Опубликовано: 10.01.2019, 07:22
 

СК "Чайка" начинает проектирование нового лёгкого самолёта


[image]

ООО "Самолетостроительная компания "Чайка" (СК "Чайка") начинает проектирование и создание нового лёгкого самолёта по техническим требованиям неназванного заказчика, сообщил "АвиаПорту" главный конструктор предприятия Александр Батулов. Ниже приводится систематизированное изложение интервью с ним.

Новый тип самолёта-амфибии Л-45

Одним из популярных самолётов-амфибий производства СК "Чайка" был двухмоторный четырёхместный Л-44, оснащённый Rotax 912 UL мощностью по 115 л.с. По оценкам главного конструктора, из примерно 30 построенных в разные годы Л-42 и Л-44 половина пришлась на "сорок четвёртую" модель. Впоследствии на рынок был выведен самолёт Л-44М с улучшенными обводами лодки и прочими изменениями в конструкции. В ходе дальнейших усовершенствований была создана модификация Л-44М2, а в дальнейшем для самолёта было выбрано обозначение Л-45.

Важным отличием Л-45 стало применение поршневых двигателей Rotax 915 мощностью 135 л.с. Также отличаются от Л-44 крыло, мотогондолы и капоты двигателей, корпус лодки. Таким образом, в продуктовой линейке появился новый самолёт, который заменил Л-44.

Первый Л-45 в 2018 году был поставлен отечественному покупателю. Второй самолёт предназначался иностранному заказчику, однако при готовности около 60% заказчик существенно изменил технические требования к машине, что потребовало от СК "Чайка" проведения масштабных работ.

Производство Л-45 продолжится и в 2019 году. Стоимость самолёта-амфибии этого типа может быть в диапазоне от 12 до 40 млн рублей, в зависимости от выбора силовой установки, опций и прочих требований заказчиков. При этом у производителя есть полный комплекс технологической оснастки для производства самолётов этого типа, дальнейшие работы будут связаны со снижением трудоёмкости сборки выпускаемой авиатехники.

Разработка нового самолёта и причины, обусловившие эту разработку

Иностранный клиент, ранее заказавший Л-45, получит в 2019 году новый самолёт, выполненный в соответствии с его требованиями. Сегодня известно, что новинка получит два поршневых двигателя Rotax мощностью по 140 л.с. Лётные испытания самолёта планируется начать летом 2019 года.

При этом разработчик не исключает в будущем освоения серийного производства нового самолёта, сегодня ведутся маркетинговые исследования, которые призваны оценить востребованность новой машины.

Первый самолёт-амфибия Л-72 поставлен и успешно эксплуатируется

Первый экземпляр самолёта Л-72 в 2017 году совершил первые полёты с воды. В дальнейшем на него было установлено амфибийное шасси, салон самолёта был полностью оборудован, машина завершила испытания, выполняя посадки и на воду, и на твёрдую поверхность. На сегодня самолёт сертифицирован как Единичный экземпляр воздушного судна и поставлен заказчику. Машина успешно эксплуатируется. Как ожидается, после подтверждения заявленных характеристик в практической эксплуатации могут поступить новые заказы на выпуск этого самолёта.

Л-72 является дальнейшим развитием семейства амфибийных машин разработки СК "Чайка". Самолёт имеет традиционную схему с хвостовой опорой. Его отличительной особенностью является силовая установка, состоящая из двух двигателей Titan с противоположным вращением воздушных винтов. Такой вариант силовой установки уже ранее был апробирован производителем. Двигатели Titan отличается повышенной мощностью - порядка 195 л.с для первого экземпляра Л-72. Благодаря высокой тяговооружённости машина имеет возможность не только лететь на одном работающем двигателе с набором высоты, но и продолжать взлёт с максимальным взлётным весом.

По расчётным данным, самолёт имеет крейсерскую скорость 280 км/ч и дальность полёта в 2000 км.

Поставки самолётов в 2018 году и планы на 2019 год

Производственные планы компании на 2018 год предполагали поставку одного Л-42М и двух Л-45, а также одного двухмоторного семиместного самолёта-амфибии Л-72. Планы выполнены частично: Л-72 передан заказчику и эксплуатируется, первый Л-45 проходит сертификацию в качестве Единичного экземпляра воздушного судна, после чего он будет передан отечественному заказчику. Поставка состоится в начале 2019 года. Второй Л-45 будет также достроен в 2019 году, но для другого заказчика.

СК "Чайка" освоила производство деталей из композиционных материалов

Компания успешно освоила самостоятельное формование деталей самолётов-амфибий из композиционных материалов. Производитель закупает компаунды, а также стеклоткань и углеткань, детали планера из стеклопластика формуются самостоятельно, в то время как детали из углепластика заказываются у сторонних поставщиков.

СК "Чайка" в качестве основного технологического процесса применяет метод холодной вакуумной формовки в матрицах. Для изготовления особо ответственных деталей самолёта (например, лонжерон крыла) применяется метод горячего вакуумного формования композиционного материала на основе углеволокна, что позволяет получить высокие прочностные свойства и жёсткость конструкции при минимальной её массе.

Справка

Сферой деятельности ООО "Самолетостроительная компания "Чайка" является разработка и постройка самолётов взлётной массой до 5700 кг, производство четырёхместных самолётов-амфибий Л-42, Л-44 и Л-45, семиместного Л-72 и самолётов сухопутного базирования С-44, С-72.

 
Материал «СК "Чайка" начинает проектирование нового лёгкого самолёта» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Самолетостроительная компания "Чайка" (в процессе тестирования)

Комментарии к новости