О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

UTair сгрузили на пенсионеров

"Сургутнефтегаз" стал официальным владельцем авиакомпании UTair - его пенсионный фонд покупает 75,64% акций перевозчика

"Сургутнефтегаз" стал официальным владельцем авиакомпании UTair - его пенсионный фонд покупает 75,64% акций перевозчика. Юристы считают подобные сделки подготовкой к продаже актива. Но хотя весной UTair предлагалась потенциальным покупателям, сейчас, по данным источников "Ъ", у "Сургутнефтегаза" таких планов нет.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила ходатайство НПФ "Сургутнефтегаз" о приобретении 75,64% акций ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" (UTair). Участники рынка утверждают, что нефтекомпания "Сургутнефтегаз" и раньше контролировала UTair. Нефтяники этого напрямую не отрицали, но в официальных документах, в частности в аудиторском заключении KPMG к отчету UTair по МСФО за 2009 год, говорится, что установить сторону, осуществляющую фактический контроль над группой, невозможно.

UTair является четвертой в России авиакомпанией по количеству перевезенных пассажиров. По данным Росавиации, за январь-сентябрь этого года перевезено 3,4 млн человек. В 2009 году выручка составила 33 млрд руб. (16 млрд руб.- авиатранспортное обслуживание, регулярные рейсы, 9,7 млрд руб.- вертолетное обслуживание за рубежом, 3,5 млрд руб.- вертолетное обслуживание в России), чистая прибыль - 42 млн руб. Основные акционеры: ООО "Ла-Манш" (19,99%), ООО "Трисэлтко" (19,84%), ООО "Полинт" (18,80%), ООО "Крайел" (17%). Другим юридическим лицам принадлежит 6,15%, физическим - 6,15%, еще 4,018% - казначейские акции. Всего у UTair 2994 акционера.

По какой цене НПФ покупает акции, ФАС не сообщает. Текущая капитализация UTair в РТС составляет $288,5 млн, но гендиректор компании Андрей Мартиросов полагает, что реальная стоимость вдвое выше. "Компания активно развивает самолетную составляющую, вертолетный сегмент также будет расти, так как впереди ожидается освоение новых месторождений, а это наш огромный рынок",- поясняет топ-менеджер. С ним соглашается руководитель консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак: "После кризиса по финансовым результатам компания восстановилась, но по восприятию рынком - еще нет".

Оплатить акции UTair НПФ может только за счет средств, составляющих имущество для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) фонда. На инвестирование средств нет законодательных ограничений, как на средства пенсионных накоплений и резервов. По данным Федеральной службы по финансовым рынкам на 1 июля, объем ИОУД фонда составлял 10,9 млрд руб., что позволяет выкупить акции по рынку с 20-процентной премией. Однако фонд не имеет права тратить на покупку одного актива больше 5% ИОУД. В то же время в реальности сумма ИОУД может быть больше. "Известно, что НПФ "Сургутнефтегаз" владеет 8,1% акций одноименной нефтекомпании, которые в отчетности могут быть оценены по балансовой, а не по рыночной стоимости",- говорит председатель совета НПФ "Европейский пенсионный фонд" Евгений Якушев.

Управляющий партнер коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры" Александр Муранов говорит, что на практике подобные сделки часто означают подготовку к продаже актива: "Если бы продажа была не нужна, то вряд ли что-то могло заставить изменить структуру, которая в течение нескольких лет была неизменной". Но Борис Рыбак не видит действий, которые бы в явном виде говорили о том, что перевозчика готовят к продаже. По его мнению, меняя структуру собственности на более понятную, владельцы UTair планируют увеличить капитализацию для облегчения доступа к кредитным деньгам.

В пресс-службе "Сургутнефтегаза" на звонки "Ъ" не ответили. Источник, близкий к компании, уточнил, что UTair с самого начала считалась непрофильным бизнесом и в нефтекомпании последние несколько лет рассматривали вопрос о продаже той части авиакомпании, которая не относится к вертолетным работам. В апреле консультант UTair - ИК "Регион" - рассылал предложения о продаже перевозчика нескольким игрокам рынка и московскому правительству.

Но теперь руководство "Сургутнефтегаза" отложило идею продажи, утверждает собеседник "Ъ". "Прибыль авиакомпании может использоваться для финансирования пенсионного фонда "Сургутнефтегаза",- поясняет он, уверяя, что текущая сделка - техническая и не является предпродажной подготовкой....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка