские авиалинии", показав по итогам 2017 года темпы роста выше отраслевых показателей (23,7% против 18,6% в целом по гражданской авиации), перевезла за 2017 год 8 млн пассажиров. В январе динамика роста снова оказалась двузначной: 20% к аналогичному периоду прошлого года, и есть основания полагать, что высокие темпы сохранятся и по всему году.

Внимание "Уральских авиалиний" в 2018 году будет в значительной степени сфокусировано на развитии хаба в "Кольцово", рассказал журналистам генеральный директор авиакомпании Сергей Скуратов на пресс-конференции в Екатеринбурге. "В "Кольцово", конечно, мы обслуживаем меньше трансферных пассажиров, чем в "Домодедово", но Екатеринбург по показателям трансфера уже близко подходит к Москве", - отметил С. Скуратов. Он пояснил, что большую долю занимает трансферный пассажиропоток из Китая в Европу через Екатеринбург: "Уральские авиалинии" связывают четыре направления в КНР (Пекин, Харбин, Чанчунь, Ордос) с Парижем, Римом и Прагой. Напомним, исполнительный директор "Кольцово" Алексей Пискунов оценивал количество трансферных пассажиров на этих линиях примерно в 80%. На внутренних маршрутах развиваются перевозки из Красноярска, Новосибирска, Иркутска и Хабаровска через Екатеринбург на российские курорты.

Высокие темпы роста демонстрируют все восточные направления, объяснил С. Скуратов. В частности, на маршрутах в Китай (авиакомпания летает в КНР не только из Екатеринбурга, но и из Новосибирска, Иркутска, Красноярска и Владивостока) показатели по итогам 2017 года выросли на 45%. Кроме того, компания рассматривает возможность полётов в Южную Корею, Японию и Вьетнам в случае заключения соответствующих межправительственных соглашений.

Ещё одно значимое направление в развитии компании - расширение маршрутной сети из Санкт-Петербурга: по словам С. Скуратова, в ближайшее время "Санкт-Петербург получит веер рейсов, которых ранее в "Пулково" не было".

Более половины совокупного объёма перевозок "Уральские авиалинии" выполняют на внутрироссийских маршрутах, но в большей степени они осуществляются через узловые аэропорты "Домодедово" и "Кольцово". В то же время, в летнем расписании авиакомпания начинает полеты из аэропорта "Шереметьево" (аэропорт привлёк перевозчика льготными условиями). На первом этапе обслуживание пассажиров будет идти в Терминале D, а не в Терминале В, как планировалось ранее, поскольку строящийся к Чемпионату мира комплекс "не успевает по срокам". "В северной части Москвы проживают около 1 млн пассажиров, - рассказал С. Скуратов, говоря о начале полётов из крупнейшего аэропорта РФ. - Кроме того, некоторым нашим пассажирам удобнее летать именно в этот аэропорт", - заметил он. В "Шереметьево" авиакомпания будет выполнять ежедневный рейс из Екатеринбурга (прилёт утром, вылет - вечером), а в дневное время - из Москвы в Сочи и Симферополь.

Есть планы и по дальнейшему развитию международной сети из "Жуковского", где авиакомпания забазировала два самолёта. Так рассматриваются пункты назначения на территории Нидерландов и Швейцарии, но открытие направлений будет зависеть от наличия разрешений от авиационных властей на коммерческие перевозки по этим маршрутам.

В текущем году, как ожидает руководство авиакомпании, перевозки будут расти одинаковыми темпами как на внутренних направлениях, так и на маршрутах в страны СНГ и дальнего зарубежья. По итогам 2018 года "Уральские авиалинии" намерены обслужить уже 9,5 млн пассажиров.

Лучше дальше, но уже

Увеличению производственных показателей будет способствовать поступление во флот в течение 2018 года семи дополнительных воздушных судов (ВС). Таким образом, к декабрю парк вырастет до 50 машин. "Мы бы хотели [ввести в эксплуатацию] пять самолётов A321 и два самолёта A320. Но найти самолёты очень сложно. Нам нужны самолёты 3-5 лет или с конвейера. С большим трудом мы нашли пока четыре, три ищем", - рассказал С. Скуратов на пресс-конференции. Если найти подходящую технику не удастся к началу высокого сезона, авиакомпании придётся экстренно переверстать расписание, которое "составлено под 50 самолётов". "Сначала мы просчитали рынок, а потом заявляем о необходимом количестве новых бортов", - сказал С. Скуратов.

Кроме того, "Уральские авиалинии" станут стартовым эксплуатантом Airbus A321neo в России: получение двух машин предполагается в 2019 году, ведутся переговоры по поставке ВС в компоновке на 230 кресел. "Далее каждый год планируем [вводить] по два самолёта, прямо с завода", - уточнил гендиректор компании. Он также отметил, что рассматривается возможность эксплуатации самолётов Boeing 737MAX. "Боинги" мы будем брать, я вас уверяю. Мы провели большие переговоры с генеральным представителем в России, провели несколько раундов переговоров, рассматриваем несколько сценариев лизинга", - рассказал он. С. Скуратов также уточнил, что поставки ВС американского производителя могут состояться в 2020-2022 годах. "Переход на новый тип - два года, надо подготовить наземные службы", - отметил руководитель компании.

Развитие парка будет идти исключительно по узкофюзеляжным ВС - вводить в эксплуатацию в ближайшие годы широкофюзеляжные лайнеры авиакомпания не планирует, поскольку не видит достаточной ёмкости рынка для их интенсивной эксплуатации (не менее 6 тыс. часов в год). Гендиректор отметил, что минимальное количество лайнеров, которое целесообразно эксплуатировать - три борта. При этом ёмкость рынка просматривается только для двух ВС размерности A330. В то же время, по налёту на самолётах семейства Airbus A320 (43 ВС в парке) авиакомпания является одной из лучших в Европе - по словам С. Скуратова, он составляет 14 часов в сутки на одно среднесписочное ВС. Интенсивная эксплуатация обеспечивает рентабельность перевозок.

На 2018 запланировано также расширение технической базы: проект оценивается компанией в $15 млн и включает строительство дополнительных цехов, в том числе для ремонта колёс шасси и тормозов (сейчас эти системы обслуживаются за рубежом), что позволит значительно сократить затраты на ТОиР.

Количество и качество

Выручка "Уральских авиалиний" за 2017 год предварительно составила 66,4 млрд рублей (на 15,8% больше, чем в позапрошлом году), рассказал С. Скуратов. Он уточнил, что по итогам года компания принесла чистую прибыль, но не раскрыл её объем. Напомним, чистая прибыль "Уральских авиалиний" по РСБУ по итогам 2016 года составила 2,7 млрд рублей. По словам гендиректора "Уральских авиалиний", в 2018 году выручка вырастет ещё на 15%. На этом фоне предприятию удаётся снижать кредитную нагрузку: приблизительно на 1,5 млрд рублей в год в течение двух лет, отмечает топ-менеджер. Сейчас кредитные линии открыты в трёх банках, их размер С. Скуратов оценивает как "минимальный".

Положительный финансовый результат компания показала несмотря на заметное снижение тарифов на авиаперевозки: по оценке "Уральских авиалиний", в целом по отрасли они опустились на 4,3%, при этом на ВВЛ снижение составляет 14%. Потери удалось компенсировать за счёт увеличения загрузки кресел (82,6% в 2017 году по данным Росавиации, рост на 4,3 п.п.), отметил руководитель компании.

"В 2018 году постараемся удержать тарифы", - пообещал С. Скуратов. Но в прошедшем году "Уральские авиалинии", как, впрочем, и другие участники рынка, столкнулись с ростом стоимости топлива (на 20% по оценке компании) и ростом ставок аэропортовых сборов (на 15%). По разным оценкам, величина издержек авиакомпаний будет идти вверх и в 2018 году, так что сдержать цены без потери части прибыли будет непросто.

 
Ссылки по теме:
Материал «Больше прежнего» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.

Комментарии к новости