АвиаПорт.Ru
24 декабря 2021, 14:05
"ОДК-Климов": итоги и планы
Предприятие "ОДК-Климов" подвело предварительные итоги работы в 2021 году и озвучило планы на будущее
Расположенное в Санкт-Петербурге АО "ОДК-Климов" (входит в "Объединенную двигателестроительную корпорацию" Госкорпорации Ростех), ранее специализировавшееся на проведении опытно-конструкторских работ, в прошлом десятилетии существенно трансформировало свой бизнес, выйдя в два новых сегмента: серийного производства авиадвигателей, а также оказания сервисных услуг. Такая диверсификация повысила объёмные и финансовые показатели, устойчивость бизнеса. Однако едва ли возможно бесконечно почивать на лаврах, продолжая собирать плоды, преподносимые признанными бестселлерами - двигателями семейства ВК-2500 / ТВ3-117. Поэтому перед конструкторами стоят амбициозные задачи по расширению перспективной продуктовой линейки: в частности, планируется запустить два новых семейства турбовальных двигателей, войти в совершенно новую нишу гибридных силовых установок и сформировать задел для создания новых продуктов, опирающихся на перспективные технологии "сухого", "электрического", "композитного" двигателя. В свою очередь, под выпуск продуктов нового поколения будут созданы производственные мощности, отвечающие представлениям о индустрии будущего.
Исполнительный директор "ОДК-Климов" Александр Ватагин на встрече с журналистами рассказал о ходе основных программ. По его словам, крупнейшим по размерности изделием в портфолио предприятия остаётся двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой РД-33МК, предназначенный для палубных истребителей МиГ-29К/КУБ, а также для глубоко модернизированных лёгких многоцелевых истребителей МиГ-35. В 2021 году основной объём работ был связан с повышением его надёжности и безотказности, а также увеличением ресурсных показателей. "Работы шли в течение всего года, и они планируются к продолжению в следующем году", - уточнил А. Ватагин. Параллельно ведутся работы и по проекту РД-93МА, создаваемому в интересах инозаказчика для применения на лёгком однодвигательном самолёте. Как ожидается, в 2022 году состоится первый полёт самолёта с обновлённой силовой установкой. Кроме того, на "ОДК-Климов" начато производство двигателей первой партии.
Что касается двигателя ТВ7-117В, предназначенного для установки на вертолёт Ми-38Т, то здесь позитивные новости ожидаются буквально со дня на день: уже в декабре должны завершиться и ресурсные испытания двигателя, проводимые на своём стенде, и испытания его газогенератора на стенде в ЦИАМ. Завершение дополнительных сертификационных работ обеспечит получение одобрения главного изменения типовой конструкции двигателя, а именно будет увеличена мощность двигателя ТВ7-117В на режиме 2,5-мин. мощности с 3140 л.с. до 3750 л.с. при одном неработающем двигателе. Увеличение данного показателя двигателя необходимо для выполнения вертолётами типа Ми-38 взлетов и посадок с ограниченных площадок категории А.
Семейство двигателей ВК-2500 / ТВ3-117 давно уже находится в серийном производстве, причём сегодня из сборочного цеха выходят двигатели, в которых используются детали и комплектующие отечественного производства. Планка, которую удалось "взять" в 2021 году - 298 двигателей, рассказал журналистам директор производства АО "ОДК-Климов" Алексей Родионов. Планы на будущий год - более 350 моторов. "Рынок на сегодняшний день растёт, потребность [в двигателях семейства ВК-2500 / ТВ3-117 - "АвиаПорт"] растёт, - констатировал специалист. - Поэтому мы должны отвечать на вызовы заказчика и обеспечивать его продукцией. Сложностей в этом на сегодняшний день нет никаких". В свою очередь, А. Ватагин отметил, что предприятие успешно справляется с задачей обеспечения серийных заводов холдинга "Вертолеты России" двигателями нового производства, однако, по предварительным заявкам вертолётостроителей на 2022 год, запросы уже превышают текущий потенциал серийного завода и участников кооперации. При содействии Госкорпорации Ростех планируется развивать и увеличивать производственные мощности предприятия. "Наша задача - наращивать свои производственные возможности с тем, чтобы на 100% удовлетворить потребности "Вертолетов России", - отметил исполнительный директор "ОДК-Климов". - Когда весь путь пройден, серийное производство уже раскачалось, мы можем наращивать до 500 и до 600 моторов в год".
Что касается развития этого продукта, то сегодня заказчикам поставляются как давно отработанные ТВ3-117 и ВК-2500 в базовой модификации, так и ВК-2500П/ПС, отличающиеся, среди прочего, использованием системы управления нового поколения, построенной по концепции FADEC (цифровая система управления двигателем с полной ответственностью, то есть без резервной гидромеханической системы - "АвиаПорт"). Ранее были обновлены двигатели, предназначенные для ударных вертолётов Ми-28НМ, многоцелевых Ми-171А2. Сегодня в работе силовая установка для глубоко модернизированного вертолёта Ка-32А11М.
Говоря о развитии производственных возможностей, А. Ватагин напомнил, что моторы ВК-2500 / ТВ3-117 выпускаются "ОДК-Климов" с привлечением большого количества поставщиков деталей и сборочных единиц. "Используется очень широкая кооперация, участвует и большое количество предприятий холдинга ОДК, и предприятия, которые не входят в периметр Ростеха, - отметил он. - В этом достаточно серьёзная сложность: необходимо одобрение всех поставщиков, надо добиться того, чтобы уровень их производства соответствовал требованиям, которые предъявляются на нашем предприятии". На этом фоне остро ощущается недостаток потенциальных поставщиков, которые могли бы в конкурентной борьбе предлагать продукцию с лучшим соотношением цены и качества. Традиционные заводы-гиганты советской эпохи в нынешний век вошли, имея накладные расходы свыше 1000%. Для обеспечения финансовой устойчивости программы по выпуску ВК-2500 требовались поставщики, способные обеспечить накладные расходы на уровне не выше 400%. И совершенно очевидно, что повышение конкурентоспособности продуктов требует дальнейшего улучшения этого показателя.
Развитие производства - задача вдвойне актуальная, так как "ОДК-Климов" с рекордными темпами ведёт разработку двух совершенно новых турбовальных двигателей - ВК-650В и ВК-1600В. Двигатель ВК-650В, предназначенный для установки на лёгкий двухдвигательный вертолёт Ка-226Т, а также, в перспективе, на "Ансат", VRT500 и лёгкие вертолёты иностранного производства. А. Родионов уточнил, что в перспективном составе кооперации по этому двигателю, а также по ВК-1600, распределение работ будет в целом соответствовать тому, что сложилось по программе ВК-2500. "ОДК-Климов" оставляет за собой финальную сборку и испытания двигателей, а также производство ряда ключевых узлов. "За собой оставили самые теплонапряжённые узлы и элементы двигателя, которые определяют ресурсные и надёжностные показатели двигателя", - уточнил он. В случае с ВК-2500 это камера сгорания и турбина высокого давления.
Проект ВК-650 в уходящем году продемонстрировал очень существенный прогресс. Двигатель-демонстратор уже успешно отработал на стенде, подтвердив правильность основных конструктивных решений. А. Родионов отмечает, что в ходе опытно-конструкторских работ может происходить "достаточно много неожиданностей". "На сегодняшний день мы таких не получили", - с удовлетворением констатировал он.
По словам главного конструктора семейства двигателей ВК-650 "ОДК-Климов" Анастасии Соловьёвой, сейчас завершается отработка топливной аппаратуры и блока автоматического регулирования и контроля, которые были специально спроектированы для опытных образцов. В ближайшее время она будет установлена на опытный образец двигателя, после чего начнутся его стендовые испытания. В свою очередь, А. Ватагин уточнил, что до конца 2021 года завершится сборка двух опытных ВК-650В (в дополнение к уже испытываемому двигателю-демонстратору).
Дальнейшие планы предполагают, что в 2022 году будут выполнены работы по подтверждению ресурсных характеристик двигателя, а также проведена часть испытаний в обеспечение сертификации. Получить сертификат типа планируется в 2023 году, и в этом же году должны стартовать лётные испытания на вертолёте Ка-226Т, который сегодня рассматривается как основная платформа для применения новинки. В перспективе - ремоторизация вертолётов "Ансат-У", заинтересованность в этом проявляет госзаказчик. А. Соловьёва отметила, что основные различия в конструкции силовой установки для вертолётов этих типов связаны с топливной аппаратурой и редуктором, при этом горячая часть двигателя остаётся неизменной. В то же время создание версии ВК-650В для однодвигательных вертолётов потребует проведения дополнительных отработок и испытаний в связи с наличием повышенных требований по надёжности. Выполнение этих работ позволит более предметно обсуждать установку двигателя на лёгкий вертолёт VRT500. Наконец, А. Соловьёва видит и перспективы международного сотрудничества: по её словам, интерес к перспективному двигателю проявляют разработчики из Китая, Индии. Перспективная ниша для ВК-650 - использование в составе гибридной силовой установки. Реализация этого проекта намечена на 2024 год, а к концу десятилетия "ОДК-Климов" рассчитывает выполнить ОКР по гибридной силовой установке, которая будет выпускаться серийно. В интересах какого летательного аппарата - пока ясности нет, переговоры ведутся со всеми потенциальными интересантами.
Практически одновременно с ВК-650В был запущен проект создания турбовинтового двигателя ВК-1600В для использования в составе силовой установки вертолёта Ка-62. На начальном этапе обе программы шли "бок о бок": старт в 2019 году, в конце того же года - защита эскизного проекта, в 2020 году завершение разработки конструкторской документации. Однако, по словам А. Ватагина, в процессе изготовления материальной части для первого опытного образца возникли затруднения - не все поставщики справились с задачей изготовления деталей, рабочая документация на которые выполнена полностью в цифровом виде. Тем не менее, плановый срок сертификации остаётся неизменным - середина 2023 года. Поэтому, отметил руководитель предприятия, до конца 2021 году коллективу "ОДК-Климов" потребуется решить ещё одну важную задачу: "сделать демонстратор, поставить его на стенд и начать испытания".
Заместитель директора программы ВК-1600 - заместитель главного конструктора АО "ОДК-Климов" Антон Колосов уточнил, что детали двигателя-демонстратора уже изготовлены, завершается процесс его сборки. "До начала испытаний остались буквально дни", - сказал он. Также А. Колосов отметил, что по плану-графику, согласованному с холдингом "Вертолеты России", первые полёты Ка-62 с отечественным двигателем намечены на конец 2023.
Несколько лет назад предприятие "ОДК-Климов" в инициативном порядке запустило работы по совершенно новым изделиям, в частности по перспективному двигателю вертолёта (ПДВ). А. Ватагин напомнил, что изделие должно было вобрать в себя все перспективные решения в плане конструкции, технологий и материалов. "Этот двигатель по мнению наших специалистов должен быть действительно перспективным: он должен быть "сухим", "электрическим", "композитным", - перечислил он. В ходе предварительных проработок изучались разные варианты мощности двигателя, однако финального решения принято не было. "Ждём утверждения модельного ряда в "Вертолетах России", чтобы мы увидели на перспективу, разработка каких платформ планируется, в каких силовых установках, с какими характеристиками будет нуждаться холдинг. Аналогично мы рассчитываем, что появится чёткая линейка и по пилотируемой, и по беспилотной авиации у ОАК… как только определятся разработчики платформ - мы готовы стартовать или продолжить работу под эти платформы", - заявил руководитель "ОДК-Климов"....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот выступил партнером финала сезона фестиваля "Московский спорт КАРТСИМ ФЕСТ"
Декабрь 22, 2025
Аэрофлот успешно протестировал сервис посадки на самолет по биометрии
Декабрь 23, 2025
Рейс Екатеринбург - Душанбе задержали почти на 10 часов
Декабрь 23, 2025
Авиакомпания Ямал подготовила новогодние сюрпризы для маленьких пассажиров