Опубликовано: 27.11.2018, 22:51
 

Рынок авиаперевозок сбавил обороты

Темпы роста пассажиропотока в российских аэропортах постепенно снижаются


[image]

Рынок пассажирских авиаперевозок России в посткризисный период продолжает расти на фоне улучшения основных макроэкономических показателей, но темпы постепенно замедляются. Если по итогам 2017 года, сразу после выхода из сложного периода, рынок совершил "отскок" примерно на 30%, то по итогам первых трёх кварталов текущего года пассажиропоток вырос только на 10%. При этом реальный ВВП в январе-сентябре 2018 года прибавил 1,6%, а реальные доходы населения увеличились на 1,1%, рассказал директор по авиационному маркетингу Московского аэропорта "Домодедово" Вячеслав Грушин в ходе ежегодного мероприятия "DME Бизнес Форум".

По итогам этого года объёмы пассажироперевозок вырастут на 10%

В своём выступлении В. Грушин отметил, что похожая ситуация прослеживалась и после кризиса 2009 года, однако в тот раз "отскок" был чуть больше 30%, но и предшествующее ему падение пассажиропотока было более существенным (для сравнения, в 2009 году он снизился на 20%, а в 2014 году - чуть более, чем на 10%). Также стоит сказать, что в настоящий момент пассажиропоток растёт на фоне сохранения средней стоимости авиаперелёта. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), за три года (с сентября 2015 по сентябрь 2018 года) она сократилась на 10%, накопленная инфляция при этом составила 14%. За первые девять месяцев 2018 года этот показатель фактически не вырос, в то время как инфляция составила 2,5%.

Безусловно, макроэкономические факторы (в том числе изменение курса рубля и значимые политические события) в большей степени способны влиять на динамику пассажиропотока международных воздушных линий (МВЛ). При этом они практически не оказывают влияния на внутрироссийский пассажиропоток: на протяжении последних четырёх лет он продолжает стабильный рост (за этот период внутренний рынок вырос в 1,5 раза). Если по итогам 2015 и 2016 годов пассажиропоток МВЛ на фоне закрытия рынков Египта, Турции и Украины сократился на 17% и 15% (курс доллара США по отношению к рублю вырос на 59% и 10%), то перевозки внутри страны тогда же увеличились на 14% и 7% соответственно. По итогам прошлого года, когда открылся рынок Турции, международный пассажиропоток вырос на 32%, а внутренний рынок прибавил 11%.

По итогам первых трёх кварталов текущего роста объёмы перевозок как на МВЛ, так и на ВВЛ выросли на 10% (один из факторов роста - проведение в России Чемпионата мира по футболу FIFA 2018). Аналитики "Домодедово" полагают, что по итогам всего года рост сохранится на этом же уровне. "По итогам года мы ожидаем порядка 68,9 млн пассажиров на ВВЛ, рост составит 10%. В последний наиболее удачный год в СССР было перевезено порядка 90 млн пассажиров, из них где-то 10 млн - на местных линиях, ещё 8 млн - на региональных. Так что запас тут у нас ещё есть, - поделился В. Грушин. - Что касается международного рынка, по итогам 2018 года он прирастёт, опять же, на 10%. Показатель будет лучше, чем в 2014 году (67,1 млн против 65,5 млн пассажиров - "АвиаПорт"). Напомню, что пока у нас нет Египта (чартерных рейсов на морские курорты этой страны - "АвиаПорт"). Объём пассажиропотока в эту страну в лучшие годы составлял примерно 5,5 млн пассажиров. Понятно, что это тоже определённый запас".

По словам В. Грушина, эффект от проведённого летом Чемпионата мира по футболу оказался для наших аэропортов не столь уж большим. Въездной туризм во втором квартале 2018 года обеспечили болельщики стран-участниц ЧМ-2018 года, а также гости из Китая и США. "Китай и США не участвовали в чемпионате, но билетов на Чемпионат мира купили больше всех. Следом за ними идут страны Латинской Америки: Аргентина, Мексика, Бразилия, Перу, Колумбия. Для нас это достаточно экзотические страны. В целом, страны-участники, Китай и США обеспечили прирост въездного пассажиропотока на 39%, в то время как остальные страны, не принимавшие участие в чемпионате, - всего 8%", - уточнил он.

Общее количество болельщиков с FAN ID (т.е. зарегистрированных FIFA) составило 1 млн 800 тыс., стадионы при этом посетили около 3 млн человек. Суммарный турпоток в период ЧМ-2018 составил 4,1 млн человек, включая тех, кто на матчи не попал. Проанализировав количество болельщиков, перевезённых в этот период авиационным транспортом, специалисты "Домодедово" пришли к выводу, что футбольное первенство, по большому счёту, оказало существенное влияние только на Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург, который относительно других локаций находится довольно далеко. "Все остальные аэропорты приросли на небольшое количество пассажиров. Сказались бесплатные поезда и близость большинства городов, принимавших чемпионат. На поездах было ездить дешевле и удобнее. Общий эффект от чемпионата для аэропортов России составил порядка 940 тысяч человек. Много или мало? По-моему, мало", - констатировал В. Грушин.

Внутренние драйверы роста

За предыдущие четыре года основными драйверами роста внутреннего рынка авиаперевозок были аэропорты популярных курортных городов Сочи и Симферополя, а также "Толмачёво" (Новосибирск) и "Кольцово" (Екатеринбург) - базы крупных российских авиакомпаний. Средние темы роста первых двух направлений за 2014-1017 годы составили 25,5% и 22,4% соответственно. Новосибирск и Екатеринбург за этот же период росли чуть медленнее - на 13,4% и 12,8%. По итогам первых девяти месяцев текущего года эти направления, за исключением Симферополя, продолжают расти быстрее, чем российский рынок авиаперевозок в целом.

Как подчеркнул директор по авиационному маркетингу Московского аэропорта "Домодедово", при сопоставимом количестве обслуживаемых за год пассажиров между "Толмачёво" и "Кольцово" есть существенные различия. Как писал "АвиаПорт", по итогам 2017 года пассажиропоток "Толмачёво" впервые в своей истории перешагнул отметку в 5 млн человек (+22,2% к 2016 году). В прошлом году аэропорт Новосибирска нарастил пассажиропоток на внутренних направлениях на 17,7%, обслужив более 3,5 млн человек. За этот же период "Толмачёво" обслужил 1 млн 456 тыс. 927 пассажиров МВЛ, улучшив результат за 2016 год на 34,9%. При этом, по сравнению с январём-декабрём 2016 года, количество трансферных пассажиров выросло на 52% (их доля в общем пассажиропотоке составила 20%). В. Грушин считает, что по итогам этого года доля трансферных пассажиров в "Толмачёво" ещё немного вырастет и составит более 20%. "Это достаточно хороший показатель даже для московских аэропортов, поэтому можно уже смело говорить о том, что "Толмачёво" - авиационный хаб. Что касается Екатеринбурга (в 2017 году аэропорт "Кольцово" обслужил 5,4 млн человек, прибавив к результату 2016 года 26%, из них почти 3,5 млн составили пассажиры ВВЛ - "АвиаПорт"), здесь ситуация иная: на фоне значительного темпа роста пассажиропотока и динамики трансферного потока в целом, его доля в общем объёме пассажиропотока составляет всего 8%. То есть, в отличие от "Толмачёво", "Кольцово" растёт за счёт увеличения интенсивности по существующим маршрутам. Трансфер как таковой там есть, он прирастает, но его влияние пока небольшое", - отметил В. Грушин.

Ситуация в двух аэропортах главных курортов РФ также отличается. В то время, как аэропорт Сочи продолжает наращивать пассажиропоток, в симферопольской воздушной гавани увеличения количества пассажиров больше не наблюдается. В. Грушин напомнил, что по итогам 2016 года аэропорт Сочи побил собственный рекорд, державшийся ещё с 1988 года (4,4 млн человек), обслужив 5 млн 249 тыс. человек (+29% к 2015 году). В 2017 году аэропорт прибавил ещё 8%. Рост там не останавливается и сегодня: только за первые три квартала 2018 года количество пассажиров выросло к аналогичному уровню прошлого года на 12%. "Сочи, ставший круглогодичным курортом, бьёт все рекорды. Зимняя Олимпиада (прошла в Сочи в 2014 году - "АвиаПорт") и инфраструктура, построенная к ней, доли мощный скачок к развитию зимнего туризма. Если в 2007 году на зимний период приходилось всего 15% пассажиропотока, то в 2018 году - 28%. Сезонная неравномерность снизилась", - сказал В. Грушин. Что касается аэропорта Симферополя, в 2016 году он повторил рекорд 1991 года, обслужив 5,2 млн человек, а уже в 2017 году пассажиропоток упал на 1,4%. По итогам первых десяти месяцев 2018 года пассажиропоток снизился ещё на 0,1%. "С одной стороны, хочется сказать, что ощущается влияние открытия Турции, а с другой стороны, крымские власти отчитываются о том, что в этом году турпоток составит рекордные 6-6,5 млн туристов. По разным оценкам, рост составит 20-30%. В таком случае, если туристический поток увеличивается, а авиационный не растёт, наверное, нам стоит порадоваться за Крымский мост и его эффект. Видимо, дело в этом", - дополнил В. Грушин.

Турция восстановила позиции

Вернувшись в 2017 году, Турция сразу заняла лидирующее место среди востребованных туристических направлений. При этом её доля в турпотоке была даже больше, чем в 2014 году (23% против 19%). По итогам первого полугодия 2018 года эта страна завоевала уже 24% от рынка. Статистика Росстата по количеству туристических поездок в первом полугодии 2018 года показывает, что общий рост рынка выездного туризма составил 15%. При этом Турция выросла сразу на 40%, в то время как рост по всем остальным направлениям составил всего 9%. По данным "Домодедово", пассажиропоток на пляжных турецких направлениях (без Стамбула) за последний год вырос на 35% и составил 3,1 млн человек (для сравнения, в 2014 году, ещё до закрытия чартеров, он достигал отметки в 2,7 млн человек).

Ещё одна тенденция здесь - перераспределение пассажиропотока на турецких направлениях в пользу регулярных рейсов (прежде всего, в аэропортах Московского авиационного узла). Безусловно, возвращение Турции дало прирост количества чартеров, тем не менее, тенденция прослеживается чётко. Один из влияющих на это факторов - рост пассажиропотока зарубежных перевозчиков в России (в последние четыре года он в среднем составляет 9,4%). По итогам 2017 года количество пассажиров, перевезённых в Турцию рейсами иностранных авиакомпаний, составило около 19 млн человек (без Стамбула, учтены только пляжные направления). "Если в 2014 году на пляж (в Турцию - "АвиаПорт") иностранными перевозчиками летали лишь 3% пассажиров, то сегодня - 18%", - уточнил В. Грушин.

Что касается других популярных летних туристических направлений, часть из них продолжает расти даже на фоне ослабления рубля. "Германия, Италия, Испания, Франция, Чехия - все в плюсе по итогам девяти месяцев 2018 года, чего не скажешь о "близких заменителях Турции" - Кипре, Греции, Болгарии и Черногории. Они все в минусе. То есть по дорогим направлениям люди продолжают путешествовать, а у более бюджетных направлений туристов забрала Турция", - отметил специалист "Домодедово".

Традиционные зимние направления продолжают рост на фоне отсутствия Египта и смогли практически полностью его заменить. К примеру, только Таиланд и Вьетнам прибавили к уровню 2017 года по 25%, а популярность Объединённых Арабских Эмиратов возросла в 2,5 раза. В зимний сезон 2014-2015 годов Египет обеспечил рынку авиаперевозок 2,5 млн человек, в то же время в прошлом зимнем сезоне (2017-2018 годов) другие страны дали прирост пассажиропотока на 2,3 млн человек. "Видно, что вместо Египта люди летают в другие страны. Стоит отметить, что эти же направления в этом году росли и в нетипичный для себя летний сезон. Когда не было Турции, все остальные международные направления не могли её компенсировать, в то время как зимние направления смогли заместить Египет. В период отсутствия Египта и Турции доля зимнего пассажиропотока скакнула до 36%. Сейчас она немного снизилась, поскольку Турция открылась. В принципе, мы и без Египта себя достаточно неплохо чувствуем зимой. Без Турции мы себе такого в летний сезон позволить не могли", - прокомментировал В. Грушин.

В ближайшие годы рынок ждут замедление темпов роста и рекордные показатели

Завершая своё выступление, В. Грушин представил прогноз увеличения пассажиропотока на ближайшие годы. Как ожидают специалисты "Домодедово", в следующем году рост пассажиропотока замедлится ещё сильнее. Так, по мнению аналитиков "Домодедово", в 2019 году пассажиропоток составит 143 млн человек (приблизительно +5,3 к 2018 году), а к 2025 году воздушные гавани нашей страны будут обслуживать уже 187 млн пассажиров. Среднегодовые темпы роста при этом составят 5,5%. Темы роста аэропортов МАУ будут чуть скромнее: в среднем, пассажиропоток будет увеличиваться на 4,6% в год. В "Домодедово" считают, что в 2019 году столичные аэропорты обслужит 101 млн, а в 2025 году - 132 млн человек.

 
Материал «Рынок авиаперевозок сбавил обороты» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.

Комментарии к новости