РИА "Новости"
11 октября 2010, 17:16
Пятое поколение: что выбирает Индия?
Разработка истребителя пятого поколения стала одной из главных тем сотрудничества России и Индии. О каком истребителе пятого поколения идет речь, ведь в России уже летает первый опытный экземпляр самолета Т50, созданного в рамках проекта ПАК ФА?
Истребитель пятого поколения чем дальше, тем увереннее становится неким символом стран, обладающих собственной, независимой авиационной промышленностью, способной создавать боевые самолеты. На сегодня в мире такими самолетами обладают только США, у которых состоит на вооружении F-22 и проходит испытания F-35, и Россия, испытывающая Т-50.
Индия, которая активно развивает свою авиационную промышленность, стремится также получить собственную машину аналогичного класса. Вместе с тем разработка подобного самолета с нуля сегодня объективно невозможна для индийской промышленности, и здесь ключевым фактором для Дели становится сотрудничество с Россией, которая, в свою очередь, нуждается в финансовой поддержке для завершения разработки собственного истребителя.
Т-50 уже сегодня многие специалисты называют крайне перспективной платформой, которая может стать основой для разветвленного семейства боевых самолетов, подобно тому, как ей стала предыдущая разработка Сухого - Т-10, породившая ветвистое дерево Су-27 и его модификаций.
В этом качественное отличие Т-50 от F-22 - американский истребитель, ставший первым в мире серийным боевым самолетом пятого поколения, оказался слишком дорогим для того, чтобы стать популярным, а технические проблемы, неизбежные для первопроходца, вкупе с политическими ограничениями (экспорт F-22 запрещен законодательно) исключили возможность развития данной системы.
Вторая американская машина нового поколения - F-35, в настоящее время проходящая испытания, сталкивается с проблемами другого рода: США попытались создать "дешевый истребитель" пятого поколения, который обладал бы теми же возможностями, что и более дорогой F-22, но в несколько урезанном варианте - меньший боезапас, несколько меньшая дальность и скорость полета, меньшие возможности РЛС, и так далее.
На поверку совместить эти требования в одной машине оказалось очень сложно.
Стоимость перспективного истребителя зашкалила за 150 миллионов долларов, более чем в два раза превзойдя первоначальную смету, и пока не проявляет тенденций к снижению, а достичь ряда возможностей F-22, в частности бесфорсажной сверхзвуковой скорости, на F-35 пока так и не удалось.
Положение усугубило то, что на базе F-35 его создатели попытались построить три различные машины - "конвенциональный" истребитель для ВВС, палубный самолет для ВМС США и самолет короткого взлета и вертикальной посадки для корпуса морской пехоты и ВМС стран-союзников США. В итоге реализация программы затягивается, а стоимость растет.
На этом фоне программа Т-50, разрабатывавшаяся уже с учетом известного опыта создания F-22 и оглядкой на F-35, выглядит более реалистичной. Российские конструкторы не стали впрягать в одну телегу "коня и трепетную лань" и пошли по уже отработанному пути создания многоцелевой тяжелой машины, при этом с достаточным запасом прочности.
Разрабатываемые для Т-50 двигатели, бортовое оборудование и вооружение должны обеспечить успех программы даже в том случае, если какой то из элементов "запоздает": по каждому из направлений есть дублирующий вариант.
Неудивительно, что именно российская машина была выбрана в качестве прототипа для индийской программы FGFA - Fifth Generation Fighter Aircraft. Сейчас, когда Т-50 уже летает и проходит испытания "без замечаний", Индия и Россия могут подписывать соглашение о разработке самолета на его основе, будучи уверенными в успехе перспективной программы....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции