О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Единственная стратегия выживания на рынке - повышение эффективности

Что представляет собой мировой рынок средств радиотехнического обеспечения полётов, каков рецепт успеха и в чём суть инновационного процесса рассказал генеральный директор НПО "РТС" А. Долматов

Челябинское объединение "Радиотехнические системы" за полтора десятка лет прошло путь от маленькой компании, собравшей энтузиастов, горевших идеей создать аэронавигационное оборудование нового поколения, до многопрофильного холдинга, поставляющего продукцию в Россию, страны ближнего зарубежья и даже в Южную Америку. Что представляет собой мировой рынок средств радиотехнического обеспечения полётов, каков рецепт успеха и в чём суть инновационного процесса "АвиаПорту" рассказал генеральный директор НПО "РТС" Александр Долматов.

- Рынок аэронавигационного оборудования нечасто является поставщиком новостей о технологических инновациях, ещё реже появляются сообщения о трансформации бизнеса работающих на нём компаний. Каковы основные тенденции этого сегмента в России и в мире?

- Когда мы пользуемся воздушным транспортом, мы обращаем внимание на аэропорт вылета и прибытия, на воздушное судно, сервис на борту. Но в системе гражданской авиации, помимо авиакомпаний и аэропортов, существует третий оператор, невидимый для многих, но очень важный - провайдер аэронавигационных услуг. Благодаря ему воздушные суда могут безопасно использовать воздушное пространство, совершать взлёты и посадки в любых погодных условиях, днём и ночью. В свою очередь, аэронавигация невозможна без радиотехнического обеспечения полётов.

Мировой и российский рынки авиационных перевозок в настоящее время переживают бурный рост. Население планеты растёт, между многими регионами укрепляются торговые связи, растёт туризм. Это приводит к тому, что ежегодно в мире вводятся новые аэропортовые комплексы. Кроме того, срок службы аэронавигационного оборудования в среднем составляет 15 лет, после чего оно, как правило, заменяется. Таким образом, ёмкость мирового рынка достаточно велика. Но сам по себе рынок весьма специфичен, и игроков на мировой арене можно посчитать буквально по пальцам двух рук.

- В чём заключается специфика рынка?

- Специфика заключается в двух вещах. Первая - жёсткие требования, предъявляемые к оборудованию. Всё строго регламентировано, определено национальными и международными стандартами. Вторая - очень высокая ответственность за безопасность полётов, что увеличивает издержки при создании оборудования. В современном мире с быстроразвивающимися технологиями необходимо применять новые подходы в конструировании, новую компонентную базу, внедрять инновации, иначе удержаться на рынке практически невозможно. Но, в то же время, попытки внедрить что-то новое тормозятся требованиями по безопасности. Поэтому конкурентное преимущество того или иного игрока заключается в балансе между применением новаций и обеспечением строгих требований по безопасности.

- О каких инновациях идёт речь?

- Жёсткие требования и стандарты, которые регламентируют требования к оборудованию, непререкаемы, они выработаны десятилетиями. Поэтому инновации - это не создание нового продукта как такового. Рабочие характеристики заданы - радиомаяк не может работать на какой-то другой частоте, более привлекательной для конструктора. Инновации в нашей сфере - создание продукта со стандартными рабочими и новыми потребительскими характеристиками. Мы должны повышать надёжность, снижать энергопотребление, упрощать обслуживание. Это даёт возможность заказчику эксплуатировать наши изделия с меньшими затратами. Кроме того, мы сокращаем себестоимость производства своих изделий.

Принципиальная особенность, которая была заложена при проектировании нашего флагманского изделия - системы посадки ILS 734, - высокая степень унификации узлов. Фактически наши маяки отличаются только радиочастотнозависимыми узлами. К примеру, процессор управления можно без дополнительных настроек переставить в другой радиомаяк, и он сохранит свою работоспособность. Это позволяет уменьшить номенклатуру производимых узлов, упростить процесс регулировки узлов и настройки оборудования в целом. Именно это позволяет нам производить большее количество изделий с меньшими трудозатратами, а для потребителя такая унификация означает меньший объём запасных частей и простое обслуживание, что позволяет снизить издержки при эксплуатации наших изделий.

Другое ключевое преимущество, которого удалось добиться нашим разработчикам, связано с радикальным улучшением массогабаритных характеристик относительно предыдущего поколения навигационного оборудования. Если раньше радиомаяк состоял из сотен узлов, которые занимали несколько стандартных 19-дюймовых шкафов, то сейчас глиссадный радиомаяк состоит всего из пяти узлов, которые занимают не более 15% объёма одного шкафа. И это - сдвоенный комплект. В итоге нам для производства данного изделия уже не требуются огромные площади. Раньше такие системы собирали большие заводы с тысячами сотрудников. Мы способны производить тот же объём продукции силами буквально нескольких десятков человек на относительно небольшой площадке.

Чтобы создать передовой продукт, мы обязаны использовать последние достижения в сфере элементной базы и технологий производства. И 10 лет назад, и теперь мы, создавая новые продукты, закладываем в основу не те компоненты, которые давно привыкли использовать, а самые современные. Это позволяет получить принципиально новые свойства, о которых я говорил, - массогабаритные характеристики, унификацию. В этом - залог успеха.

Но я бы хотел дополнить, что наш рынок - не товара, а сервиса. С покупателями мы говорим не только и не столько о технических характеристиках производимого продукта, сколько о способности решить задачи, проблемы, стоящие перед заказчиком. Это сроки реализации проекта, его стоимость, особенности, связанные с конфигурацией аэродрома.

Когда на глобальном рынке работает не так уж много компаний, возникает ситуация, что любая ошибка, техническая или сервисная, может обернуться потерями не только во взаимоотношениях с конкретным заказчиком или в одной стране. В нашем тесном мире информация разносится очень быстро, и недоработки в одном месте совершенно точно отражаются и на других рынках. Поэтому, как и в целом в авиации, права на ошибку нет. И в этих условиях находятся все производители.

- Что, в вашем понимании, означает решить проблемы заказчиков?

- Сложность проектов растёт, они всё больше становятся комплексными. Иногда надо обеспечить посадку самолётов в регионах со сложным рельефом, в горной местности, на островах. Существуют нюансы, связанные с нахождением зданий в зоне излучения сигнала. Эти факторы нужно учитывать при проектировании, строительстве, при пуско-наладочных работах. Когда всё это выполняет один исполнитель, коммуникация с заказчиком упрощается, сроки сокращаются. Поэтому мы пришли к тому, чтобы выполнять проекты "под ключ". Создали несколько обособленных подразделений, которые занимаются проектированием и строительством, сервисными услугами, ремонтом и обслуживанием всего оборудования, которое присутствует на аэродроме. В нашем портфолио есть очень сложные работы, связанные с восстановлением работоспособности оборудования, произведённого другими компаниями. Какие-то системы, произведённые ещё в советское время, местами продолжают оставаться в эксплуатации, хотя серийные заводы, которые делали эти системы или их элементы, порой уже не работают. Наши специалисты способны разобраться в принципах работы оборудования, найти неисправность и довести изделие до работоспособного состояния.

- Новые направления существенно увеличили бизнес компании?

- Компании больше 15 лет, но многие наши специалисты работают в отрасли уже по нескольку десятков лет. Поэтому накопленные знания и навыки значительны. Это позволило нам в 2010 году разработать и создать систему посадки ILS 734. Затем наступил этап освоения производства, продвижения продукции на рынок. Сейчас мы переживаем этап бурного роста. 10 лет назад наша команда насчитывала 25-30 человек, а только за предыдущие два года мы увеличили численность с 46 человек до 100. Ежегодно объём выручки увеличивается на 20-30%. За всю 15-летнюю историю у нас не было ни одного года с показателями хуже, чем в предыдущем.

Что касается новых направлений, то отчасти они связаны с необходимостью предоставить клиенту полный спектр услуг. А иногда мы коммерциализируем наработанные компетенции. К примеру, оказание метрологических услуг. Мы имеем полностью оснащённую метрологическую лабораторию, аккредитованную по всем стандартам Российской Федерации, и оказываем услуги по поверке оборудования широкому спектру потребителей.

Ещё один пример - наша инновационная компания "Курсир", занимающаяся перспективными разработками. Когда мы в своё время создали систему посадки ILS 734, встал вопрос о разработке поверочного оборудования для измерения её параметров. Это оборудование получилось малогабаритным, лёгким, что позволяло, в отличие от аналогов, переносить его в любую точку аэродрома, делать замеры радиосигнала не только в непосредственной близости от антенн, но и на удалении. Сейчас в мире бурно развивается новая отрасль, связанная с беспилотными авиационными системами. И к нам пришла идея, а что если наше контрольно-поверочное оборудование поставить на беспилотник и производить замеры параметров оборудования не на земле, а в любой точке пространства?

В перспективе это поможет удешевить проведение обязательных лётных проверок оборудования. Любое средство радиотехнического обеспечения полётов, в соответствии с регламентом, подвергается независимой проверке с помощью самолёта-лаборатории. Применение беспилотных автоматизированных комплексов позволит быстрее выявлять возможные отклонения в работе оборудования и, тем самым, увеличить безопасность полётов. Мы создали опытный образец мобильного радиоизмерительного комплекса, провели его испытания, которые подтвердили правильность технических решений и перспективность задумки в целом. Данная тема нашла поддержку в Росавиации, в Госкорпорации по организации воздушного движения. Также к данной технологии проявляет интерес ряд иностранных заказчиков.

- Какие направления развития у вас в приоритете в ближайшие годы?

- С точки зрения уже достигнутых рабочих характеристик оборудования мы могли бы спокойно сидеть и ничего не делать. Гиганты, выросшие в СССР, так и поступали. Но, к сожалению, мир сейчас поменялся. Сегодня единственная стратегия выживания на рынке - повышение эффективности.

Цель любой коммерческой компании - зарабатывать. При прочих равных условиях цена оборудования, которое производим и мы, и наши конкуренты, является сложившейся рыночной ценой. Заработать можно, увеличивая обороты и наращивая рентабельность. А заработанные средства инвестируем в новые разработки, в оборудование, в людей. Вот такая цепочка: эффективность - объём производства, качество - количество.

Конечно, главный резерв роста эффективности - развитие персонала. Мы постоянно повышаем квалификацию сотрудников, внедряем передовые методики управления. В последнее время много инвестируем в производственное оборудование. В этом и следующем годах планируем инвестировать порядка 200 млн рублей в развитие материальной и производственной базы. Это позволит увеличить качество производимого оборудования и сократить производственный цикл. Рассчитываем, что срок выпуска оборудования сократится на 20-30%. В то же время мы испытываем дефицит площадей, сейчас этот фактор сдерживает темпы нашего роста. Поэтому поиск новой производственной площадки - также одна из ключевых задач следующего года....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка