Опубликовано: 17.07.2019, 07:14
 

Учёт и контроль беспилотников в соответствии с духом времени

Госкорпорация по ОрВД разрабатывает мобильное приложение с полным набором услуг для владельцев и операторов беспилотных авиационных систем


[image]

Мировой рынок беспилотных авиационных систем (БАС) продолжает набирать обороты. По данным Некоммерческого партнёрства "ГЛОНАСС", озвученным на прошедшей в июне VI Ежегодной конференции по развитию рынка БАС, в 2018 году его объём достиг более $14 млрд при среднегодовом темпе роста 20,5%. Положительная динамика будет сохраняться, и, как ожидается, к 2025 году он возрастёт ещё в несколько раз - до $43,1 млрд. Россия, к сожалению, пока не может похвастаться существенным прорывом в этой области: мы занимаем лишь около 2% от общемирового объёма. Тем не менее, количество дронов в российском небе постепенно увеличивается, и для того, чтобы контролировать этот процесс было удобнее, при этом облегчив жизнь собственникам и операторам, национальный провайдер аэронавигационного обслуживания ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" к концу 2019 года планирует запустить специальное мобильное приложение с доступом к широкому спектру услуг - от постановки на учёт и обработки планов полётов до получения информации о метеоусловиях и предполагаемых "соседях" в небе.

Несмотря на то, что Россия пока занимает небольшую долю рынка БАС, развитие этого сегмента в нашей стране нельзя назвать совсем уж печальной. Сфера применения беспилотников в России постепенно расширяется. Как рассказал заместитель генерального директора Госкорпорации по ОрВД Никита Данилов, наиболее часто (около 60%) их используют при производстве видеосъёмок, рекламы, репортажей СМИ, мониторинга в различных инфраструктурных проектах, а также в сельском хозяйстве. Так же в скором времени ожидается существенный рост применения БАС в сфере логистики. Вселяют оптимизм и статистические данные предприятия по использованию воздушного пространства (ИВП) беспилотниками. Если в 2015 году было выдано всего 6,3 тыс. разрешений на ИВП, то по итогам прошлого года - уже 75 тыс. По прогнозам специалистов Госкорпорации по ОрВД, в 2020 году количество разрешений увеличится к уровню 2015 года в 16 раз - до более 100 тыс.

Продолжающийся рост популярности беспилотников как в мире в целом, так и в России, приводит к необходимости их полной интеграции в воздушное пространство. Для этого нужно комплексное решение, включающее не только развитие нормативной базы, но и проработку целого ряда технических вопросов. Для того, чтобы в будущем полноценно запустить дроны высоко в небо и позволить им летать рядом с пилотируемыми воздушными судами, нужно начать с малого и попытаться организовать их безопасное движение хотя бы на малых высотах.

Во избежание столкновений дронов друг с другом необходима единая система, которая умела бы не только собирать информацию об их местоположении, но и распространять эти данные между операторами. Одна из концепций, которая частично решает данную задачу, предложена в 2014 году в США, где на сегодняшний день уже зарегистрировано более 1,5 млн БАС (около 170 тыс. из них используются в коммерческих целях). Концепция, разработанная Национальным аэрокосмическим агентством NASA (США), получила название Unmanned aircraft system traffic management (UTM, система организации маловысотного воздушного движения БАС). UTM отделена от общей системы управления воздушным движением, но при этом призвана дополнять её. Она базируется на основе современных цифровых платформ и инфокоммуникационных технологий, спутниковых и гибридных технологий навигации, связи и наблюдения. По сути, сейчас UTM представляет собой набор справочно-информационных сервисов, позволяющих пользователям узнать о планах полётов других беспилотников. Существенный недостаток UTM состоит в том, что она не обеспечивает главного - передачу данных о местоположении дронов в режиме реального времени, и, как следствие, не позволяет гарантировать безопасность движения.

Тем не менее, создание UTM - определённый шаг в сторону полной интеграции беспилотников в общее воздушное пространство, поэтому разработка её аналогов сейчас ведётся в более чем 30 странах. Так, к примеру, в 24 государствах Европы реализуются 12 пилотных проектов U-Space. Похожие проекты есть в Австралии (Australian National UTM System) и Китае (UTMISS). Для объединения усилий в 2016 году создана Глобальная ассоциация по стандартизации систем UTM - GUTMA (штаб-квартира находится в швейцарской Лозанне), в которую вступили более 60 компаний и организаций из разных стран, в том числе и из РФ. По данным НП "ГЛОНАСС", в 2018 году суммарный объём инвестиций в создание систем UTM составил более $300 млн.

Безусловно, работа по интеграции беспилотников в единое воздушное пространство и созданию некого аналога UTM ведётся и у нас. Осенью 2018 года на совещании по цифровой трансформации транспортного комплекса России председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подчёркивал, для того, чтобы полёты дронов были безопасны для людей и инфраструктуры, применение их в России должно контролироваться. "Для этого нужны система их мониторинга и специалисты, которые будут обеспечивать работу беспилотников. Я имею в виду работу, направленную на позитивные цели, - в сельском хозяйстве, на стройках и так далее", - цитировала Д. Медведева газета "Известия". На этом же совещании глава Госкорпорации по ОрВД Игорь Моисеенко озвучил предложение по созданию на базе государственно-частного партнёрства единого оператора, задачей которого будет контроль использования дронов. "Мы предлагаем создать единую систему контроля за БАС/БВС путём формирования единого оператора на основе государственно-частного партнёрства за счёт собственных средств Госкорпорации и за счёт привлечения инвестиций и инфраструктурных инвесторов", - приводило его слова издание.

Одна из значимых проблем, тормозящих развитие этого сегмента, связана с тем, что в России до сих пор не запущена процедура официальной регистрации небольших беспилотных воздушных судов (БВС). Это влечёт за собой определённые риски в обеспечении безопасности их полётов. Напомним, в соответствии с изменениями в Воздушный кодекс РФ, которые вступили в силу ещё в июле 2017 года, собственники обязаны ставить на учёт все дроны с максимальной взлётной массой от 0,25 кг до 30 кг. Сам механизм регистрации должен был заработать в середине 2018 года, однако этого не произошло, поскольку соответствующее постановление правительства тогда ушло на дальнейшую проработку. Так или иначе, проблема с отсутствием процедуры регистрации вскоре разрешится: 25 мая 2019 года Д. Медведев подписал доработанное постановление правительства № 658 "Об утверждении правил учёта беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлётной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезённых в Российскую Федерацию или произведённых в Российской Федерации", которое вступит в силу 27 сентября. В соответствии с этим документом, полномочия по учёту БВС массой от 0,25 кг до 30 кг возложены на Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиацию). В настоящий момент ведомство проводит организационные мероприятия по реализации новых полномочий. В том числе уже разработан и находится на стадии согласования административный регламент предоставления государственной услуги по регистрации БВС, определяющий порядок взаимодействия с заявителями.

Для постановки беспилотника на учёт необходимо будет в течение десяти дней после его приобретения подать заявление в подведомственную организацию (Госкорпорацию по ОрВД) по почте, через портал Единый портал государственных услуг или портал учёта беспилотных воздушных судов с указанием серийного номера (если есть), описанием технических характеристик, а также данных об изготовителе и владельце. Дополнительно потребуется приложить фотографию БАС. Сформированная индивидуальная учётная запись, привязанная к собственнику, будет храниться в базе данных о беспилотных воздушных судах даже после снятия дрона с учёта.

Разумеется, при интеграции БАС в единое воздушное пространство необходимо в первую очередь думать об обеспечении безопасности полётов, общественной безопасности и защите частной жизни граждан. Но при этом, учитывая приведённые выше данные Госкорпорации по ОрВД по разрешениям на ИВП и широкие перспективы применения беспилотников в различных секторах экономики и в развлекательных целях, нельзя забывать и о потребностях тех, кто использует или планирует использовать их в будущем. Стоит отметить, что процедура регистрации будет несложной, но при этом она может немного затянуться. В тексте уже упомянутого административного регламента уточняется, что срок предоставления государственной услуги будет составлять не более десяти рабочих дней с момента подачи заявления. Для тех, кто планирует использовать дрон просто для развлечения, это не так страшно - вполне можно и подождать. Но вот коммерческие организации такие сроки могут не устраивать.

Для экономии времени и обеспечения удобства владельцев БАС национальный провайдер аэронавигационного обслуживания намерен воплотить в жизнь концепцию "Единого окна": к концу 2019 года Госкорпорация по ОрВД выпустит специальное мобильное приложение, через которое можно будет не только зарегистрировать и застраховать дрон, но и пройти курс обучения управления им. "Учитывая, что применение дронов в развлекательных целях относительно общего количества БАС будет превалировать, а в качестве основных потребителей выступают молодые люди, активно пользующиеся современными гаджетами, разработка удобных мобильных приложений соответствует духу времени" - подчеркнул Н. Данилов. Кроме того, на этапе планирования полёта через это же приложение пользователи смогут получить актуальную метео- и аэронавигационную информацию, а также узнать о предполагаемых зонах нахождения других дронов. Увидеть местоположение "соседей" в реальном времени, к сожалению, пока не получится, как и в случае с "оригинальной" UTM. Стоит дополнить, что программа подготовки будет затрагивать широкий круг вопросов, начиная от важности страхования и заканчивая разъяснением ответственности за нарушение правил использования воздушного пространства. При этом процесс обучения не будет носить формальный характер: для подтверждения уровня знаний нужно будет сдать тест.

Н. Данилов дополнил, что "цифровой след" беспилотника будет включать всю историю его "жизни" с момента создания учётной записи в системе, в том числе информацию о страховке и маршрутах выполненных полётов. Главные преимущества приложения заключаются в том, что через него можно будет зарегистрировать беспилотник всего за два часа, а обработку плана полётов придётся ждать не более пяти минут. "Если говорить о тех преимуществах, которые открываются перед пользователями, речь в первую очередь идёт о существенной экономии времени при регистрации и обработке планов полётов. При этом наличие сервиса "Единого окна" делает эти процессы удобными и понятными. В этой связи открываются дополнительные возможности для расширения коммерческого и некоммерческого использования БАС", - подытожил представитель Госкорпорации по ОрВД.

 
Материал «Учёт и контроль беспилотников в соответствии с духом времени» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.

Комментарии к новости