Опубликовано: 15.10.2018, 07:58
 

Основной итог - это бесперебойная работа аэропортов


[image]

Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" в 2018 году завершило масштабные работы по подготовке аэродромной инфраструктуры аэропортов, принявших летом участников и гостей Чемпионата мира по футболу. Несмотря на напряжённый график подготовки к мундиалю, не прекращалась реализация других проектов, к примеру, в сентябре была введена в эксплуатацию новая ВПП в Норильске. Об итогах подготовки к ЧМ-2018, новых технологиях и подготовке кадров "АвиаПорту" рассказал генеральный директор ФГУП Юрий Жирков.

- Какова динамика работ по строительству новых и реконструкции существующих аэродромов за минувшее десятилетие?

- Одним из ключевых направлений повышения доступности авиатранспортных перевозок является развитие аэропортовой сети. Для выполнения задачи по формированию в России эффективной аэродромной инфраструктуры в 2002 году создано ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)". За годы существования предприятия возрос как объём ежегодно выполняемых работ, так и доля проектов реконструкции аэродромных комплексов, осуществляемых в рамках государственных программ. С момента создания и до сегодняшнего дня [до конца первого полугодия 2018 г. - "АвиаПорт"] коллективом нашего предприятия выполнено работ на общую сумму более 286,8 млрд рублей в 80 аэропортах страны. Особое внимание уделяется развитию аэропортов в регионах, в том числе в Сибири, Байкальском регионе и на Дальнем Востоке.

Финансирование реконструкции аэродромных комплексов, млрд руб.

ГодыПредприятиеПрочие заказчикиОбщий объём финансированияДоля предприятия
20051,65,57,123%
200610,77,117,960%
200713,56,720,267%
200813,810,824,656%
200920,93,224,087%
201021,03,624,685%
201131,25,536,785%
201231,86,238,084%
201322,08,130,273%
201427,112,839,968%
201525,418,543,958%
201627,619,146,759%
201732,613,446,071%
Итого:279,3107,1353,767,1


- Чемпионат мира по футболу завершился и можно подвести итоги работы по реконструкции и строительству аэродромов в городах, принимавших спортсменов и гостей мундиаля. Как можно охарактеризовать объём проведённых работ?

- За время подготовки аэропортов в городах, принимавших матчи Чемпионата мира по футболу-2018, проведена масштабная работа. В период с 2014 по 2018 год в аэропортах было реконструировано, построено и введено в эксплуатацию семь взлётно-посадочных полос площадью 1 250,7 тыс. кв. м.; 2 177,9 тыс. кв. м. рулёжных дорожек; 5 533,3 тыс. кв. м. искусственных аэродромных покрытий; 2 104,7 тыс. кв. м. мест стоянок для воздушных судов; 258,7 км водосточно-дренажных систем; 55,3 км патрульных дорог; восемь зданий аварийно-спасательных станций; два здания командно-диспетчерских пунктов; десять комплексов очистных сооружений; восемь комплексов светосигнального оборудования, шесть комплексов объектов метеообеспечения; шесть комплексов объектов радиотехнического обеспечения полётов; шесть комплексов обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью и так далее. За этими цифрами скрывается титаническая работа и кропотливый труд. И сегодня мы с гордостью можем сказать, что все поставленные перед нами задачи выполнены.

- Можно ли выделить наиболее показательные проекты с точки зрения объёма работ, сжатых сроков, применённых технологий?

- Если говорить об объектах ЧМ-2018, то каждый из них интересен, но отдельно стоит отметить построенный "с нуля" в Аксайском районе Ростовской области Международный аэропорт "Платов", получивший название в честь атамана Донского казачьего войска, героя Отечественной войны 1812 года Матвея Платова. Строительство данного объекта стало одним из самых масштабных инфраструктурных проектов в истории современной гражданской авиации России.

В рамках проекта осуществлено строительство всего комплекса аэропортовой инфраструктуры: нового аэродрома класса Б, искусственной взлётно-посадочной полосы размером 3600х45 метров с оснащением по II категории ИКАО, сети рулёжных дорожек, перрона на 45 мест стоянки воздушных судов, грузового перрона, инженерных сетей, контрольно-диспетчерского пункта, стартовой и основной аварийно-спасательных станций и иных объектов аэродромной инфраструктуры. Общая площадь искусственных аэродромных покрытий - 921 530 кв. м., что составляет 17% от общей площади аэропорта. Сроки осуществления проекта рекордные: новый аэропорт был возведён за три года, его открытие состоялось в конце 2017 года. Сегодня Международный аэропорт "Платов" может принимать все современные типы воздушных судов, а его пассажиропоток показывает устойчивый рост.

Если говорить о проектах, которые не относятся к ЧМ-2018, то в данный момент, безусловно, хочется выделить строительство ещё одного нового аэропорта "с нуля". Проект реализуется в Саратове на основании трёхстороннего соглашения между Министерством транспорта РФ, правительством Саратовской области и управляющей компанией "Аэропорты Регионов". Все стороны заинтересованы в том, чтобы в регионе появился новый аэропорт, не интегрированный в городскую черту, с потенциалом инфраструктурного развития. Прогнозируемая пропускная способность объекта - 1 млн пассажиров в год, 570 пассажиров в час, с возможностью дальнейшего расширения площади аэровокзала для доведения пропускной способности до 2,5 млн пассажиров. С такими возможностями Саратов смело можно включать в список городов, которые готовы принимать крупные мероприятия федерального значения.

- В период проведения соревнований и в дальнейшем, в пик туристического сезона, на аэродромную инфраструктуру легла высокая нагрузка. Возникали ли претензии к проведённым работам?

- По официальным данным Оргкомитета "Россия-2018", аэропорты России приняли во время Чемпионата мира по футболу-2018 более 15 млн человек. При этом матчи мирового футбольного первенства посетили 1,3 млн человек, из которых 570 тыс. - иностранные гости.

В период проведения ЧМ-2018 ФГУП "АГА(А)" осуществляло постоянный контроль функционирования объектов аэродромной инфраструктуры, подготовленных к мундиалю. Ежедневный мониторинг показал, что все введённые инфраструктурные объекты позволили операторам аэропортов в полном объёме выполнить поставленные задачи в условиях пиковых нагрузок. Это подтверждают и впечатляющие показатели аэропортов. В частности, пассажиропоток аэропорта "Шереметьево" за месяц чемпионата вырос на 15% по сравнению с тем же периодом в 2017 г., "Домодедово" - на 14,7%, "Внуково" - 17,1%, аэропорта Сочи - на 18%. Международный аэропорт Казань за время Чемпионата мира по футболу обслужил 322,5 тыс. человек - это почти на 100 тыс. человек больше, чем за аналогичный период прошлого года. На 40% вырос пассажиропоток в аэропортах Калининграда и Волгограда, во время проведения матчей они обслужили порядка 157,4 тыс. и 132 тыс. пассажиров соответственно. Аэропорт Екатеринбурга трижды обновлял максимальный показатель суточного пассажиропотока: рекорд - 28 тыс. человек в итоге был зафиксирован 27 июня, в день матча Швеция - Мексика. В аэропорту Ростова-на-Дону рекорд - 19,7 тыс. человек - установлен 23 июня, когда сборная Мексики сражалась с Южной Кореей, в аэропорту Самары - 2 июля, в день противостояния Бразилии и Мексики (18,4 тыс. пассажиров), в аэропорту Нижнего Новгорода - 9,5 тыс. человек 22 июня, на следующий день после игры сборных Хорватии и Аргентины.

Это лишь некоторые показатели. Но основной итог - это бесперебойная работа аэропортов, которые смогли не только достойно принять пиковые нагрузки, но и обеспечить гостям и участникам мундиаля высокий уровень комфорта и безопасности.

- Длительное время драйверами реализации крупных проектов были либо спортивные мероприятия, либо крупные международные форумы. Существовало и некоторое количество проектов, реализация которых была необходима для сохранения функционирования того или иного аэродрома. Какие приоритеты установлены на будущее?

- Полагаю, что в условиях глобализации нет ничего плохого в том, что инфраструктура регионов развивается как площадка под те или иные крупные международные мероприятия. Ведь после их завершения инфраструктура готова и далее обслуживать россиян и гостей страны.

Прекрасным примером, как мне кажется, является город Сочи. После проведения Олимпиады-2014, которая оставила городу модернизированную инфраструктуру, в частности, прекрасный аэропорт, Сочи стал площадкой для проведения не менее масштабных мероприятий, привлекающих туристов как из России, так и из-за рубежа. В городе проводятся, например, Гран-при Формулы-1, различные культурные фестивали, спортивные мероприятия и состязания.

Уверен, что по городам-участникам Чемпионата мира по футболу-2018 можно также сделать весьма оптимистичные прогнозы. По данным экспертов туристической отрасли, в следующем году увеличение турпотока из-за рубежа может составить 20-25%. Кроме того, ко многим регионам проявили интерес и иностранные инвесторы, что говорит о положительном экономическом эффекте вложений в развитие местной инфраструктуры.

Все дальнейшие планы ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" связаны с реализацией государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы". Если говорить конкретно об объектах, которые выходят на первый план после окончания Чемпионата мира по футболу-2018, то дело лишь в смещении информационных акцентов, так как работы по многим объектам велись параллельно с подготовкой объектов к футбольному первенству. Это и дальневосточные аэропорты (Якутск, Магадан, Хабаровск), и продолжение строительства нового аэропорта в Саратове, и реконструкция объектов аэродромной инфраструктуры в аэропортах Улан-Удэ, Челябинска, Перми, а также многие другие значимые проекты, реализация которых даст заметный положительный экономический и социально-значимый эффект. Один из проектов, реализация которого шла параллельно подготовке к ЧМ-2018 - реконструкция взлётно-посадочной полосы в Норильске - завершился в сентябре вводом её в эксплуатацию.

- Расскажите об основных задачах, стоящих перед предприятием по развитию аэродромной инфраструктуры в столичном регионе.

- Если говорить о развитии московского авиационного узла, то в настоящее время всё внимание сосредоточено на реализации масштабного проекта по строительству комплекса новой взлётно-посадочной полосы в аэропорту "Шереметьево". Параметры ВПП-3 - длина 3,2 километра и ширина 60 метров - позволят осуществлять взлёт и посадку современных типов воздушных судов как российского, так и иностранного производства. Кроме того, в ходе выполнения работ по проекту реализуется инновационное для России решение по строительству мостового перехода, рассчитанного на движение воздушных судов. Согласно проекту, конструкция моста сможет выдержать все типы современных и перспективных воздушных судов. В мировой практике подобные решения широко применяются. Например, в аэропорту Амстердама Схипхол имеется четыре пересечения автомобильных дорог с рулёжными дорожками. При этом одна из рулёжных дорожек пересекает канал. Для России это пока первый подобный проект.

- Для каждого проекта решаются вопросы, связанные с выбором оптимальных технологий и материалов. Можно ли перечислить ключевые новации, которые появились в строительстве плоскостных сооружений в части применения новых материалов, технологий? Какого эффекта они позволили добиться с точки зрения ускорения и удешевления строительства, увеличения срока службы объектов, улучшения экологических характеристик?

- При реализации проектов по строительству и реконструкции объектов аэродромной инфраструктуры применяется довольно обширный спектр инновационных решений, способствующих повышению качества строительства, долговечности сооружений, ускорению процессов работ, а также улучшению эксплуатационных характеристик объектов. В данном направлении наше предприятие тесно сотрудничает с ведущими проектными институтами.

Из прогрессивных технологий, которые применяются на объектах, можно выделить применение геосинтетических материалов для укрепления земляного полотна и армирования покрытия, способствующих повышению долговечности конструкций; изделия и трубы водосточно-дренажных систем из композитных материалов, обладающие высокой прочностью, коррозионной стойкостью, лёгкостью монтажа и продолжительными сроками эксплуатации; теплоизоляционные материалы, применение которых при устройстве теплоизолирующих слоёв основания позволяет регулировать водно-тепловой режим грунтов основания и препятствовать их оттаиванию; инновационные герметизирующие составы, способствующие продлению эксплуатационного ресурса аэродромных покрытий, а также асфальтобетонные смеси, изготовленные с применением полимерно-битумных вяжущих, позволяющих в значительной степени снизить пластические деформации асфальтобетонного покрытия, эффект трещинообразования при отрицательных температурах.

Из технологических процессов, которые оптимизируют временные и материальные затраты, можно привести в пример метод виброрезонансной деструктуризации - технологию разрушения цементобетонных аэродромных оснований и покрытий. Основным преимуществом виброрезонансной деструктуризации является возможность использования деструктированного цементобетона в качестве материала для слоя нежёсткого основания при реконструкции и капитальном ремонте аэродромных покрытий. Иными словами, она позволяет значительно сократить расходы и сроки проведения работ. Это особенно актуально для регионов с низкой транспортной доступностью, где доставка больших объёмов строительных материалов сопряжена со значительными издержками. Примеры применения - аэропорты Норильска и Кызыла.

Большое внимание при проведении работ уделяется мониторингу технического состояния водосточно-дренажной системы аэродрома, от правильного функционирования которой зависит долговечность аэродромных покрытий, а значит и безопасность полётов в целом. Для этого используется специальный телеинспекционный комплекс, позволяющий оценивать состояние элементов системы по многим параметрам: выявление участков заиливания, наличие контруклонов, нарушения герметичности сопряжений, дефектов и разрушений звеньев участков труб и многое другое.

Это лишь некоторые примеры прогрессивных технологий, которые активно используются при проведении работ на аэродромах. Мы приняли решение поделиться своими наработками и лучшими практиками, и в 2018 году выпустили каталог инноваций, в котором приведены передовые решения, используемые нами при реконструкции и строительстве объектов аэродромной инфраструктуры.

- Из года в год повышаются экологические требования. Как это сказывается на проектах, реализуемых вами?

- ФГУП "АГА(А)" уделяет особое внимание соблюдению экологических стандартов при реализации всех проектов. От того, насколько грамотно специалистами проработаны данные вопросы, зависит безопасность и здоровье людей. Именно поэтому мы стараемся отслеживать тенденции, которые появляются в этой сфере, чтобы соответствовать всем законодательным нормам и быстрорастущим экологическим требованиям.

Так в соответствии с проектной документацией на объектах, где проводятся строительно-монтажные работы, на постоянной основе осуществляется производственно-экологический мониторинг. В ходе мониторинга проводится оценка изменения экологической обстановки, в том числе состояния поверхностных и грунтовых вод, уровня акустического воздействия, а также наличия вредных примесей в атмосферном воздухе.

Важным направлением экозащитной деятельности являются также компенсационные мероприятия. К примеру, летом 2018 года в рамках реализации условий государственных контрактов по объектам "Развитие Московского авиационного узла. Строительство комплекса новой взлётно-посадочной полосы (ВПП-3) Международного аэропорта Шереметьево, Московская область" и "Реконструкция и развитие аэродрома международного аэропорта Шереметьево, 2-я очередь реконструкции" состоялись мероприятия по воспроизводству водных биологических ресурсов, а именно выпуск в р. Ока Московской области молодой стерляди в количестве 130 тыс. штук.

- ФГУП параллельно ведёт проекты в разных регионах. Как осуществляется планирование работ, мониторинг выполнения заданий?

- География деятельности нашего предприятия обширна и охватывает всю страну. Для осуществления контроля за работой подрядчиков на объектах созданы структурные подразделения, основной функцией которых является оперативное решение возникающих на объекте вопросов. Кроме того, мы стараемся проводить больше выездных совещаний "на местах", в ходе которых удаётся определить реальную степень готовности объекта, разрешить актуальные вопросы напрямую с подрядчиками, а также со всеми привлечёнными к реализации проекта сторонами.

- Как меняются требования к сотрудникам предприятия в связи с появлением новых материалов, технологий, развитием информационных технологий? Откуда привлекаются специалисты во ФГУП? Существует ли практика взаимодействия с вузами?

- Значительное увеличение объёмов капитального строительства в стране выявило и остро обозначило перед работодателями вопрос нехватки высококвалифицированных кадров инженерно-строительных специальностей. К примеру, на рынке труда практически отсутствуют специалисты в таких областях как строительство аэродромов.

Учитывая необходимость в квалифицированных работниках соответствующих технических и строительных специальностей, многие компании, работающие в сфере строительства и проектирования, стараются внести свой вклад в подготовку молодых кадров, создать цепочку "от парты до станка" или, говоря проще, подкрепить теорию практическими знаниями и умениями.

На нашем предприятии большое внимание уделяется организации стажировок и практики для студентов, желающих посвятить свой профессиональный путь нашему ответственному делу. Ежегодно у нас проходят практику студенты из профильных вузов - МАДИ, МГТУ ГА и других высших учебных заведений.

Привлечение к работе профессионалов высокого класса - не прихоть, а необходимость, учитывая спектр задач, который решается на предприятии. Это и строительная сфера, и юридическая сфера, и экологические нормативы, и вопросы транспортной безопасности, и контрактная деятельность, и финансовые вопросы - перечень огромен.

 
Материал «Основной итог - это бесперебойная работа аэропортов» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.

Комментарии к новости