О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Импортозамещение встало на крыло

Лётные испытания самолёта Superjet 100 с отечественными системами и агрегатами стартовали в Комсомольске-на-Амуре

Программа создания полностью импортозамещённого ближнемагистрального самолёта Superjet 100 (SJ-100) преодолела важную веху - 29 августа 2023 года состоялся первый полёт опытного образца самолёта с бортовым номером 97021, на котором установлены порядка 40 систем отечественной разработки и производства. В составе силовой установки этого лайнера применены двигатели SaM146 российско-французского производства. SSJ-100 с номером 95157, оснащённый российскими двигателями ПД-8, готовится присоединиться к лётным испытаниям. Кроме того, готовится к полётам и второй опытный образец SJ-100, который будет оснащён ПД-8 и будет полностью соответствовать типовому облику.

Первый опытный образец SJ-100 впервые поднял в небо экипаж в составе лётчиков-испытателей Леонида Чикунова и Дмитрия Деменева, а также инженера-испытателя Дениса Велижанина. Полёт продолжался 54 минуты, он проходил на высотах до 3000 метров и скоростях до 343 км/час. В соответствии с полётным заданием, экипаж выполнил проверку характеристик устойчивости и управляемости самолёта в воздухе, проверку системы автоматического регулирования давления в кабине, а также произвёл "посадку на облако" и заход на посадку с уходом на второй круг. Была подтверждена стабильная работа всех систем отечественного производства, устойчивость и управляемость самолёта. "Сегодняшний полет "Суперджета" с российскими системами — <...> лучшая демонстрация технологической независимости нашей страны. Мы доказали, <...> что можем разрабатывать и выпускать современные гражданские самолёты самостоятельно, без привлечения импортных технологий. Следующие амбициозные задачи - сертифицировать самолёт в полностью российском облике и начать серийные поставки в авиакомпании", - заявил генеральный директор "Объединенной авиастроительной корпорации" Юрий Слюсарь.

Замена комплектующих иностранного происхождения на отечественные аналоги - сложная организационная и инженерная задача, которая решалась в несколько этапов. Следует напомнить, что в 2015 году, на фоне антироссийских санкций, последовавших после "Крымской весны" 2014 года, Минпромторг России провёл конкурсы на выполнение научно-исследовательских работ, нацеленных на создание передовых систем и агрегатов для гражданских самолётов. Это позволило создать задел для следующего этапа - создания импортозамещённой версии "Суперджета", получившей название SSJ-NEW. Всего предстояло заместить порядка 40 систем и агрегатов, включая силовую установку, вспомогательную силовую установку, комплексную систему управления, шасси, системы электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты и другие. Введение в 2022 году очередных, беспрецедентных по жёсткости антироссийских санкций, потребовало адекватного ответа, и правительство, Госкорпорация Ростех, "Объединенная авиастроительная корпорация" и её партнёры приняли решение максимально ускорить работы по импортозамещению. "Программа импортозамещения стартовала в 2019 году, и сегодня мы понимаем, насколько это решение было правильным и дальновидным <…> От старта эскизного проекта до первого полёта прошло четыре года - учитывая объём конструкторских работ, это близкий к рекордному срок, на уровне ведущих мировых производителей", - приводит пресс-служба "Объединенной авиастроительной корпорации" слова заместителя генерального директора ПАО "ОАК" по гражданской авиации, генерального директора ПАО "Яковлев" Андрея Богинского.

Параллельно с лётными испытаниями, ПАО "Яковлев" и кооперанты готовятся к серийному производству SJ-100. Согласно ранее озвученным планам, ежегодно Производственный центр филиала "Региональные самолеты" в Комсомольске-на-Амуре должен передавать заказчикам по 20 новых машин, а "Объединенная двигателестроительная корпорация" планирует выпускать по 44 ПД-8 в год. Поставки значительной части самолётов уже расписаны по получателям на пару лет вперёд. Среди заказчиков - входящая в группу "Аэрофлот" авиакомпания "Россия" (должна получить 34 SJ-100) и Единая дальневосточная авиакомпания (получил восемь самолётов). 34 самолёта для "России" попали в инвестроект льготного лизинга, утверждённый в январе 2023 года. Согласно документу, до конца 2024 года заказчик должен получить 18 новых SJ-100, до конца 2025 года - ещё 16. Лизингодателем выступит компания "Авиакапитал-Сервис". Поставки самолётов на Дальний Восток профинансирует Государственная транспортная лизинговая компания.

Однако и после 2025 года есть все шансы сохранить высокий темп сборки лайнеров, так как самолёты первых лет выпуска уже уместно будет менять на новые машины, а существующие крупные эксплуатанты "Суперджетов" не исключают дальнейшего увеличения своих парков.

Тем временем, самолёты SSJ-100 с иностранными комплектующими больше в России производиться не будут. Завершающий лайнер этого типа совершил свой первый полёт в ноябре 2022 года. Теперь на сборке в Комсомольске-на-Амуре только SJ-100. Сама сборочная линия претерпела изменения - в результате реконструкции цеха окончательной сборки реализована прямопоточная схема, когда посты, между которыми перемещается изделие, расположены по прямой линии. Сегодня в цехе окончательной сборки находятся два серийных самолёта производственной программы 2023 года, а также машины, поставка которых состоится в 2024 году....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка