Опубликовано: 13.06.2020, 17:04
 

Аэропорт в кольце противовирусной обороны


[image]

Авиасообщение в Российской Федерации во всё время "коронакризиса" не прерывалось ни на день: осуществлялись, пусть и с существенным сокращением интенсивности, полёты по внутрироссийским направлениям, международное сообщение свелось к выполнению вывозных рейсов, однако и они не останавливались дольше, чем на пару дней. Уже зимой, когда была отмечена угроза завозных случаев распространения коронавирусной инфекции, специалисты Роспотребнадзора развернули в секторах прилёта ряда международных аэропортов линию противовирусной обороны: прилетавших термометрировали, у них брали анализы, также от пассажиров требовали двухнедельной самоизоляции. Предприятия гражданской авиации одни из первых приступили к мероприятиям по дезинфекции помещений, также обеспечили сотрудников средствами индивидуальной защиты. А в мае авиационные власти, находясь в тесном контакте с Роспотребнадзором, начали готовиться к постепенному восстановлению полётов. Итогом этой работы стала публикация методических указаний Федерального агентства воздушного транспорта Российской Федерации от 20.05.2020 №02/10029-2020-23. Аэропортам и авиакомпаниям предписано снимать ограничения в три этапа, переход от одного к другому будет осуществляться по мере улучшения эпидемиологической ситуации. Международный аэропорт Внуково 10 июня провёл для журналистов пресс-тур, в ходе которого были представлены практические мероприятия, проведённые в соответствии с методическими указаниями Росавиации.

Документ описывает общие организационные и профилактические мероприятия, а также мероприятия в аэропортах и при выполнении перелётов. В ходе пресс-тура не представилось возможности в полной мере оценить выполнение рекомендаций применительно к сотрудникам аэропорта, работникам компаний-подрядчиков и т.д. - журналисты осматривали только помещения, в которых обслуживают пассажиров. Посещение брифингов, проводимых перед сменами, осмотр служебных помещений программой мероприятия не предполагались. Однако мы можем констатировать, что сотрудники аэропорта, а также хендлинговой и клининговой компаний, носят маски и перчатки, а те, кто непосредственно контактирует с пассажирами - ещё и пластиковые защитные экраны.

В свою очередь, главный врач медсанчасти "Внуково" Эдуард Геворкян в беседе с "АвиаПортом" отметил, что все сотрудники проходят предсменный контроль с обязательной проверкой температуры. Тестирование на коронавирус охватывает 10% сотрудников, как это и предписывается действующими нормативами. При этом в рамках обязательного медицинского страхования любой сотрудник может бесплатно сдать анализ по собственной инициативе. Для этого нужно обратиться в поликлинику при медсанчасти аэропорта. Кроме того, в необходимом количестве закуплены средства индивидуальной защиты - маски, экраны и очки, костюмы. "У нас есть всё, что необходимо для того, чтобы работать с проблемой COVID", - подчеркнул Э. Геворкян.

Что касается мероприятий, нацеленных на пассажиров, то первый пункт в перечне - информирование о профилактике заражения новой коронавирусной инфекцией. Во всех секторах, где проводится обслуживание пассажиров, размещены штендеры, на которых приводится информация о мерах профилактики. Кроме того, с высокой частотой даются аудиообъявления о мероприятиях по предотвращению распространения COVID-19 и о необходимости использования средств индивидуальной защиты. Запрета на вход в терминал для встречающих и провожающих нет, однако действует рекомендация по минимизации их присутствия в аэровокзале. Доступ к дезинфицирующим средствам обеспечен: по всему терминалу установлены бесконтактные диспенсеры, из пяти единиц, проверенных корреспондентом "АвиаПорта", сработали все пять.

Важный пункт рекомендаций - соблюдение так называемой социальной дистанции 1,5 метра. Напольная разметка нанесена перед пунктами входного и предполётного досмотра, около стоек регистрации, в зале выдачи багажа. На спинках кресел в накопителе нанесена маркировка, помогающая соблюдать дистанцирование. Информация о необходимости соблюдать дистанцию 1,5 метра также приводится на штендерах, информационных табло, отдельных стойках.

Для выполнения требования о термометрировании на входе в аэровокзал установлено три тепловизора: два с разных ракурсов "осматривают" входящих взрослых людей, третий, смонтированный ниже, позволяет определять температуру детей. Пороговым значением считается температура в 37,0 град. Для встречающих и провожающих действует строгое ограничение - при превышении пороговой температуры их просят покинуть терминал. Если же "температурит" пассажир, имеющий на руках билет, врачи медсанчасти проводят контроль кожных покровов, оценивают его общее состояние. Врач может либо принять решение о допуске пассажира к полёту, если при повторной проверке температура будет ниже порогового значения и отсутствуют другие характерные симптомы заболевания. Однако в случае, если существуют обоснованные подозрения на наличие заболевания, пассажиру будет выдана медицинская справка. "При выявлении температуры ему даётся бумага, что была на входе температура выше нормы. Для авиакомпании это является критерием для возврата билета", - уточнил главврач медсанчасти аэропорта. Наконец в случаях, когда симптомы характерны для коронавирусной инфекции, может быть принято решение о вызове "скорой". "У нас тесная работа с Роспотребнадзором, с больницами, со "скорой". Если есть какое-то подозрение, или достаточно высокая температура, то вызывается "скорая", - пояснил Э. Геворкян. - Они берут мазки, делают анализы - мы в это уже не вмешиваемся".

Ранее, на начальном этапе пандемии, термометрирование осуществлялось только на прилёте. Сейчас силами медсанчасти аэропорта такой контроль не проводится - считается, что состояние здоровья вылетающих проводится во всех без исключения аэропортах. Однако при необходимости прилетающие пассажиры могут самостоятельно обратиться за помощью в медпункт в аэропорту.

С учётом сокращения пассажиропотока, штатной численности сотрудников медсанчасти аэропорта достаточно для того, чтобы обеспечить выполнение методических указаний в части термометрирования на входном досмотре. "Аэропорт работает не в полную силу, поэтому пока справляемся. Вот если пассажиропоток вырастет до нормы, которую мы обычно обслуживаем, там уже будем задумываться", - полагает Э. Геворкян.

Несколько пунктов общественного питания на территории аэропорта продолжают работу в формате "на вынос". Сотрудники кафе работают в масках и перчатках, те, кто находится на выдаче, носят защитные экраны. Кроме того, работают вендинговые аппараты, в которых предложены чай и кофе, прохладительные напитки и снеки. Новинкой стало появление в вендинговых аппаратах масок, перчаток и антисептиков.

Большой блок работ, предусмотренных методическими рекомендациями, касается ежедневной профилактической уборки с использованием дезинфицирующих средств. Для мойки полов применяются поломоечные машины, в помещениях небольшого размера - швабры. С увеличенной частотой выполняется протирка контактных поверхностей: стоек регистрации, ручек, выключателей, поручней и перил. В воду, помимо обычных моющих веществ, добавляются специальные дезинфицирующие жидкости. Применяются сертифицированные средства, рекомендованные Роспотребнадзором, в большинстве случаев - "Абактерил". По словам директора по производству "Международного аэропорта Внуково" Дмитрия Хартуняна, обработка в штатном режиме проводится дважды в день. Для проведения уборки даже в обычном графике работы аэропорта удаётся находить окна, теперь же, когда количество рейсов сокращено, проведение профилактических мероприятий гарантированно не оказывает негативного влияния на регулярность полётов. "Мы знаем время, когда нам удобно [проводить уборку - "АвиаПорт"], когда нет рейсов. Но сейчас, к сожалению, интенсивность полётов хоть и восстанавливается, всё равно, не такая высокая. В этом плане нам легче найти промежутки", - пояснил собеседник.

Сверх рекомендованного графика уборки администрация аэропорта принимает решение о проведении дополнительных уборок, если обслуживаются рейсы, прибывающие из эпидемиологически неблагополучного района. В случае же, если имеются подтверждённые случаи нахождения в терминале человека с COVID, силами Московского городского центра дезинфекции проводится так называемая заключительная дезинфекция. "Если у нас выявлены больные, таких случаев было очень мало, но, тем не менее, в помещениях по маршруту их следования проводили обработку, - рассказал "АвиаПорту" Д. Хартунян. - Мы говорили, что у нас выявленный пассажир с вирусом прошёл по такой-то зоне, специалисты там делали заключительную дезинфекцию".

Наконец, существует рекомендация по усилению контроля за системами кондиционирования воздуха. По словам Д. Хартуняна, во "Внуково" периодически проводится полная дезинфекция вентиляционной системы.

Постепенное смягчение ограничений как в московском регионе, так и в ряде субъектов Федерации, приводит к тому, что авиасообщение начинает оживать. По словам директора по производству, в сравнении с майским пассажиропотоком на уровне трёх тысяч пассажиров в день, к середине июня трафик вырос до восьми тысяч человек. Правда, сетует Д. Хартунян, годом ранее в это время аэропорт обслуживал по 80 тысяч пассажиров.

Аэропорты за минувшие месяцы заметно преобразились, благодаря маскам и экранам изменился внешний вид сотрудников и пассажиров, закрылись многие магазины и точки общественного питания, появились тепловизоры, информационные стенды и диспенсеры для дезинфицирующей жидкости. Здравый смысл подсказывает, что по мере того, как угроза будет отступать, должны сниматься и ограничения. Но привычка ответственных руководителей перестраховываться может привести к тому, что наряду с такими рудиментами, как 100% досмотр на входе в терминалы, надолго сохранятся и рекомендации не прекращать борьбу с инфекциями, носить маски, использовать антисептики. Впрочем, часть изменений представляются положительной. Пандемия сделала более востребованными и актуальными сервисы самостоятельного и бесконтактного обслуживания. К примеру, выход на посадку на гейте сейчас осуществляется в присутствии двух агентов, однако их роль сводится к тому, чтобы контролировать соблюдение дистанции, а также предельно вежливо просить пассажиров самостоятельно приложить посадочный талон к сканеру и желать им приятного полёта. В будущем, и это было анонсировано в интервью председателем совета директоров "Международного аэропорта Внуково" Виталием Ванцевым, агентов на выходах на посадку сменят автоматизированные гейты. Решения в области биометрии позволят упростить процедуры паспортного контроля. "Коронакризис" также ускорил отказ от оплаты товаров и услуг наличными деньгами в пользу бесконтактных платежей с помощью мобильных устройств, а также с применением QR-кодов. Хочется надеяться, что события первой половины 2020 года в большей мере ускорят внедрение передовых технологий, и в меньшей - введут в постоянный обиход меры, сопряжённые с неудобствами для пассажиров и дополнительными расходами для операторов аэропортов.

 
Ссылки по теме:
Материал «Аэропорт в кольце противовирусной обороны» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.

Комментарии к новости