О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Наша основная цель - непрерывный рост и развитие"

О том, как аэропорт Томска реализует стратегию развития, рассказал генеральный директор Е.Янкилевич

Аэропорт Томск по итогам 2010 года обслужит около 300 тыс. пассажиров, однако даже при таком объеме работ оператор аэропорта получает прибыль. А с ожидаемым открытием международного сектора, введением рейсов, связывающих Томск с соседними регионами, появится возможность заметно увеличить показатели. О том, как аэропорт реализует стратегию развития, корреспонденту "АвиаПорта" рассказал генеральный директор предприятия Евгений Янкилевич.

- Каковы показатели операционной деятельности аэропорта на текущий момент, каких показателей планируете достигнуть по итогам года?


Наши прогнозы - увеличение пассажиропотока на 30%, до 300 тыс. человек в 2010 г. В перспективе, после открытия пункта пропуска через государственную границу и открытию авиасообщений по МВЛ, думаю, мы значительно вырвемся вперед. Согласно расчетам специалистов, на международных рейсах пассажиропоток составит 50-60 тыс. человек в год с ежегодным приростом порядка 10%. После чего, надеюсь, мы в группе аэропортов "Новапорт" выйдем со средних позиций по пассажиропотоку на одни из передовых.

- Каковы финансовые показатели работы аэропорта, с каким результатом рассчитываете закончить год?

- По итогам двух лет динамика положительная. На начальных этапах работы аэропорта как отдельного предприятия убыток был неизбежен, но с 2009 мы уверенно вышли на прибыль. По итогам этого года мы рассчитываем быть в плюсе.

- За счет чего вам удалось добиться таких положительных результатов?

- Положительные итоги складываются за счет роста пассажиропотока, особенно на московском направлении. Перевозки растут в связи с возросшей активностью населения.

Наша основная цель - непрерывный рост и развитие. Есть три приоритетных направления, которые гарантируют выполнение этой задачи. Первое - это открытие полетов на МВЛ. Второе - активное содействие развитию региональной авиации. Например, мы сейчас достаточно продуктивно работаем с компанией "Томск Авиа", совместно с которой открыт рейс Томск - Новосибирск - Омск. Также по этому направлению мы плотно работаем с аэропортами Омска и Новосибирска. Сегодня антимонопольное и налоговое законодательство не позволяют в полной мере помочь авиакомпаниям, так как существуют ограничения по регулированию тарифов, предоставлению скидок. Наша маркетинговая политика направлена на содействие авиакомпаниям, на партнерские и взаимовыгодные отношения. И, наконец, третье условие, при котором возможен рост пассажиропотока в региональных аэропортах - привлечение низкобюджетных перевозчиков. Мы готовы давать определенные преференции low-cost авиакомпаниям, другое дело, что у нас в стране реально их нет. Следование намеченным целям позволит нам привлечь пассажиров и соответственно увеличить доходы аэропорта.

- Какие факторы могут повлиять на развитие региональных перевозок?

- Ситуация с развитием региональных перевозок достаточно сложная, сказывается отсутствие современных экономичных отечественных региональных самолетов, либо их слабая доступность из-за дороговизны. Кроме того, необходимо модернизировать законодательство в части предоставления скидок авиакомпаниям при открытии новых маршрутов. Также необходима мощная агитационная кампания, в том числе со стороны государства. Наши люди разучились летать, особенно на небольшие расстояния.

- Какова структура задолженности аэропорта? Как распределен кредитный портфель по глубине?

- Аэропорт Томска отработал кризисный год без кредитных линий, и на сегодняшний день у нас кредитов нет.

- Охотно ли банки предоставляют вам кредиты? Как складываются ваши отношения с финансовыми институтами?

- Для нас получение кредита не представляет сложности. Возможно, по причине того, что у нас нормальный уставной капитал на сумму более 100 млн рублей, а также наличие крупного акционера "Новапорт" и учредителя в лице областной администрации.

Если говорить в целом о региональных аэропортах, то им сложнее получить кредит, это реально осуществимо только когда банки заинтересованы в каком-либо проекте. Например, нам сейчас охотно предлагают финансирование строительства международного терминала. Пока мы анализируем все поступающие предложения. Необходимая линия финансирования станет прозрачной только после того, как проект пройдет экспертизу.

- Какие работы на данный момент ведутся для создания международного терминала? Каков объем финансирования проекта?

- Сейчас институт "Сибаэропроект" ведет проектные работы по расширению аэровокзала на 5 тыс. кв. метров в сторону аван-перона. Проектные работы будут закончены в ноябре этого года. Приступить к строительным работам планируем в феврале-марте 2011 года, а к середине 2012 года в аэровокзале будет открыт международный сектор для обслуживания пассажиров. При этом обеспечение пункта пропуска через государственную границу спецоборудованием является прерогативой государства. В целом, проект достаточно бюджетный, принцип расширения здания за счет металлоконструкций заимствован у "Домодедово". Финансирование расширения терминала будет производиться за счет собственных средств аэропорта и частных инвесторов.

- Какие планы по развитию инфраструктуры?

- Мы возобновили строительство контрольно-диспетчерского пункта. Стройка была заморожена в 1991 году, но мы совместно с Росаэронавигацией реанимировали проект. Помимо диспетчерского пункта, в здании будет расположен бизнес-зал, ресторан, гостиница, зал для обслуживания официальных лиц и делегаций. Также на базе Томского центра УВД планируется создать Центр управления полетами в нижнем воздушном пространстве Западной Сибири. Строительство здания осуществляется в форме государственно-частного партнерства: аэропорт инвестирует в часть здания, где будет размещена гостинца, бизнес-зал, административная часть, а госкорпорация - в диспетчерский пункт. Думаю, что нам по силам реализовать этот проект за год.

Кроме того, мы планируем расширить привокзальную площадь. Сейчас ведутся проектные работы, в следующем году мы приступим к реконструкции. К проекту мы подходим комплексно, рассчитывая на его развитие в связи с вводом в строй международного сектора. Движение автотранспорта по привокзальной площади планируется организовать в соответствии с трафиком в часы - пик и расширить подъездные пути. На расширенной площади будут установлены шлагбаумы с повременной тарификацией стоянки.

Мы также подготовились к введению с 1 ноября полетов для АОН по уведомительному порядку: открыли вертолетные площадки для приема вертолетов с лыжным шасси. Рассчитываем на появления малой авиации в аэропорту Томска и увеличения интенсивности полетов. Помимо этого мы думаем над тем, чтобы организовать отдельный подъезд к местам стоянок воздушных судов малой авиации без ущерба для авиационной безопасности. Особых финансовых затрат в реализации этих мероприятий аэропорт не понесет. Скорее, все мероприятия буду нести организационный характер.

- Как будет развиваться аэродромная инфраструктура?

- Согласно федеральной целевой программе (ФЦП) по модернизации транспортной системы на период 2010-2015 гг. наш аэродром подлежит реконструкции. Планируется реконструкция дренажной системы, взлетно-посадочной полосы (ВПП) с возможным ее удлинением на 500 метров. По ФЦП на реконструкцию планируется направить 1 млрд 600 млн рублей, из которых 690 млн рублей на ВПП. Мы делаем все, что бы перенести сроки начала реализации проекта на 2011 год.

- Планируете ли развитие сегмента бизнес-авиации?

- Помимо размещения бизнес-зала в строящемся здании, на площадке возле перрона, предназначенной для вертолетов, отведено место и для бизнес-джетов. Кроме того, года через три планируем построить теплый ангар для воздушных судов деловой авиации, Проводить зимние технические работы в зимний сезон достаточно проблематично. Есть заинтересованные лица, готовые помочь в реализации проекта.

- Какие регионы и направления приоритетны для развития в 2010 году, как изменятся приоритеты в будущем?

- Во-первых, будем укреплять существующие позиции. Сейчас прорабатываем вопрос развития направлений на Иркутск и Красноярск. Зимой откроем полеты в Санкт-Петербург. В планах открытие сообщения с Дальним Востоком. Необходимо вернуть вечерние рейсы на Москву.

Когда аэропорт в 2012 г. будет открыт для выполнения международных полетов, мы не питаем иллюзий, что появится рейс Томск - Лондон. Конечно, будут чартерные полеты в Турцию, Египет, Таиланд. Думаю, что будут востребованы регулярные полеты в Среднюю Азию, Казахстан и Украину (Симферополь).

Кроме того, мы выступили с инициативой связать транзитной сетью все аэропорты группы "Новапорт". Например, связать Читу, Томск и Челябинск, а дальше уходить, например, на Петербург. На мой взгляд, такие полеты были бы интересны.

- Как "Новапорт" отнесся к вашей инициативе соединить воздушным сообщением между собой аэропорты группы?

- "Новапорт" отнесся к идее положительно и нас поддержал. Вопрос сейчас серьезно прорабатывается, и, надеюсь, в следующем году задуманное претворится в жизнь. Для авиакомпании, которая свяжет воедино аэропорты "Новапорта", это было бы выгодное предложение - все аэропорты сети предоставили бы определенные преференции перевозчику. Пришедший перевозчик должен обладать мощной маршрутной сетью, чтобы в полной мере удовлетворить ожидания потребителя. Сети аэропортов - сетевой перевозчик.

- Какие преимущества вы предлагаете авиакомпаниям, чтобы те открывали полеты из вашего аэропорта?

- Как я уже говорил, в силу того, что мы ограничены в предоставлении скидок со стороны антимонопольного и налогового законодательства, мы берем на себя часть расходов в организации мероприятий по продвижению рейсов. Кроме того, без ущерба для безопасности полетов для удобства пассажиров мы внесли изменения в график подготовки региональных рейсов: регистрация заканчивается за 20 минут до вылета

- Что дает вашему аэропорту участие в таком холдинге как "Новапорт"?

- Для нас это большое преимущество при работе с поставщиками, лизингодателями, перевозчиками и другими участниками рынка. Кроме статуса компании, нам это позволяет частично сокращать свои расходы....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка