РИА "Новости"
1 октября 2010, 15:01
В-52: тупик технического прогресса
ВВС США намерены модернизировать парк своих стратегических бомбардировщиков B-52. Усовершенствование бортового оборудования и вооружения позволит самолетам, созданным почти 60 лет назад, оставаться в строю еще долгое время
Современный мир таит в себе множество парадоксов. Один из них - это замедление технического прогресса при все возрастающих расходах. Наиболее ярко этот парадокс демонстрируется в военной сфере. Стоимость боевых самолетов каждого следующего поколения растет на порядок: F-22 "Рэптор" в 2010 году стоит около 200 млн долларов, F-15 "Игл" в 1985 году обходился приблизительно в 20 млн, новейший в 1960 году F-4 "Фантом II" стоил 2 с небольшим миллиона, а за F-86 "Сейбр" в 1950 году налогоплательщики выкладывали чуть более 200 тысяч.
Как и всякая валюта, американский доллар подвержен инфляции, но очевидно, что за прошедшие с 1985 года 25 лет доллар обесценился не в 10 раз, и тем более - не в 1000 раз с 1950 года. Тем не менее, каждое новое поколение боевых самолетов обходится на порядок дороже, при этом на разработку новой техники стало уходить намного больше времени: При создании "Сейбра" в конце 1940-х годов от выдачи требований к самолету до принятия на вооружение прошло меньше четырех лет, "Фантом" прошел этот путь в 1950-х за семь лет, "Иглу" потребовалось 11 - с 1965 по 1976 годы. Наконец, "Рэптор" шел от выдачи требований к принятию на вооружение почти четверть века - с 1981 по 2005 год.
Подобные ценовые скачки одновременно с резким увеличением времени, которое требуется на разработку новой техники (в данном случае - самолета) сигнализировали о приближении к технологическому барьеру, в который сейчас, с тем или иным временным разрывом, упираются все ведущие разработчики и производители оружия.
Подобное явление встречается не в первый раз, но с каждым разом барьер становится все выше, а цена его преодоления - все больше. После преодоления очередного барьера некоторое время новые разработки возникают как из рога изобилия, а техника, вчера еще совершенная, сегодня уже устаревает. Затем наращивание характеристик становится все дороже и дороже, пока не достигает определенного предела, за которым дальнейшие улучшения обходятся слишком дорого. Энергия, накопленная в ходе преодоления предыдущего барьера, исчерпывается. В настоящее время к концу подошел "запас", накопленный в 30-50-х годах XX века, во время подготовки ко Второй мировой войне, в ходе самой войны и после ее завершения. Тогдашний технологический рывок огромной мощи удался ведущим странам мира именно "благодаря" Второй мировой войне, заставившей на порядки увеличить вложения в исследования в области военной техники и фундаментальной инженерии.
Стоит сказать лишь, что практически все сегодняшние современные образцы техники и вооружения растут именно оттуда, из Второй мировой, когда появились первые образцы реактивных боевых самолетов, управляемого вооружения различных классов, эффективных радаров, наконец, баллистических и крылатых ракет.
Ситуацию с технологическим барьером хорошо понимают "технари" в промышленности. Но зачастую ее либо не могут, либо не хотят понять администраторы, от менеджмента компаний до высшего военного и политического руководства, а также эксперты без инженерной квалификации, работающие на соответствующие структуры.
Это непонимание влечет за собой опасные последствия: ставка на новую технику без тщательного учета параметра "стоимость-эффективность" может привести к тому, что вместо, скажем, боевых самолетов абстрактной "модели 1" будут приняты на вооружение боевые самолеты "модель 2". Каждый новый самолет при этом будет вдвое эффективнее предшественника и в 10 раз дороже. В результате страна, создавшая новое оружие, окажется перед неприятной дилеммой: покупка новой техники при прежнем уровне военных расходов приведет к пятикратному падению эффективности ВВС. Для того же чтобы сохранить эффективность на прежнем уровне, потребуется, соответственно, пятикратное увеличение расходов, а чтобы сохранить прежнюю численность ВВС и увеличить их мощь вдвое, придется нарастить расходы в десять раз.
Разумеется, обычно подобный рост растянут во времени, и в некоторых областях искусственно тормозится, но, тем не менее, постоянное наращивание военных бюджетов США и СССР в годы холодной войны, при том, что численность техники в строю с каждым новым поколением уменьшалась, является отличной иллюстрацией сказанного.
Как только холодная война прекратилась, и безудержный рост военных расходов стал невозможен, темпы разработки новой техники замедлились многократно, а ее серийное производство зачастую стало нереальным. В России этот эффект был смазан политическими потрясениями от распада СССР, когда стране пришлось отказаться не только от массы перспективных программ, но и жесточайшим образом урезать уже имевшиеся силы. Однако в США перечень перспективных образцов, разработка и производство которых были зарублены после окончания холодной войны в связи с нереальной ценой и огромными сроками оказывается не меньшим.
США попытались обмануть судьбу, форсировав скачок через барьер при помощи целой серии амбициозных программ, самой известной из которых является FCS - Future Combat Systems, но это оказалось невозможным. Техника, разрабатываемая в рамках FCS, выходила невероятно дорогой даже для США, при том, что модернизированные образцы машин разработки 1970-х годов практически не уступали ей по эффективности. В результате программа была прекращена.
Насколько быстро удастся преодолеть этот барьер, пока неясно. Однако, исходя из информации на сегодняшний день, военные и разработчики вооружений в США и России готовятся к тому, что системы, имеющиеся сегодня на вооружении, будут производиться и оставаться в строю еще многие и многие десятки лет. Это логично: фундаментальных изобретений, способных перевернуть мир военной техники так, как это было сделано в середине прошлого века с помощью ядерного реактора, реактивного двигателя, радара и пр. - пока нет и не предвидится. Остается лишь совершенствовать то, что можно, выгрызая проценты роста эффективности за все большие деньги в ожидании прорывов в фундаментальной инженерии.
И лучшим символом происходящего останется все те же матово-черный B-52, гигантский восьмимоторный бомбардировщик, созданный в 1946-53 годах, производившийся до 1962, "вечный самолет", отсчитывающий десятилетия службы одно за другим....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции