Опубликовано: 09.04.2019, 07:22
 

Полёт начинается с планирования

Начальник Главного центра ЕС ОрВД Олег Сенчуков рассказал о возглавляемом им подразделении


[image]

Ещё в Советском Союзе, 46 лет назад, в целях обеспечения безопасности была создана Единая система управления воздушным движением. Её правопреемница - действующая сегодня Единая система организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОрВД РФ) - имеет стратегическое значение для обеспечения безопасности государства и эффективного использования воздушного пространства (ИВП). Масштаб Единой системы можно охарактеризовать общей площадью зоны её ответственности, составляющей более чем 26 млн кв. км, а также суммарной протяжённостью обслуживаемых маршрутов, которая превышает 800 тыс. км. При этом на всём колоссальном пространстве осуществляется интенсивное воздушное движение: одновременно под управлением российских авиадиспетчеров находятся в среднем 1000 воздушных судов (ВС), а пиковые нагрузки существенно выше. Всего же за 2018 год в воздушном пространстве РФ обслужено 1 млн 682 тыс. полётов.

Решением всех вопросов в таком большом и сложном хозяйстве занимаются оперативные органы Единой системы организации воздушного движения, среди которых ключевую роль выполняет Главный центр ЕС ОрВД - структурное подразделение национального провайдера аэронавигационного обслуживания ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации". Подробнее о том, как выстроена работа главного центра - в материале "АвиаПорта".


Организационная структура Единой системы выстроена как по вертикали, так и пространственно. Во главе стоит руководящий орган в лице Федерального агентства воздушного транспорта РФ. Ниже следуют оперативные органы, включая главный центр ЕС ОрВД, семь зональных и 20 районных центров. Зональные центры расположены, следуя с востока на запад, в Хабаровске, Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Москве и Санкт-Петербурге. Из двух десятков районных центров 11 имеют право планирования и координирования использования воздушного пространства, обеспечения разрешительного порядка ИВП, а также организации воздушного движения. Разветвлённая пространственная структура позволяет ЕС ОрВД охватить не только всё воздушное пространство над территорией Российской Федерации, но и районы, где ответственность за эту работу возложена на нашу страну, в том числе над нейтральными водами.

Задачи, стоящие перед оперативными органами, обширны. Планирование и координирование использования воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами, установленными воздушным законодательством, осуществляются и на зональном, и на районном уровне. Также на этих уровнях обеспечиваются разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства, контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства и непосредственно организация воздушного движения. Последняя функция включает в себя несколько подзадач: организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания воздушного движения и организации потоков воздушного движения, а также непосредственно организацию потоков воздушного движения и обслуживание воздушного движения.

При этом Главный центр решает практически все задачи, возложенные на оперативные органы, за исключением непосредственного обслуживания воздушного движения и организации ИВП класса G. "Работы у нас хватает", - констатировал начальник Главного центра ЕС ОрВД Олег Сенчуков. Действительно, за последние несколько лет интенсивность использования воздушного пространства Российской Федерации устойчиво росла. Статистические данные говорят о том, что в период 2014-2018 годов средний прирост составлял около 10% в год. Только в прошлом году в воздушном пространстве РФ обслужено 1 млн 682 тыс. полётов (+9,8% к результату 2017 года), при этом 18% из них - транзитные, остальные 82% полётов выполнили воздушные суда, осуществившие взлёт/посадку на территории нашей страны. Большая часть рейсов - международные, на них приходится 52% выполненных полётов. Помимо обеспечения полётов пилотируемых воздушных судов, Единая система работает и с операторами беспилотников, а это почти 75 тысяч заявок, и с теми, кто проводит запуски шаров-зондов, пуски ракет, стрельбы, взрывные работы, фейерверки и тому подобное. После напряжённой работы в 2018 году, год нынешний принёс дальнейшее увеличение нагрузки: "Только за первые два месяца текущего года рост интенсивности полётов уже составил 7,68%", - подчеркнул руководитель ГЦ.

Главный центр: стройная структура

Масштаб и сложность стоящих задач определяют высокие требования к организации деятельности коллектива Главного центра ЕС ОрВД. Согласно штатному расписанию, численность его состава с января 2019 года составляет 184 человека. В структуре ГЦ выделяются четыре основные и одна резервная дежурная смены, а также отделы, занимающиеся стратегическим планированием использования воздушного пространства и организацией потоков воздушного движения (ОПВД). Также есть группа согласования полётов воздушных судов высших должностных лиц, оперативная координационная группа и группа организационного обеспечения.

Дежурная смена, насчитывающая порядка 25 специалистов, является базовым структурным подразделением. Именно она обеспечивает выполнение основных функций Главного центра. Сотрудники смены располагаются в оперативном зале и работают по схеме сутки через трое. "Мы придерживаемся именно такого режима, поскольку плотно работаем с военными, у которых дежурства тоже суточные. В оперативном зале расположены рабочие места начальника смены, его заместителя, диспетчеров планирования ИВП и ОПВД", - уточнил О. Сенчуков.

