Опубликовано: 12.04.2018, 16:31
 

Двигатели для будущего

"АвиаПорт" рассмотрел экспозицию ОДК на МФД-2018


[image]

Третий Международный форум двигателестроения МФД-2018 завершил свою работу. "Объединенная двигателестроительная корпорация", выступившая организатором мероприятия, представила свои ключевые разработки в области авиационного, ракетного, наземного и морского моторостроения. Нынешний смотр дал возможность ознакомиться с продукцией предприятий ОДК и подвести итоги первого десятилетия работы корпорации в части создания нового поколения двигателей.

Гражданская тема

Ключевым гражданским продуктом ОДК можно с уверенностью назвать двигатель ПД-14 для самолёта МС-21-300. Генеральный директор ОДК Александр Артюхов заявил журналистам, что работа над двигателем идёт в соответствии с утверждённым графиком. Отметим, что на МФД-2018 состоялась отдельная презентация двигателя. Заместитель начальника отдела продаж авиационных двигателей "ОДК-Пермские моторы" Дмитрий Дическул напомнил отраслевому сообществу, что в конце 2018 года первые три двигателя будут переданы Корпорации "Иркут" (разработчик МС-21-300) для проведения лётных испытаний и последующей сертификации самолёта с этим типом двигателя. Также продолжаются работы по сертификации ПД-14 в российском авиарегистре. "На сегодняшний день закончено и удовлетворительно оценено 65% испытаний, необходимых для получения сертификата типа. Оно [получение сертификата типа] запланировано на август 2018 года", - рассказал Д. Дическул. Он сообщил, что лётные испытания сейчас находятся на третьем этапе. "В общей сложности на летающей лаборатории проведено 27 полётов, никаких замечаний не поступало, двигатели работает штатно", - сказал Д. Дическул. В общей сложности для получения сертификата типа двигатели должны отработать более 2,5 тысяч часов. На сегодняшний день почти 1,5 тысяч часов отработано на стендах "ОДК-Авиадвигатель", 150 часов - на стендах "ОДК-Сатурн" и ЦИАМ им. П.И. Баранова и 115 часов - на летающей лаборатории. Расчётный срок получения сертификата типа на самолёт МС-21-300 с двигателем ПД-14 - 2020 год.

В рамках экспозиции МФД-2018 был впервые представлен двигатель ТВ7-117СТ (производится "ОДК-Климов" в широкой кооперации предприятий ОДК), который планируется к установке на перспективный региональный самолёт Ил-114-300. Продемонстрированный на выставке двигатель использовался в ходе наземных испытаний, для чего в 2016 году на АО "ОДК-Климов" был создан испытательный стенд, возможности которого позволяют испытывать силовую установку сразу с винтом, мотогондолой и некоторыми элементами конструкции самолёта. Напомним, двигатель будет также устанавливаться на лёгкий военно-транспортный самолёт Ил-112В, первый экземпляр которого в апреле был поставлен под ток на Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО, финишер программы). В ОДК отмечают, что "применение унифицированного двигателя на самолётах Ил-112В и Ил-114-300 будет способствовать сокращению издержек в производстве и станет примером трансфера военных технологий в гражданский сектор". Сейчас идут ресурсные испытания двигателя, сообщили в ОДК.

Исполнительный директор "ОДК-Климов" Александр Ватагин рассказал журналистам, что предприятие "справится со своими обязательствами по комплектации самолётов двигателями". "У нас широкая кооперация предприятий, силы привлечены серьёзные. Помогает и применение унифицированных газогенераторов, которые используются и в вертолётных двигателях", - сказал А. Ватагин. Он сообщил, что на "ОДК-Климов" идёт подготовка к передаче на ВАСО ещё двух ТВ7-117СТ для установки на Ил-112В. Получение сертификата типа на ТВ7-117СТ начнётся после окончательной проработки требований к двигателю со стороны разработчика Ил-114-300, а госиспытания военной версии "зависят от темпов строительства самолёта Ил-112В". А. Ватагин особенно отметил, что ТВ7-117СТ - полностью российский, создаётся без применения иностранных комплектующих.

Руководством ОДК в ходе форума была отмечена и программа создания перспективного двигателя для широкофюзеляжных самолётов (рабочее название ПД-35). "Эта программа находится в начале пути, сейчас мы на стадии НИР, идёт освоение технологий, которые необходимы для создания двигателя", - сказал журналистам А. Артюхов. Он отметил, что ОДК ведёт переговоры с "Объединенной авиастроительной корпорацией" (ОАК) и другими партнёрами относительно платформы, на которой этот двигатель будет применяться. "Сегодня он создаётся в диапазоне тяг от 26 до 38 тонн. На рубеже до 2019 года нужно будет определиться с тягой и проектировать двигатель под платформу", - раскрыл планы А. Артюхов. Он также рассказал и о перспективах программы SaM146, в частности, планируемой установке этого двигателя на самолёты Бе-200. "Срок этих работ - 3-4 квартал 2020 года. Там [будет стоять] стандартный SaM146 с полностью новой мотогондолой, необходимо провести большой объем расчётных и сертификационных работ, этим определяются сроки в первую очередь", - сказал топ-менеджер.

Мощь винтокрылых машин

Гости и участники форума уделили внимание также и достижениям ОДК по программам создания вертолётных двигателей. На "ОДК-Климов" выполнено импортозамещение украинских двигателей для вертолётов семейства Ми-8 и глубоких модификаций этой машины. Напомним, ранее ОДК обеспечила постановку двигателя турбовального двигателя ВК-2500 на производство в России. Сегодня корпорация наращивает темпы производства двигателей ВК-2500 с учётом нужд государственного заказчика, а также экспортных поставок. Кроме того, успешно испытана новейшая модификация - двигатель ВК-2500ПС с улучшенными эксплуатационными характеристиками и использованием современной российской цифровой электронной системы управления и контроля. В двигателе реализованы решения, позволяющие управлять ресурсными характеристиками в зависимости от конкретных условий эксплуатации. Базовое применение ВК-2500ПС - новейший гражданский вертолет Ми-171А2.

"ОДК-Климов" готово к ремоторизации находящихся в эксплуатации вертолётов, заявил А. Ватагин. "Собственно, все вертолёты "Ми" и "Ка" могут использовать ВК-2500ПС. Конечно, для этого потребуются серьёзные изменения, потому что двигатель современный, но его применение даст вертолётам новое качество. Вопрос за вертолётчиками", - сообщил А. Ватагин.

Он также рассказал о разработке перспективного двигателя для вертолётов. "Мы находимся на этапе НИР, к 2025 году рассчитываем получить двигатель, это будет реальным шагом вперёд", - рассказал исполнительный директор "ОДК-Климов". Планируемая мощность установки, по словам спикера, составит 6 тыс. л.с., но все будет зависеть от платформы. "Работать будем на заказчика - холдинг "Вертолеты России", - сказал А. Ватагин журналистам.

Военные программы

Нельзя обойти стороной и военные программы. Наиболее масштабная из них - двигатели второго этапа для самолёта Су-57 (ПАК ФА), известные также как "Изделие 30". А. Артюхов рассказал, что двигателю ещё не присвоен индекс, но напомнил, что программа находится на стадии лётных испытаний (начались в конце прошлого года - "АвиаПорт").

Также на форуме был представлен двухконтурный двигатель поколения 4++ с форсажной камерой и управляемым вектором тяги АЛ-41Ф-1С, производимый уфимским ПАО "ОДК-УМПО". "АЛ-41Ф-1С позволяет самолёту развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа", - напомнили в ОДК. Особое место среди военных разработок занял двигатель РД-33МК - турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой, предназначенный для истребителей МиГ-29К/КУБ и новейшего многофункционального истребителя МиГ-35. Двигатель оснащён современной цифровой системой автоматического управления и контроля. Его ресурс существенно увеличен за счёт применения модернизированной системы охлаждения турбин.

На МФД-2018 представлен разработанный "ОДК-Климов" цифровой блок автоматического регулирования и контроля БАРК-88, предназначенный для модернизации систем управления двигателей семейства РД-33. Его применение в системе управления и контроля двигателями существенно повышает эксплуатационные возможности истребителя. А. Ватагин сообщил журналистам, что система БАРК-88 может быть установлена на все находящиеся в эксплуатации двигатели, как в российских ВКС, так и эксплуатирующихся в армиях зарубежных государств.

 
Материал «Двигатели для будущего» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Объединенная двигателестроительная корпорация, Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова, Объединенная авиастроительная корпорация (в процессе тестирования)

Комментарии к новости