О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Екатеринбург ставит на красное и белое

Руководство авиакомпании Red Wings на пресс-конференции в аэропорту Екатеринбурга "Кольцово" представило параметры полётной программы из своего первого регионального хаба

Руководство авиакомпании Red Wings на пресс-конференции в аэропорту Екатеринбурга "Кольцово" представило параметры полётной программы из своего первого регионального хаба. После формирования на Урале группировки из десятка самолётов SSJ100, перевозчик рассчитывает расширить маршрутную сеть до 25 направлений, начинающихся в столице Уральского федерального округа. Планы Red Wings также предусматривают организацию стыковок с рейсами базовой для "Кольцово" авиакомпании "Уральские авиалинии", а также развитие собственных компетенций по техобслуживанию и ремонту самолётов SSJ100. В более отдалённой перспективе не исключается формирование других региональных баз.

Точка схождения интересов

Проект создания региональной операционной базы авиакомпании Red Wings в "Кольцово" преподносится участниками проекта как пример стратегии win-win. Правительство Свердловской области улучшит транспортную доступность для жителей как региона, так и всего Уральского федерального округа, расширив маршрутную сеть. Аэропорт "Кольцово" получит не просто крупного перевозчика, он включит в перечень своих направлений столь необходимое региональное плечо. Авиакомпания Red Wings выйдет на новый рынок, где уровень конкуренции пока не слишком высок, и где её стартовые позиции будут усилены за счёт региональных и федеральных субсидий по программе 1242. "Объединённая авиастроительная корпорация" обретёт ещё одного крупного эксплуатанта производимых ей самолётов Sukhoi Superjet 100 (SSJ100), а заодно и клиента программы Total Technical Support. Участники пресс-конференции говорили и о плюсах для базовой авиакомпании "Уральские авиалинии", которая должна получить системный подвоз пассажиров на свои магистральные, и, прежде всего, международные рейсы. Однако ощутимый синергетический эффект возможен в случае установления коммерческого сотрудничества в рамках интерлайн-соглашения, пока же авиакомпании лишь ведут переговоры о возможном будущем сотрудничестве.

Как известно, стратегические планы Red Wings предусматривают осуществление так называемой эталонной эксплуатации самолётов SSJ100. Компания сформировала перспективный план, предполагающий, что к концу 2025 года перевозчик получит до 60 лайнеров этого типа. Первая часть проекта предполагает, что в 2020 и 2021 году компания доведёт свой флот до 32 машин. Первый борт перевозчик получил в середине сентября 2020 года, второй - 8 октября, третий - 13 октября. По данным Государственной транспортной лизинговой компании, вторая и третья машины поставлены в рамках не имеющей аналогов сделки: срок финансового лизинга растянут на рекордные 20 лет. Ещё 29 машин - новые самолёты из производственной программы ОАК на 2020-2021 годы, предполагающей поставку 59 бортов (чуть меньше половины - для Red Wings, остальные - для группы "Аэрофлот").

Полёты на SSJ100 из "Кольцово" стартовали в сентябре, и, по словам генерального директора Red Wings Евгения Ключарёва, загрузка по первым трём направлениям установилась на уровне 70%, что, по его мнению, является "очень неплохим результатом для межсезонья". С формированием группировки из трёх бортов компания будет обслуживать девять направлений. "Начиная с зимнего сезона IATA, он стартует в конце октября, наше расписание будет принимать черты полностью хабовой системы, рейсы с востока будут стыковаться с рейсами, вылетающими на запад или на юг нашей Родины, - рассказал Е. Ключарёв. - Тем самым, мы обеспечим стыковочные программы жителям Новосибирска, Кемерова, Ноябрьска, они смогут спокойно улететь со стыковкой в Махачкалу, Воронеж, Волгоград, Саратов, Нижний Новгород".

Дальнейшее развитие парка даст возможность довести количество обслуживаемых пунктов назначения до 25. Среди них наиболее удалёнными будут, предположительно, Иркутск и Улан-Удэ. В частности, до Бурятии рейс будет выполняться через Томск, на первом плече предполагается получить субсидирование по программе 1242, а на втором - от региональных властей. Согласно бизнес-плану, в 2021 году услугами авиакомпании на рейсах в и из "Кольцово" воспользуется порядка 600 тыс. пассажиров, а средняя занятость кресел будет на уровне 70%.

Безусловно, реализация этих масштабных планов будет опираться на программу субсидирования межрегионального сообщения минуя Москву (так называемое постановление правительства 1242). Правительство Свердловской области вышло с инициативой о софинансировании полётов по 20 направлениям. По словам главы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Василия Старкова, губернатором региона принято решение об оказании поддержки развития перевозок. "Для обеспечения транспортной доступности, в том числе ценовой, губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым принято решение, что в 2021 году... будет оказана финансовая поддержка по развитию 20 направлений, максимально нужных и удобных для аэропорта "Кольцово", Свердловской области и Уральского региона в целом", - заявил он.

В. Старков уточнил, что программа рассматривается как среднесрочная. Точные её параметры пока не зафиксированы, так как "сейчас мы находимся в бюджетном процессе", оговорился чиновник, но согласно его данным на 2021 год предполагается выделение 600 млн рублей. "Это объём субсидирования в размере 30% по 20 направлениям", - уточнил он. После того, как авиакомпании подадут свои заявки на выполнение полётов по субсидированным маршрутам, комиссия Росавиации рассмотрит параметры этих заявок, в том числе и предложения регионов по софинансированию линий, и сформирует полётную программу на 2021 год. Поддержать предполагается полёты в Норильск, Владикавказ, Якутск, Калининград, Новокузнецк, Томск, Ульяновск, Мурманск, Абакан, Барнаул, Геленджик, Ижевск, Белгород, Братск, Магнитогорск, Ярославль, Липецк, Уфу, Омск и Ханты-Мансийск. "По каждому из этих направлений проводилась аналитика, чтобы это не было уже состоявшееся коммерческое направление, или безнадёжно ненужное направление, чтобы не потратить деньги впустую. Субсидии направляются на раскатку маршрута, чтобы в конце концов он вышел, набрав своего пассажира, на коммерческую рентабельность", - дополнил чиновник.

Часть маршрутов, как предполагается, сможет обслуживать авиакомпания "Уральские авиалинии", но на большую часть линий рассчитывают выйти Red Wings. При этом Е. Ключарёв отметил, что ставка делается не только на субсидированные направления. "В дополнение к списку субсидированных направлений, мы начинаем плановые полёты по маршруту Екатеринбург - Новосибирск. Это рейс чисто коммерческий. С летнего сезона 2021 года рассматриваются направления Красноярск и, возможно, Иркутск. Эти направления тоже будут обслуживаться на коммерческой основе", - уточнил руководитель авиакомпании. Наконец, отвечая на вопросы журналистов, Е. Ключарёв не исключил открытия в будущем полётов из Екатеринбурга по международной маршрутной сети, в том числе в страны Средней Азии.

Операционная база в Екатеринбурге - не единственный региональный хаб, который рассматривают для себя в Red Wings. Недавно предметом детального изучения были Минеральные Воды, однако с приходом в этот пункт авиакомпании "Азимут" было принято решение не устраивать конкуренцию двух эксплуатантов SSJ100. Что касается Дальнего Востока, то прорабатывался вопрос двойной базировки в Хабаровске и Благовещенске, однако на фоне проекта создания дальневосточной компании и здесь пока вопросов больше, чем ответов. Тем не менее, по словам Е. Ключарёва, переговоры и консультации о базировании воздушных судов с двумя аэропортовыми холдингами, "Аэропортами Регионов" и "Новапортом", продолжаются в активном режиме.

Долгожданное региональное плечо

Генеральный директор управляющей компании "Аэропорты Регионов" Евгений Чудновский встретил появление нового перевозчика с нескрываемым оптимизмом. При том, что "Кольцово", входящее в состав холдинга "Аэропорты Регионов", экспериментирует с региональными перевозками уже достаточно длительное время (стоит вспомнить историю с приобретением 30-местных самолётов Embraer 120, которые были переданы в эксплуатацию авиакомпании "Руслайн", и другие проекты), удачный проект создания базового регионального перевозчика был реализован в другом активе холдинга - аэропорту Ростова-на-Дону "Платов". Именно там развивается авиакомпания "Азимут", эксплуатирующая монопарк из SSJ100. По словам Е. Чудновского, проект успешен, и новая компания уже смогла полностью восстановить внутреннюю маршрутную сеть прежнего базового ростовского перевозчика, авиакомпании "Донавиа".

Теперь "Кольцово" не просто получило нового клиента, Red Wings выглядит единомышленником оператора аэропорта. "Я всех нас хочу поздравить с тем, что впервые о создании хаба в "Кольцово" говорит не аэропорт, а авиакомпания", - заявил Е. Чудновский. Он уточнил, что и сегодня в Екатеринбург летает порядка 5-6 региональных авиакомпаний, однако, по его словам, "для нас важна интеграция авиаперевозчиков, чтобы наш пассажир получал возможность сквозного полёта с востока на запад, с севера на юг, в том числе и по международной сети, которую у нас развивают "Уральские авиалинии".

Именно этот вопрос - интеграции с "Уральскими авиалиниями" - вызвал едва ли не наибольший интерес журналистов. Е. Ключарёв на пресс-конференции рассказал, что два перевозчика в настоящий момент обсуждают возможность заключения соглашения о признании перевозочной документации (интерлайн). "Плюс готовится рамочное соглашение о взаимодействии двух авиакомпаний, аэропорта и региона, правительства Свердловской области, где будут определены зоны ответственности авиакомпаний", - дополнил он. По словам гендиректора Red Wings, "мы действительно дополним сети друг друга и создадим дополнительный пассажиропоток, который будет передаваться с рейса на рейс в аэропорту "Кольцово". Однако в дальнейшем, отвечая на вопросы журналистов, Е. Ключарёв высказался по этому вопросу более сдержано: "пока идут консультации по этому поводу, они ["Уральские авиалинии" - "АвиаПорт"] изучают, насколько им это было бы интересно... мы предложение сделали, коллеги раздумывают".

В свою очередь, даже без подписания интерлайн-соглашения перевозки можно было бы развивать на базе многостороннего интерлайна по программе Транспортной клиринговой палаты М2. Авиакомпании могут заводить сквозные тарифы в систему продаж, причём взаимодействовать они могут не только друг с другом, но и с "Ютэйр", "Руслайн", "Ямалом" и "ИрАэро", выполняющими полёты в "Кольцово". Однако, по мнению Е. Чудновского, потенциал программы М2 ограничивается сложностью администрирования проекта. На фоне высокой конкуренции перевозчикам нужно очень оперативно корректировать предложения по сквозному тарифу, и сделать это эффективно можно лишь в случае, когда управление доходами сосредоточено в одних, максимум - в двух руках, полагает он.

Эталонная эксплуатация

Авиакомпания Red Wings, входящая в контур "Объединённой авиастроительной корпорации", позиционируется как перевозчик, который будет осуществлять так называемую эталонную эксплуатацию самолётов SSJ100. По словам Е. Ключарёва, этот термин подразумевает достижение налёта на списочный состав флота на уровне не менее 2400 часов в год, при этом регулярность вылета по расписанию (с задержкой менее двух часов) должна быть свыше 99%.

По словам главы авиакомпании, "это достигается целым комплексом действий, начиная с технического обслуживания, с создания инфраструктуры технического обслуживания, обеспечения запасными частями и так далее, и заканчивая расписанием, когда мы можем эффективно утилизировать воздушные суда, при этом сохраняя резерв". Е. Ключарёв акцентировал внимание на том, что эталонная эксплуатация имеет смысл, только если она рентабельна. "Летать - не самоцель. Наша задача - летать много и летать рентабельно", - резюмировал он.

Е. Ключарёв напомнил, что перевозчик уже имел опыт эксплуатации SSJ100 в 2015-2016 годах. Тогда компания была мировым лидером по налёту на этом типе, достигая в летний период показателей более 300 часов в месяц. Однако ставка на высококонкурентный столичный рынок (самолёты базировались в "Домодедово") и отсутствие поддержки в виде софинансирования полётов по программе 1242 обусловило негативный финансовый результат этого проекта.

Теперь же для обеспечения высокой утилизации парка перевозчик готов не только вспомнить предыдущий опыт полётов, но и сделать ставку на совершенно новый сервис Total Technical Support, который сегодня разворачивает "Объединённая авиастроительная корпорация". "Мы надеемся в скором будущем получить сервис Total Technical Support, это программа полной технической поддержки самолёта Sukhoi Superjet. Такая система уже в 2021 году должна заработать", - уточнил глава авиакомпании. Такое решение позволит на ближайшее время снять с эксплуатанта нагрузку, связанную с поддержкой бесперебойной эксплуатации самолёта.

Однако на будущее принято иное решение - осваивать поддержание лётной годности собственными силами. Так авиакомпанией уже развёрнута линейная станция технического обслуживания, которая будет выполнять оперативные формы. В беседе с корреспондентом "АвиаПорта" Е. Ключарёв отметил, что сейчас компания уже создаёт собственную инжиниринговую службу, которая будет вести эксплуатацию и SSJ100, и самолётов Airbus. "Это первый шаг к правильной системе техобслуживания", - полагает он. Эксплуатант планирует освоить ремонт компонентов, таких как колёса и тормоза, сформировать при государственной поддержке склад запчастей (Home Base Stock). Но даже после полного развёртывания собственной технической службы, компания рассчитывает сохранять договорные отношения в части доступа к подменным частям и ремонту компонентов.

В то же время, по двигателям планируется заключить с "Объединённой двигателестроительной корпорацией" соглашение о полной поддержке, предполагающее отчисления с лётного часа.

В перспективе Red Wings планируют развернуть в Екатеринбурге полномасштабную базу технического обслуживания и ремонта самолётов. Для этого уже проведены переговоры с оператором аэропорта "Кольцово" об условиях сотрудничества. Предполагается, что "Аэропорты Регионов" построят и в 2022 году передадут эксплуатанту в аренду ангар. Эти планы подтвердил и Е. Чудновский. Также он напомнил, что получит развитие и техническая база "Уральских авиалиний". По его словам, достигнуто соглашение, согласно которому авиакомпания получит земельный участок для реализации второй очереди строительства ангарного комплекса.

Приживутся ли "Суперджеты" в красно-белой ливрее на свердловской земле? В ходе пресс-конференции было озвучено сомнение, не являются ли 100-местные машины переразмеренными для регионального рынка. Учитывая, что именно "Аэропорты Регионов" являются одним из ключевых и наиболее последовательных сторонников формирования региональных хабов, ответить на этот вопрос вызвался Евгений Чудновский. "Вы знаете, что для каждого маршрута - свой самолёт. Безусловно, существенная доля маршрутов [из Екатеринбурга - "АвиаПорт"] может эффективно выполняться на самолётах Sukhoi Superjet, - полагает он. - Рассуждения о том, был бы эффективнее 70-кресельный Embraer или 40-кресельный Embraer, достаточно умозрительны. Важно, что сегодня программа субсидирования даёт возможность нам летать. И 100-кресельная машина - точно не большой перебор в этом отношении. Если авиакомпания эффективна в части тарифообразования и управления доходами, она машину загрузит". Достигнутый в предварительной продаже по новым направлениям уровень занятости кресел от 80 до 100% не означает, что дела у Red Wings пойдут безоговорочно хорошо. Но основания для сдержанного оптимизма точно существуют....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка