Ведомости
18 октября 2010, 10:44
Доходное место: Деловой район на совхозных землях
В Петербурге начали забивать сваи в фундамент нового терминала аэропорта "Пулково"
Модернизацией петербургского аэропорта занимается ООО "Воздушные ворота Северной столицы". Консорциум в составе "ВТБ капитала", немецкой компании Fraport и греческой инвестгруппы Copelouzos Group действует по схеме государственно-частного партнерства. В рамках соглашения с городом инвестор проведет реконструкцию аэропорта и будет управлять им 30 лет. Общая стоимость проекта превышает 1 млрд евро.
Новый 3-этажный терминал (около 100 000 кв. м) появится рядом с действующим вокзалом "Пулково-1" и будет связан с ним галереей. В обновленном аэропорту запланированы отель "4 звезды" (около 13 000 кв. м), бизнес-центр (примерно такого же размера), паркинг на 2000 машино-мест и открытая стоянка - еще на 4000 авто. Эти объекты тоже должны быть готовы к концу 2013 г. Есть и перспективы развития делового Сити в зоне аэропорта, но пока они в стадии обсуждения.
Район Пулково уже сейчас не имеет в Петербурге аналогов по количеству заявленных и отчасти уже реализованных инвестиционных проектов. Благо развернуться есть где: к услугам застройщиков обширные угодья бывших совхозов и сельхозкооперативов.
Поля бескрайние
Один из крупных местных землевладельцев - холдинг "Империя". Площадки вдоль Пулковского шоссе, на которых теперь стоят ЖК группы ЛСР, гипермаркеты Metro Cash & Carry и "Карусель", строятся молл "Лето", "Технополис" и др., были угодьями "Империи". "В этой зоне у нас с партнерами осталось еще около 300 га, пригодных под застройку. Речь идет о территории бывшего совхоза "Цветы" на пересечении Пулковского и Волхонского шоссе", - рассказывает Андрей Пушкарский, гендиректор ИК "Финансовый холдинг "Империя".
По заказу петербургского комитета по инвестициям и стратегическим проектам Агентство развития и исследований в недвижимости (АРИН) разработало концепцию развития городских земель, окружающих зону Пулково. Участки общей площадью 59,1 га, которые город планирует выставить на торги, расположены непосредственно в зоне аэропорта, вблизи строящегося терминала. Речь идет о двух территориях: первая (36,4 га) находится по пути в аэропорт, в зоне, где разрешена деловая застройка; вторая (22,7 га) - рекреационная - ориентирована вдоль Пулковского шоссе. Последняя более перспективна, но для ее освоения предстоит изменить функциональное назначение участков.
"Сначала будет развиваться первая площадка. Здесь предусмотрено строительство отелей, конгресс-центра, офисных комплексов и объектов сопутствующей инфраструктуры. Территорию, граничащую с Пулковским шоссе, целесообразно осваивать с 2018 г. Здесь могут появиться торгово-развлекательный центр, гостиница "2 звезды" и перехватывающие парковки", - рассказывает Екатерина Марковец, директор департамента консалтинга и оценки АРИН.
Продажа земельных лотов на торгах фонда имущества намечена на 2012-2018 г. Они будут выставляться на аукционы инженерно подготовленными и с готовой дорожно-транспортной инфраструктурой. Участки, которые пойдут первыми на торги, расположены ближе всего к аэропорту. Здесь разрешено возведение зданий до пяти этажей. Эти земли АРИН оценило в $200-400 за 1 кв. м. По остальным лотам, где допустима только малоэтажная застройка, ценники - $100-200 за 1 кв. м.
Сейчас АРИН разрабатывает варианты использования более крупной территории - около 300 га. Однако пока она не обеспечена ни транспортом, ни инженерией.
"Аэропорт - необязательный, хотя и существенный фактор развития окрестностей Пулковского шоссе. Эта территория была занята сельхозпредприятиями и поэтому не застроена. Так что эти обширные земли - некий дар божий Петербургу, - рассуждает Питер Коучмен, гендиректор компании Technopolis Oyj. - Увы, единый план развития этой зоны отсутствует".
В товарищах согласья нет
Не дожидаясь преображения аэровокзала, несколько девелоперов уже запустили коммерческие комплексы в зоне Пулково. Так, финская компания EKE Group завершила рядом с терминалом "Пулково-2" строительство БЦ "Пулково Скай". Его первая очередь, введенная в октябре 2009 г., заселена более чем на 90%. Сейчас идет активная арендная кампания по двум остальным корпусам. "С весны спрос на качественные офисы заметно оживился. Надеюсь, к концу года мы заполнимся на 80%. Самое главное - чтобы город параллельно подтягивал инфраструктуру", - считает Андрей Хитров, гендиректор ЕКЕ Group в Петербурге.
В конце сентября на Пулковском шоссе официально открылась первая очередь комплекса "Технополис" от финской же Technopolis Oyj (22 800 кв. м). Инвестиции в строительство здания, возведенного по стандартам green development, составили 53 млн евро. Площадь всего технопарка А-класса - 84 000 кв. м. Диапазон арендных ставок - 970-1250 руб. за 1 кв. м в месяц.
Рядом с аэропортом компания "ЭкспоФорум" построит масштабный конгресс-центр, который может стать еще одним якорем притяжения в этой зоне. Сейчас на участке в 56 га, находящемся в собственности компании, идут изыскательские работы. Стройка пойдет в несколько очередей. Первая будет готова к 2012 г. Общий бюджет проекта - около $1 млрд. Финансирует проект Газэнергопромбанк.
"В этой зоне востребованы самые разные объекты - от коммерческих до жилых. Могут развиваться и бизнес-парки, которых пока нет в Петербурге, - считает Олег Барков, гендиректор Knight Frank St.Petersburg. - Вряд ли удастся на 100% согласовать действия местных девелоперов, поскольку участки находятся в частной собственности. Из-за отсутствия координации между инвесторами может начаться схватка за инженерный ресурс".
"Проблемы, которые мы имеем сейчас с заполняемостью некоторых местных бизнес-центров и посещаемостью торговых комплексов, связаны в первую очередь с начальной стадией развития приаэропортовой зоны. Формирование кластера в Пулково возможно уже в перспективе 3-4 лет при условии параллельного развития транспортной составляющей", - полагает Владимир Альев, заместитель гендиректора компании "Эдванс".
Именно транспортная доступность больше всего беспокоит здешних инвесторов. "Сегодня в аэропорт и к нашему будущему конгресс-центру ни на чем не добраться, кроме автомобиля. На наш взгляд, наиболее удачное решение - строительство метро в этом районе", - рассуждает Анатолий Еркулов, гендиректор "ЭкспоФорума". Однако пока что городские власти делают ставку на легкорельсовый трамвай, эффективность которого вызывает сомнения у многих специалистов.
"Во всем мире самые сложные и капиталоемкие функции при реализации комплексных проектов берет на себя государство. Если город решит эту задачу, зона аэропорта просто обречена на успех", - уверен Барков....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 2, 2024
Аэрофлот с 1 мая открывает продажу субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 2, 2024
Авиакомпания FLYONE ARMENIA начала выполнение полетов по направлению Ереван - Ницца - Ереван
Май 2, 2024
FlyArystan в мае-июне запустит полеты из Актау и Астаны в Баку
Май 2, 2024
IATA сообщает о росте мирового спроса на пассажирские авиаперевозки в марте на 13,8%