О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полеты дорожают из-за нефтяников

Причиной повышения тарифов отечественных авиакомпаний является резкое подорожание авиатоплива в московских аэропортах

Причиной повышения тарифов отечественных авиакомпаний является резкое подорожание авиатоплива в московских аэропортах.

Цена билета складывается из 13-15 составляющих, в частности, это - заправка топливом, зарплаты персоналу, аэропортовые и аэронавигационные сборы. Основную долю в себестоимости билета составляет топливо.

По данным Министерства транспорта, рост цен на авиатопливо в России обусловлен желанием нефтяников заработать на авиакомпаниях. По мнению заместителя главы Минтранса РФ Валерия Окулова, в этом году произошел существенный рост авиаперевозок, в результате чего после "провальных" 2008-2009 годов у авиаперевозчиков появилась "тоненькая-тоненькая финансовая прослойка".

"Нефтяники эти деньги подсчитали и планируют забрать в свой карман. Поэтому они решили, хоть к концу года, но повысить цены на авиатопливо. Кто поднимает цены? Тот, кто производит это топливо", - подчеркнул заместитель министра.

По данным информационно-аналитического центра "Кортес", к ноябрю 2010 года оптовые цены на авиатопливо в московских аэропортах увеличились до 19,4 тысяч рублей с учетом НДС, что на 7,7% выше, чем в летнем сезоне. Аэропорты ответили увеличением розничных цен на 5% - цена керосина с услугой по заправке самолета в аэропортах московского авиаузла в среднем составляет около 26,5 тысяч рублей за тонну без учета НДС.

Примерно такой была цена керосина в Москве в мае 2008 года по итогам резкого полугодового роста. Именно этот скачок цен на топливо, стал одной из причин банкротства авиа-альянса AiRUnion и авиакомпании "КД авиа", а также серьезных финансовых трудностей многих других российских авиаперевозчиков.

Тогда в 2008 году ФАС провела расследование, по итогам которого признала наличие картельного сговора среди нефтяных компаний и необоснованного завышения цен. Ведомство потребовали, чтобы российские нефтяные компании не только заплатили в бюджет штрафы за завышение цен на бензин и авиакеросин, но и снизили эти цены.

Как заявлял руководитель службы Игорь Артемьев, доля авиакеросина в цене авиабилета составляет около 40%. И авиакомпании должны следить за колебаниями мировых цен на нефть и соответственно корректировать тарифы. "Тарифы на авиабилеты напоминает скрытую комиссию в банках, когда тебе говорят о процентной ставке в 12%, а на самом деле набегает 70%", - пояснил он.

По данным ФАС, в конце 2008 года, когда цена на нефть снизилась до 33 долларов за баррель, авиакомпании объявляли лишь о небольшом снижении цен. В себестоимости авиабилетов "Аэрофлота" в 2009-ом году на топливо приходилось 37%, у "Сибири" и "Трансаэро" - 46%. Оптовые цены на авиакеросин с июля 2008 года по июль 2009 падали вдвое - до 14 545 рублей за тонну, но цены на билеты не менялась.

На рост цен повлияло уменьшение производства керосина после того, как НПЗ переориентировались на выпуск зимнего дизельного топлива. Свою роль играет и то, что через биржу продается крайне малый объем керосина - около 2% от дневной нормы потребления.

Представители крупнейших российских авиаперевозчиков уже подтвердили, что готовы рассмотреть повышение тарифов в сегменте пассажирских перевозок. Решение об этом может быть принято до конца недели.

По мнению экспертов авиационного рынка, если цена на нефть превысит $90 за баррель, а на этой неделе она достигла отметки $87.65, рост цен на авиакеросин может продолжиться. К росту отпускных цен на авиатопливо может подтолкнуть и передел рынка топливозаправки в российских аэропортах.

Как считает президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, возможный рост цен на авиаперевозки отразится на отрасли. Отразится на спросе на путевки. Ну и, соответственно, просто сократится количество поездок. Ну и, может быть, даже относительно оборота рынка. Потому что цены и так, конечно, очень высокие. В том числе и на внутренние маршруты. И каждый год весной происходят какие-то движения в этом направлении. Конечно, туристы будут искать какие-то альтернативные варианты дорогой воздушной перевозке.

Чартерные перевозчики компенсируют рост себестоимости повышением расценок для туроператоров, хотя контракты на зимний сезон уже подписаны. Авиакомпании традиционно попросили туроператоров не повышать стоимость поездок для клиентов, компенсируя разницу за свой счет. По данным турагентств, даже если цены на зимние туры увеличатся, большинство новогодних путешественников не заметят этого.

К началу ноября раскуплены до 70% туров на почти все популярные зарубежные и внутренние направления, включая подмосковные. При этом туроператоры, специализирующиеся на Центральной России отмечают, что основная часть брони в Подмосковье приходится на рождественские праздники, но не на сам Новый Год. Судя по динамике продаж, жители столицы предпочитают сам Новый Год встречать в Прибалтике и Европе, где цены зачастую ниже, чем на ближних подступах к Москве.

Цены на авиабилеты может увеличить и другой фактор. По данным дискаунтера "Авианова", за последние несколько месяцев ставки за аэронавигационное обслуживание повышались дважды и увеличились на 25% без соответствующего улучшения сервиса. Эти незапланированные и необъяснимые дополнительные расходы лягут на плечи пассажиров и могут существенно повлиять на авиационную и туристическую индустрию России....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка