Коммерсантъ - Украина
8 октября 2010, 13:29
"Мы готовы отказаться от многого"
В Хозяйственном суде Киева возобновились слушания по иску авиакомпании "Сибирь" к Минобороны Украины с требованием возместить ущерб от крушения принадлежавшего авиакомпании самолета Ту-154 над Черным морем в октябре 2001 г.
- Судебные слушания возобновились в октябре после того, как суд получил результаты экспертизы, проведенной Киевским научно-исследовательским институтом судебных экспертиз (КНИИСЭ). Однако Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершил расследование причин катастрофы Ту-154 еще в 2004 году. Каковы итоги этого расследования?
- МАК до мельчайших деталей просчитал точку запуска ракеты и траекторию ее полета. Было точно установлено, что пуск был произведен из района Феодосии, где и происходили учения. У Министерства обороны возник вопрос: не могло ли случиться, что ракета была выпущена с территории какого-нибудь другого государства, однако есть данные, свидетельствующие о том, что ракета могла быть только украинской.
- На чем же тогда основываются доводы представителей Минобороны, что самолет не мог быть сбит украинской ракетой?
- Были проанализированы обломки сбитого самолета. 99% из них имеют входные отверстия, проделанные поражающими элементами боевой части ракеты - мы их называем шариками,- попавшими в самолет извне. 1% обломков пробиты изнутри. За это и пытаются зацепиться представители Минобороны. В МАК нам посоветовали просто сравнить количество отверстий в том и другом направлениях, ведь 1% мог свидетельствовать, например, о рикошете либо о том, что какой-нибудь из шариков пробил корпус самолета насквозь.
- Однако в ноябре 2008 года суд назначил дополнительную комплексную экспертизу, результаты которой были готовы в мае 2010 года, после чего слушания возобновились. Зачем была нужна эта экспертиза?
- В 2007 году по ряду причин я прекратила участие в деле. После этого представительство авиакомпании в суде практически не осуществлялось. Инициативу перехватили представители Минобороны. Именно они стали инициаторами экспертизы, которую проводил Киевский научно-исследовательский институт судебных экспертиз - официальный судебно-экспертный орган, сертифицированный в Минюсте. Когда я снова начала представлять интересы авиакомпании "Сибирь", мы узнали, что люди, проводившие экспертизу, не имеют опыта расследований авиакатастроф. Мы обратились в Минюст и в КНИИСЭ за соответствующими разъяснениями и получили официальное подтверждение, что у этих специалистов действительно нет опыта таких расследований.
- И каковы результаты альтернативной экспертизы Киевского института?
- Там не проводили собственного расследования, а пытались проверить выводы, сделанные МАК. При этом специалисты комитета использовали конкретные сведения, а украинская экспертиза базировалась на теоретических выкладках, которые всегда допускают некий диапазон результатов. Наша позиция состоит в том, что выводы КНИИСЭ не могут являться доказательством по обстоятельствам катастрофы, потому что альтернативная экспертиза проверяла выводы МАК.
- Почему Украина обязана придерживаться выводов МАК?
- Украина подписала соглашение "О гражданской авиации и об использовании воздушного пространства". МАК является исполнительным органом 12 государств бывшего СССР по делегированным функциям использования гражданской авиации и воздушного пространства. Участники соглашения автоматически признают, что не имеют возможности проводить расследования авиакатастроф, и полностью полагаются на заключения комитета.
- А как представители Минобороны объясняют причины падения самолета?
- Они и не должны этого делать. Их задача - доказать, что самолет был сбит не украинской ракетой. Если это произойдет - дело будет закрыто. Экспертиза КНИИСЭ также направлена на то, чтобы доказать отсутствие причинно-следственной связи между пуском ракеты и падением самолета. Мы же располагаем неопровержимыми доказательствами существования такой связи.
- А почему же тогда во время судебного заседания 5 октября вы предложили мировое соглашение, уменьшив сумму компенсации с $15 млн до приблизительно $6,5 млн?
- Клиент готов поставить точку в этом деле, если ему хотя бы возместят стоимость потерянного самолета. Мы готовы отказаться от возмещения морального ущерба, стоимости страховых сумм и потерянной выгоды, которых требовали ранее, потому что есть элементарная усталость от процесса. К тому же деньги обесцениваются, и $6,5 млн сейчас - это не $6,5 млн в 2001 году. Мы готовы довести это дело до Европейского суда по правам человека и убеждены, что там мы добьемся успеха. Но если рассмотрение дела в первой инстанции тянется уже шесть лет, то сложно представить, сколько времени займут слушания во всех судебных инстанциях Украины. Лучше взять что-то сейчас, чем через десять лет, добившись правды, отсудить сумму, которой не хватит даже на покупку нового самолета. С предложением заключить мировое соглашение мы обратились не только в Минобороны, но и к президенту Виктору Януковичу и в Кабинет министров. Ответа пока нет, и представители Минобороны на суде твердо заявляют, что мирового соглашения не будет, хотя у них даже нет полномочий его заключать. Это плохой знак, но это говорит о том, что нам нужно бороться дальше.
История вопроса
Что произошло с Ту-154 авиакомпании "Сибирь"
Катастрофа самолета Ту-154 российской авиакомпании "Сибирь", следовавшего из Тель-Авива в Новосибирск, произошла над Черным морем 4 октября 2001 года. Согласно выводам Международного авиационного комитета, лайнер был сбит украинской ракетой, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса С-200 во время учений. Погибли 78 человек: 51 гражданин Израиля и 27 граждан России. В октябре 2004 года Генпрокуратура Украины закрыла уголовное дело в связи с отсутствием состава преступления в действиях чиновников Минобороны. По версии следствия, к катастрофе привело роковое стечение обстоятельств.
На протяжении 2003-2005 годов украинское правительство выплатило $15,6 млн компенсации родственникам погибших.
В 2004 году авиакомпания "Сибирь" подала иск в Хозяйственный суд Киева к Минобороны и Госказначейству Украины с требованием выплатить $15 млн ущерба за сбитый самолет. Слушания продолжаются до сих пор....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Украина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции