Опубликовано: 24.09.2018, 07:51
 

Инфраструктурный задел

ОДК продолжает проект создания испытательной базы для авиадвигателей большой тяги


[image]

Работа "Объединенной двигателестроительной корпорации" по созданию базового турбовентиляторного двигателя ПД-14 для самолётов МС-21-300 подходит к концу: сертификат типа Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) будет получен в ближайшие недели. В дальнейших планах корпорации - создание двигателя ПД-35 для широкофюзеляжных дальнемагистральных и транспортных самолётов. Собственный авиадвигатель такой размерности появится в России впервые. Соответственно, пока в нашей стране нет инфраструктуры для испытаний этого мотора - того, без чего реализовать проект в принципе невозможно. Впрочем, устранение этого "пробела" уже идёт полным ходом. Испытательная база для двигателей большой тяги появится там же, где совсем скоро начнутся испытания первых серийных ПД-14 - на территории загородной испытательной станции АО "ОДК-Пермские моторы" в посёлке Новые Ляды (Пермский край). Подробнее о том, что там будет построено - в материале "АвиаПорта".

ПД-35 - перспективный двигатель большой тяги, для разработки которого будет использоваться научно-технический задел, полученный при создании ПД-14. В дальнейшем на базе ПД-35 будет создано семейство авиадвигателей. Ожидается, что этот мотор будет устанавливаться на российско-китайский широкофюзеляжный самолёт CR929 (совместный проект "Объединенной авиастроительной корпорации" и Commercial Aircraft Corporation of China, серийное производство должно быть запущено к 2025-2027 году), а также на транспортные самолёты. Как уже писал "АвиаПорт", общая стоимость разработки ПД-35 оценивается в 180 млрд рублей: 60 млрд из них составят инвестиционные затраты, остальные средства пойдут непосредственно на создание двигателя и работу конструкторов. В марте этого года управляющий директор "ОДК-Пермские моторы" ("ОДК-ПМ") Сергей Попов подтвердил, что двигатель-демонстратор технологий ПД-35 будет создан в 2023 году, а к серийному производству завод сможет приступить в 2028 году.

На встрече с журналистами директор по инфраструктуре "ОДК-ПМ" Николай Андреев отметил, что одна из важнейших задач при реализации проекта ПД-35 - создание инфраструктуры для испытаний двигателей большой тяги. "Двигатель такой размерности и с такими характеристиками испытывать у нас пока негде. Негде испытывать как узлы, так и полноразмерные двигатели. Для того, чтобы создать опытную партию двигателей, необходимо сначала изготовить узлы и многократно испытать их, возможно, получить отрицательный результат, а затем доработать и снова поставить на испытания. Для создания необходимых испытательных мощностей разработана целая программа, в которой в том числе задействован ЦИАМ со своей испытательной базой в Лыткарино. Но основные стенды будут строиться именно здесь, на территории загородной испытательной станции", - прокомментировал Н. Андреев.

Место, где разместится новый испытательный комплекс, выбрано неслучайно. Прежде всего, как головной разработчик мотора "ОДК-Авиадвигатель", так и завод "ОДК-ПМ", на котором впоследствии будет запущено его серийное производство, находятся в Перми, а у специалистов загородной испытательной станции (ЗИС) уже есть необходимые компетенции в области создания и эксплуатации испытательных стендов для двигателей семейств "ПС" и "ПД". Кроме того, ЗИС располагает свободными площадями, готовыми к застройке.

В рамках проекта в Новых Лядах будет построено 40 тыс. кв. м. производственных, административно-бытовых и инженерных площадей, оснащённых современным технологическим оборудованием. В ближайшие годы на территории ЗИС возведут корпус окончательной сборки и подготовки к испытаниям, несколько стендов, логистический центр, а также дополнительные объекты транспортной и инженерной инфраструктуры. "Будет построено порядка семи испытательных стендов различных назначений, в том числе полноразмерный закрытый испытательный стенд наподобие нашего недавно реконструированного стенда №1 (на нём будут проводиться испытания всех серийных ПД-14 и ПС-90А - "АвиаПорт"). Также будет построен открытый испытательный стенд, похожий на тот, который есть в Рыбинске для SaМ-146. Габариты этих стендов, разумеется, будут значительно больше. Будут построены и стенды для испытания узлов двигателя: компрессора высокого давления, компрессора низкого давления, камер сгорания и так далее, - рассказал Н. Андреев. - Здесь же появится сборочный комплекс. Дело в том, что двигатель такой размерности в собранном виде не получится транспортировать по нашим дорогам. Сюда будут поставляться узлы, изготовленные на предприятиях кооперации, а уже здесь двигатель будет окончательно собираться и проходить испытания". По предварительным расчётам, стоимость строительства всего комплекса составит около 20 млрд рублей.

По словам Н. Андреева, проектирование испытательного комплекса и подготовка территории под строительство уже начались. "На территории существующей испытательной станции площадью 20 гектаров есть свободные участки, площади которых составляют порядка 7 гектаров. Для строительства открытого испытательного стенда мы находимся в процессе оформления соседнего участка площадью 20 гектаров. Сейчас занимаемся проектом. Как он будет готов, сразу начнём строить. Первые стенды должны быть построены в 2021 году", - поделился он.

Отметим, что на сегодняшний день технологией создания двигателей большой тяги (свыше 30 тонн) владеют только две корпорации: британская Rolls-Royce и американская General Electric. Работа по созданию такого двигателя ведётся и в Китае (там разрабатывается двигатель CJ-2000). Для создания собственных конкурентоспособных моторов, которые позволят исключить зависимость от иностранных поставщиков, в России необходимо разработать ряд принципиально новых технических решений и материалов, в том числе композитных, поэтому одновременно с проработкой строительства испытательной базы продолжается и научно-исследовательская работа. "Для того, чтобы сделать этот двигатель конкурентоспособным, мало иметь опыт создания ПД-14. Да, можно просто масштабировать технические и технологические решения, достигнутые при разработке ПД-14, на требуемую тягу, но при этом не будут достигнуты те характеристики мотора, которые сделают его конкурентоспособным с теми двигателями, которые будут созданы другими производителями к 2028 году. Конкуренты не стоят на месте, и одним масштабированием нам не достичь нужных параметров", - отметил Н. Андреев.

В общей сложности, сообщил Н. Андреев, для создания двигателя требуется освоить порядка 18 критических технологий. Для этого, в свою очередь, нужно соответствующее сырьё, материалы и оборудование, которых ещё нет в России. Один из 22 инвестиционных проектов, касающихся создания ПД-35, предполагает глубокую модернизацию существующего опытного аддитивного производства (совместный проект "ОДК-Авиадвигатель" и "ОДК-ПМ"). По его словам, уже подходит к концу реконструкция второй очереди. Пока там стоит всего два станка, полностью закончить оснащение производства оборудованием планируется через два года. "Мы понимаем, что аддитивные технологии - всемирный тренд, и мы не должны отставать. Наши конструкторы сразу проектируют некоторые детали ПД-35 с учётом того, что они будут создаваться именно по таким технологиям. Я всегда говорю, что ПД-35 стране нужен не только как сам продукт, который можно будет установить на ещё несуществующий самолёт. Реализация этого проекта даст возможность не только сохранить конструкторскую и технологические школы, но и развить их, подняв на совершенно новый уровень. Предприятия, которые будут делать узлы, собирать мотор или производить сырьё и материалы, тоже встанут на совершенно иную технологическую ступень. Это шанс для нашей экономики. Именно такие высокотехнологичные проекты являются "локомотивами" для экономики страны", - заключил Н. Андреев.

 
Ссылки по теме:
Материал «Инфраструктурный задел» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.

Комментарии к новости