Отдел стратегического планирования ИВП занимается формированием расписания регулярных полётов воздушных судов российских и иностранных авиакомпаний, а также участвует в оформлении и выдаче разрешений на нерегулярные и дополнительные регулярные международные полёты для пользователей российского воздушного пространства. На отдел организации потоков воздушного движения возложена ответственность за организацию деятельности по ОПВД в воздушном пространстве РФ с целью защиты органов ОВД от перегрузок. Группа согласования полётов высших должностных лиц предназначена для организации дополнительных мер безопасности для ВС, выполняющих литерные рейсы. Оперативная координационная группа отвечает за информирование руководства Росавиации и Госкорпорации по ОрВД о состоянии авиатранспортной системы и использовании воздушного пространства Российской Федерации. Наконец, группа организационного обеспечения осуществляет методическое и документационное обеспечение деятельности главного центра.

От флайт-плана до сопровождения

Как уже сказано выше, непосредственно управлением воздушным движением главный центр не занимается, его основные задачи - планирование и выдача разрешений на использование воздушного пространства. В дальнейшем на основании этих разрешений авиадиспетчеры выдают членам экипажей воздушных судов свои разрешения на выполнение полёта.

Вне зависимости от того, хочет ли пользователь получить разрешение на использование воздушного пространства классов A или C, или он уведомляет орган ОВД об использовании воздушного пространства класса G, начинает он с подачи плана полёта или так называемого флайт-плана. Таково требование воздушного законодательства - включение плана в Табель сообщений о движении воздушных судов в РФ. При этом Главный центр выдаёт разрешения на использование воздушного пространства при выполнении любых международных полётов, а при полётах внутри страны - лишь в случаях использования воздушного пространства двух или более зон Единой системы. Также ГЦ подключается к работе, когда заявка касается полётов вне маршрутов обслуживания воздушного движения, в случае использования воздушного пространства трёх и более смежных зон Единой системы.

Значительная часть полётов гражданской авиации осуществляется на регулярной основе, строго по расписанию, часть же вылетов - разовые. Так и планы полётов бывают двух типов: повторяющийся план применяется для планирования использования воздушного пространства на регулярной основе, а для разовых рейсов нужен представленный план. Повторяющиеся планы полётов попадают в отдел стратегического планирования, который на основании существующих документов готовит материалы для составления расписания регулярных перевозок. Представленные планы полётов обрабатываются непосредственно дежурной сменой.

Каждый план анализируется на предмет того, имеет ли пользователь право на использование воздушного пространства, допущено ли к полётам само воздушное судно, не конфликтует ли предполагаемая деятельность с планами других пользователей, соответствует ли заявленный маршрут действующей структуре воздушного пространства и актуальной аэронавигационной информации. В случае отсутствия каких-либо препятствий для выполнения полёта флайт-план обрабатывается автоматически. Если же они есть, то заявка попадает на ручную обработку. Время от момента поступления плана в ГЦ до выдачи заключения (разрешения/отказа) строго регламентировано.

Такие проверки, очевидно, помогают выявить возможные ошибки в заполнении флайт-планов, также они являются барьером, не допускающим к выполнению рейсов воздушные суда, полёты которых запрещены (к примеру, ВС, не имеющие лётной годности). На этом этапе удаётся избежать возможных коллизий, связанных с проведением военных учений или взрывных работ - появляется уверенность, что в опасной зоне не появится ни одного "лишнего" самолёта или вертолёта. Но не менее важно и организовать потоки. "В чём смысл организации потоков? В предотвращении ситуаций, когда в одно и то же время в сектор планируют попасть несколько воздушных судов, и их количество превышает возможности диспетчера, осуществляющего непосредственное обслуживание воздушного движения. Тогда специалисты ОПВД принимают меры (например, корректируют время или назначают другой маршрут - "АвиаПорт") для обеспечения безопасности ИВП", - пояснил руководитель ГЦ ЕС ОрВД.

В случае успешного прохождения проверки выдаётся разрешение на ИВП. Если проверка не пройдена, пользователю может быть отказано в полёте, либо предложены другие условия его выполнения. Скорректировав флайт-план с учётом замечаний, выданных Главным центром, можно подать заявку заново.

Все поступившие в ГЦ планы полётов и выданные разрешения вносятся в суточный план использования воздушного пространства. Там же отображается информация о движении воздушных судов: последовательно появляются отметки о вылете, прохождении контрольных точек по маршруту и, наконец, посадке. По суточному плану диспетчеры центра осуществляют контроль воздушного движения и соблюдения федеральных правил ИВП. Количество заявок, зафиксированных в суточном плане, меняется в зависимости от сезона: не менее 6 тыс. записей в зимний период и 7-7,5 тыс. в летнее время. "Понятие "суточный план" - условное. Информация в нём "живая", она постоянно меняется", - подчеркнул О. Сенчуков.

В заключение стоит дополнить, что в ГЦ ЕС ОрВД постоянно совершенствуются технические средства и средства автоматизации планирования ИВП. Так, в настоящее время идёт разработка и внедрение в центре автоматизированной системы планирования использования воздушного пространства. В феврале-марте проведены работы по обновлению системы речевой связи, предназначенной для взаимодействия абонентов главного центра с абонентами зональных центров, Министерством обороны РФ и военными секторами органов ОВД сопредельных государств: действовавшую систему "Набат" заменила система "Поток". В ближайшее время предусмотрено и улучшение социально-бытовых условий для персонала центра. Всё это позволяет быть уверенными, что Главный центр сможет успешно решать поставленные перед ним задачи, всё более масштабные и сложные, даже в условиях постоянного увеличения интенсивности полётов.

 
Ссылки по теме:
Материал «Полёт начинается с планирования» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
Связи: Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации (в процессе тестирования)

Комментарии к новости