О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Самолёт М-55 2-3 года не будет принимать участие в международных научных экспедициях

Высотный самолёт М-55 "Геофизика" в ближайшие годы не будет принимать участие в международных научных экспедициях, финансируемых странами Евросоюза

Высотный самолёт М-55 "Геофизика" разработки ОАО "Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М. Мясищева" в ближайшие годы не будет принимать участие в международных научных экспедициях, финансируемых странами Евросоюза, заявил "АвиаПорту" информированный источник в авиапроме. Ниже приводится систематизированное изложение интервью с ним по применению самолёта М-55.

Участие М-55 "Геофизика" в международных научных экспедициях

Самолёт М-55 "Геофизика" имеет уникальные высотные характеристики, позволяющие выполнять полёты на высотах 17-18 км с научной аппаратурой и оборудованием массой до двух тонн. Благодаря таким показателям и отсутствию за рубежом подобных летательных аппаратов, начиная с декабря 1996 года М-55 "Геофизика" постоянно участвовал в международных научных экспедициях по изучению верхних слоёв атмосферы по программам Евросоюза. Налёт в ходе 20 научных экспедиций составил около 250 часов. Ранее М-55 выполнял полёты над Арктикой, Антарктидой, континентальной частью Бразилии, Австралией и Африкой. Именно М-55 удалось зафиксировать самую низкую температуру атмосферы: наиболее холодным оказался участок над Индийским океаном, где приборы показали температуру -91,8 градуса по Цельсию.

Процесс допуска М-55 "Геофизика" к участию в международных экспедициях

Заключаемые европейской стороной международные научные контракты пятилетние, в то время как для российской стороны контракт на использование самолёта - носителя оборудования трёхлетний. Ожидается, что в ближайшие два-три года никаких полётов по Европейской программе исследований верхних слоёв атмосферы не будет, хотя бы по причине, что подготовка нового контракта занимает от двух до трёх лет. После заключения контракта два года ведётся подготовка экспедиции и сама экспедиция проводится только на третий год. Заключение контракта длится примерно 10 месяцев: при подаче заявки в ноябре, примерно 15 января следующего года завершается первый этап с отсеиванием, второй этап 15 мая - собираются Заключения профильных институтов, а 15 июля рассматриваются сами Заключения и решается, какой проект допустить на бюджетную комиссию, которая проводит заседание 15 сентября. За все это время проекты оцениваются в баллах и на комиссии представляются суммированные баллы по проектам.

Техническое состояние самолёта М-55 "Геофизика"

В настоящее время самолёт находится на хранении в практически полностью лётном состоянии. В 2017 году М-55 "Геофизика" успешно завершил очередную Международную научную экспедицию 2017 года для изучения верхних слоёв атмосферы по программе европейского научно-исследовательского проекта StratoClim с базированием в Катманду (Непал) по изучению муссона, формируемого в индийском регионе. Для участия в этой экспедиции в рамках контракта с немецким институтом Альфреда Вагнера об использовании российского высотного самолёта М-55 "Геофизика" в европейском научно-исследовательском проекте StratoClim было проведено усовершенствование самолёта для участия в летней научной экспедиции в Индии.

Техническое обслуживание и поддержание самолёта в лётном состоянии в течение двух с лишним десятилетий требует всё больших затрат. Практически самолёт содержится только на европейские деньги от осуществления научных экспедиций. Все усовершенствования М-55 "Геофизика" в 2016-2017 годах были осуществлены в рамках тех средств, которые были выделены в соответствии с договорённостями с Комиссией Совета Европы. В первую очередь менялось то оборудование, которое завершило календарный срок службы или выработало полный ресурс. Для совершенствования бортового оборудования можно было устанавливать его независимо от страны-изготовителя. В ходе усовершенствования на М-55 также были установлены цифровая индикация - многофункциональный пилотажный индикатор (но остались и электромеханические приборы), американский цифровой высотомер, немецкая инерциальная навигационная система, российская цифровая система воздушных сигналов, система посадки VOR и ILS, произведена доработка бортовой кабельной сети.

Возможно применение М-55 и в российских интересах

В настоящее время рассматривается возможность выполнения полётов самолёта в интересах российских научных организаций. Программа научных исследований на 2019 год с потенциальным участием М-55 "Геофизика" только прорабатывается, но в случае принятия положительного решения будет формироваться программа полётов, что потребует приведения воздушного судна в состояние лётной годности.

Надо отметить, что в течение всего 2018 года самолёт полётов не выполнял. Более того, сертификат лётной годности имел срок действия до 31 декабря 2017 года и на 2018 год он не продлевался из-за отсутствия заказов на полёты. В то же время, если российские научные круги дадут заказ на полёты, срок лётной годности будет продлён, и в будущем откроются перспективы участия М-55 в российских исследовательских миссиях.

Справка

Самолёт М-55 "Геофизика"
оснащён двумя ТРДД ПС-30В-12 тягой на взлёте 4500 кг. Полётная масса самолёта составляет 24500 кг. Крейсерская скорость - 740 км/ч; максимальная дальность полёта на высоте 17000 м - 5000 км; практический потолок - 21550 м; длительность полёта на высоте 17000 м - до 6,5 ч; время нахождения на высоте 21000 м - один час; длина разбега/пробега - 340/900 м; посадочная дистанция - 1750 м.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка