Опубликовано: 09.10.2019, 12:45
 

Единственная стратегия выживания на рынке - повышение эффективности


[image]

Челябинское объединение "Радиотехнические системы" за полтора десятка лет прошло путь от маленькой компании, собравшей энтузиастов, горевших идеей создать аэронавигационное оборудование нового поколения, до многопрофильного холдинга, поставляющего продукцию в Россию, страны ближнего зарубежья и даже в Южную Америку. Что представляет собой мировой рынок средств радиотехнического обеспечения полётов, каков рецепт успеха и в чём суть инновационного процесса "АвиаПорту" рассказал генеральный директор НПО "РТС" Александр Долматов.

- Рынок аэронавигационного оборудования нечасто является поставщиком новостей о технологических инновациях, ещё реже появляются сообщения о трансформации бизнеса работающих на нём компаний. Каковы основные тенденции этого сегмента в России и в мире?

- Когда мы пользуемся воздушным транспортом, мы обращаем внимание на аэропорт вылета и прибытия, на воздушное судно, сервис на борту. Но в системе гражданской авиации, помимо авиакомпаний и аэропортов, существует третий оператор, невидимый для многих, но очень важный - провайдер аэронавигационных услуг. Благодаря ему воздушные суда могут безопасно использовать воздушное пространство, совершать взлёты и посадки в любых погодных условиях, днём и ночью. В свою очередь, аэронавигация невозможна без радиотехнического обеспечения полётов.

Мировой и российский рынки авиационных перевозок в настоящее время переживают бурный рост. Население планеты растёт, между многими регионами укрепляются торговые связи, растёт туризм. Это приводит к тому, что ежегодно в мире вводятся новые аэропортовые комплексы. Кроме того, срок службы аэронавигационного оборудования в среднем составляет 15 лет, после чего оно, как правило, заменяется. Таким образом, ёмкость мирового рынка достаточно велика. Но сам по себе рынок весьма специфичен, и игроков на мировой арене можно посчитать буквально по пальцам двух рук.

- В чём заключается специфика рынка?

- Специфика заключается в двух вещах. Первая - жёсткие требования, предъявляемые к оборудованию. Всё строго регламентировано, определено национальными и международными стандартами. Вторая - очень высокая ответственность за безопасность полётов, что увеличивает издержки при создании оборудования. В современном мире с быстроразвивающимися технологиями необходимо применять новые подходы в конструировании, новую компонентную базу, внедрять инновации, иначе удержаться на рынке практически невозможно. Но, в то же время, попытки внедрить что-то новое тормозятся требованиями по безопасности. Поэтому конкурентное преимущество того или иного игрока заключается в балансе между применением новаций и обеспечением строгих требований по безопасности.

- О каких инновациях идёт речь?

- Жёсткие требования и стандарты, которые регламентируют требования к оборудованию, непререкаемы, они выработаны десятилетиями. Поэтому инновации - это не создание нового продукта как такового. Рабочие характеристики заданы - радиомаяк не может работать на какой-то другой частоте, более привлекательной для конструктора. Инновации в нашей сфере - создание продукта со стандартными рабочими и новыми потребительскими характеристиками. Мы должны повышать надёжность, снижать энергопотребление, упрощать обслуживание. Это даёт возможность заказчику эксплуатировать наши изделия с меньшими затратами. Кроме того, мы сокращаем себестоимость производства своих изделий.

Принципиальная особенность, которая была заложена при проектировании нашего флагманского изделия - системы посадки ILS 734, - высокая степень унификации узлов. Фактически наши маяки отличаются только радиочастотнозависимыми узлами. К примеру, процессор управления можно без дополнительных настроек переставить в другой радиомаяк, и он сохранит свою работоспособность. Это позволяет уменьшить номенклатуру производимых узлов, упростить процесс регулировки узлов и настройки оборудования в целом. Именно это позволяет нам производить большее количество изделий с меньшими трудозатратами, а для потребителя такая унификация означает меньший объём запасных частей и простое обслуживание, что позволяет снизить издержки при эксплуатации наших изделий.

Другое ключевое преимущество, которого удалось добиться нашим разработчикам, связано с радикальным улучшением массогабаритных характеристик относительно предыдущего поколения навигационного оборудования. Если раньше радиомаяк состоял из сотен узлов, которые занимали несколько стандартных 19-дюймовых шкафов, то сейчас глиссадный радиомаяк состоит всего из пяти узлов, которые занимают не более 15% объёма одного шкафа. И это - сдвоенный комплект. В итоге нам для производства данного изделия уже не требуются огромные площади. Раньше такие системы собирали большие заводы с тысячами сотрудников. Мы способны производить тот же объём продукции силами буквально нескольких десятков человек на относительно небольшой площадке.

Чтобы создать передовой продукт, мы обязаны использовать последние достижения в сфере элементной базы и технологий производства. И 10 лет назад, и теперь мы, создавая новые продукты, закладываем в основу не те компоненты, которые давно привыкли использовать, а самые современные. Это позволяет получить принципиально новые свойства, о которых я говорил, - массогабаритные характеристики, унификацию. В этом - залог успеха.

Но я бы хотел дополнить, что наш рынок - не товара, а сервиса. С покупателями мы говорим не только и не столько о технических характеристиках производимого продукта, сколько о способности решить задачи, проблемы, стоящие перед заказчиком. Это сроки реализации проекта, его стоимость, особенности, связанные с конфигурацией аэродрома.

Когда на глобальном рынке работает не так уж много компаний, возникает ситуация, что любая ошибка, техническая или сервисная, может обернуться потерями не только во взаимоотношениях с конкретным заказчиком или в одной стране. В нашем тесном мире информация разносится очень быстро, и недоработки в одном месте совершенно точно отражаются и на других рынках. Поэтому, как и в целом в авиации, права на ошибку нет. И в этих условиях находятся все производители.

- Что, в вашем понимании, означает решить проблемы заказчиков?

- Сложность проектов растёт, они всё больше становятся комплексными. Иногда надо обеспечить посадку самолётов в регионах со сложным рельефом, в горной местности, на островах. Существуют нюансы, связанные с нахождением зданий в зоне излучения сигнала. Эти факторы нужно учитывать при проектировании, строительстве, при пуско-наладочных работах. Когда всё это выполняет один исполнитель, коммуникация с заказчиком упрощается, сроки сокращаются. Поэтому мы пришли к тому, чтобы выполнять проекты "под ключ". Создали несколько обособленных подразделений, которые занимаются проектированием и строительством, сервисными услугами, ремонтом и обслуживанием всего оборудования, которое присутствует на аэродроме. В нашем портфолио есть очень сложные работы, связанные с восстановлением работоспособности оборудования, произведённого другими компаниями. Какие-то системы, произведённые ещё в советское время, местами продолжают оставаться в эксплуатации, хотя серийные заводы, которые делали эти системы или их элементы, порой уже не работают. Наши специалисты способны разобраться в принципах работы оборудования, найти неисправность и довести изделие до работоспособного состояния.

- Новые направления существенно увеличили бизнес компании?

- Компании больше 15 лет, но многие наши специалисты работают в отрасли уже по нескольку десятков лет. Поэтому накопленные знания и навыки значительны. Это позволило нам в 2010 году разработать и создать систему посадки ILS 734. Затем наступил этап освоения производства, продвижения продукции на рынок. Сейчас мы переживаем этап бурного роста. 10 лет назад наша команда насчитывала 25-30 человек, а только за предыдущие два года мы увеличили численность с 46 человек до 100. Ежегодно объём выручки увеличивается на 20-30%. За всю 15-летнюю историю у нас не было ни одного года с показателями хуже, чем в предыдущем.

Что касается новых направлений, то отчасти они связаны с необходимостью предоставить клиенту полный спектр услуг. А иногда мы коммерциализируем наработанные компетенции. К примеру, оказание метрологических услуг. Мы имеем полностью оснащённую метрологическую лабораторию, аккредитованную по всем стандартам Российской Федерации, и оказываем услуги по поверке оборудования широкому спектру потребителей.

Ещё один пример - наша инновационная компания "Курсир", занимающаяся перспективными разработками. Когда мы в своё время создали систему посадки ILS 734, встал вопрос о разработке поверочного оборудования для измерения её параметров. Это оборудование получилось малогабаритным, лёгким, что позволяло, в отличие от аналогов, переносить его в любую точку аэродрома, делать замеры радиосигнала не только в непосредственной близости от антенн, но и на удалении. Сейчас в мире бурно развивается новая отрасль, связанная с беспилотными авиационными системами. И к нам пришла идея, а что если наше контрольно-поверочное оборудование поставить на беспилотник и производить замеры параметров оборудования не на земле, а в любой точке пространства?

В перспективе это поможет удешевить проведение обязательных лётных проверок оборудования. Любое средство радиотехнического обеспечения полётов, в соответствии с регламентом, подвергается независимой проверке с помощью самолёта-лаборатории. Применение беспилотных автоматизированных комплексов позволит быстрее выявлять возможные отклонения в работе оборудования и, тем самым, увеличить безопасность полётов. Мы создали опытный образец мобильного радиоизмерительного комплекса, провели его испытания, которые подтвердили правильность технических решений и перспективность задумки в целом. Данная тема нашла поддержку в Росавиации, в Госкорпорации по организации воздушного движения. Также к данной технологии проявляет интерес ряд иностранных заказчиков.

- Какие направления развития у вас в приоритете в ближайшие годы?

- С точки зрения уже достигнутых рабочих характеристик оборудования мы могли бы спокойно сидеть и ничего не делать. Гиганты, выросшие в СССР, так и поступали. Но, к сожалению, мир сейчас поменялся. Сегодня единственная стратегия выживания на рынке - повышение эффективности.

Цель любой коммерческой компании - зарабатывать. При прочих равных условиях цена оборудования, которое производим и мы, и наши конкуренты, является сложившейся рыночной ценой. Заработать можно, увеличивая обороты и наращивая рентабельность. А заработанные средства инвестируем в новые разработки, в оборудование, в людей. Вот такая цепочка: эффективность - объём производства, качество - количество.

Конечно, главный резерв роста эффективности - развитие персонала. Мы постоянно повышаем квалификацию сотрудников, внедряем передовые методики управления. В последнее время много инвестируем в производственное оборудование. В этом и следующем годах планируем инвестировать порядка 200 млн рублей в развитие материальной и производственной базы. Это позволит увеличить качество производимого оборудования и сократить производственный цикл. Рассчитываем, что срок выпуска оборудования сократится на 20-30%. В то же время мы испытываем дефицит площадей, сейчас этот фактор сдерживает темпы нашего роста. Поэтому поиск новой производственной площадки - также одна из ключевых задач следующего года.

 
Материал «Единственная стратегия выживания на рынке - повышение эффективности» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.

Комментарии к новости