О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Судьба "Титанового Клондайка"

Власти Свердловской области получили для согласования долгожданный проект особой экономической зоны (ОЭЗ) "Титановая долина"

Власти Свердловской области получили для согласования долгожданный проект особой экономической зоны (ОЭЗ) "Титановая долина".

Де-юре проект постановления правительства РФ о создании первой и единственной не только на Среднем Урале, но и в Уральском федеральном округе особой экономической зоны еще должен пройти процедуру согласования в правительстве Свердловской области. Де-факто вопрос решен: "Титановая долина" из проекта становится реальным экономическим и социальным явлением.

Уральцы боролись за это решение не один год. Еще летом 2006 года представители областного кабинета министров озвучили идею ОЭЗ, связанную с производством титана в городе Верхняя Салда. Именно здесь размещаются производственные мощности ОАО "Корпорация ВСМПО-Ависма" - крупнейшего мирового производителя титановой продукции, в том числе для нужд авиастроения, космонавтики и ряда других важнейших производств.

В следующем году Boeing и "ВСМПО-Ависма" объявили о создании совместного предприятия (СП) по обработке титановых штамповок для использования при производстве Boeing 787 DreamLiner (лайнер мечты - ИФ). Как сообщил журналистам представитель российской стороны СП, основной объем нашей прибыли корпорации планировалось инвестировать в производство. По предварительным подсчетам, объемы инвестиций должны были составить около $1,1 млрд до 2012 года. Такой же объем инвестиций предполагалось привлечь под проект "Титановой долины". Реализация проекта привела бы к укреплению позиций России на мировом рынке титана, доведя долю уральской корпорации до 35% от мирового объема производства титановой продукции.

Однако в 2009 году стало известно, что заявка Свердловской области на создание зоны не вошла в число победителей конкурса Минэкономразвития РФ. Тем не менее, проект "Титановой долины" уже успел заинтересовать крупные западные компании, готовые стать партнерами проекта, такие как Boeing, Yamaha, Rolls-Royce и Tital.

Как заявил тогда агентству "Интерфакс-Урал" глава региона Эдуард Россель, надежда на положительное решение по ОЭЗ сохранялась. Поэтому регион продолжал активно лоббировать данный проект. Дело в том, что "Титановая долина", по мнению экспертов, может дать толчок развитию экономики не только отдельно взятой Свердловской области, но и соседних регионов.

"Это самый настоящий экономический Клондайк, - заявил Interfax-Russia.ru директор Института экономики Уральского отделения РАН, академик, доктор экономических наук Александр Татаркин. - Особая экономическая зона втянет в свою орбиту огромное количество новых предприятий малого и среднего бизнеса. Более того, даже производства, размещенные в Тюменской и Пермской областях, в Ижевске получат дополнительные заказы".

Кроме того, считает академик, "Титановая долина" выступит как фактор нового прорыва в сфере отечественного авиастроения. "Международный заказ на продукцию ОЭЗ, безусловно, важен. Но в конечном итоге продукция долины просто обязана использоваться у нас, в России, - отметил Татаркин. - Я уверен, что мы в любом случае вернемся к вопросу возрождения отечественного самолетостроения. Да, России пришлось поступиться некоторыми позициями под давлением международных корпораций. Но, думаю, это временное отступление. И наличие собственного производства изделий из титана такого уровня, как есть и будет в Верхней Салде, будет только стимулировать развитие собственного производства в авиации".

Наконец, 18 ноября председатель правительства РФ Владимир Путин заявил, что постановление правительства о создании ОЭЗ в Свердловской области будет подписано в течение двух недель.

Чем же будет отличаться создаваемая ОЭЗ от уже существующих промышленных конгломераций? В первую очередь, особая экономическая зона - это своего рода налоговый рай для производства. На территории зоны обнуляются налоги на имущество и на землю, транспортный налог. Действует режим свободной таможенной зоны, это означает, что налог на добавленную стоимость на ввозимые товары равен нулю, а ввозная таможенная пошлина не взимается. Кроме того, налог на прибыль вместо 20% составляет 13,5%. Такие льготы будут действовать для резидентов проекта в течение пяти лет.

Лучших условий для размещения новых высокотехнологичных производств трудно пожелать. Но есть и определенные ограничения. Так, количество планируемых резидентов ОЭЗ - 15 компаний. При этом резидент вправе вести на территории ОЭЗ только промышленно-производственную деятельность, предусмотренную соответствующим соглашением. В первые три года деятельности объем капитальных вложений резидента должен составлять не менее 3 млн евро.

В общем объеме проектных инвестиций, рассчитанных до 2031 года, львиная доля приходится на вложения резидентов - это 54,3 млрд рублей. На каждый вложенный бюджетный рубль, по предварительный подсчетам, придется по 3-4 рубля со стороны инвесторов.

Есть и еще одно небольшое "но". Производственный рай требует соответствующей инфраструктуры. В ближайшие три года создание такой инфраструктуры становится для участников проекта задачей номер один. Как сообщил 22 ноября журналистам губернатор Свердловской области Александр Мишарин, уже в 2011 году областные власти должны будут отвести площадку для ОЭЗ, оформить проект и учредить управляющую компанию. Тогда в федеральном бюджете на 2012 год может появиться строчка о дальнейшем финансировании проекта. "На следующий год губернатор обещал заняться инфраструктурой, а с 2012 года мы заложим средства в бюджете", - заявил председатель правительства РФ Владимир Путин во время визита в Верхнюю Салду.

Безусловно, реализация проекта станет и "бюджетным Клондайком". Говоря об ожидаемом экономическом эффекте от "Титановой долины", глава Свердловской области отметил: "По бизнес-плану общий денежный проток до 2030 года, который должны получать бюджеты всех уровней, составляет 179 млрд рублей. Но над этим надо всем поработать".

Кроме того, "Титановая долина" очень сильно повлияет на местное население. "Только с точки зрения занятости населения создание особой экономической зоны даст нам до 12 тысяч временных рабочих мест и не менее 5 тысяч постоянных рабочих мест, принципиально изменит характер экономики моногорода Верхняя Салда", - цитирует слова Александра Мишарина департамент информационной политики губернатора в информации, размещенной на официальном сайте главы региона.

По мнению экспертов, уровень производства, который будет достигнут в ОЭЗ, сделает уральский титан максимально конкурентоспособным. Стоит напомнить, что еще в 2007 году правительство юго-западной провинции Сычуань КНР планировало к 2011 году превратить ее в крупнейший в мире регион-производитель ванадиевой и титановой продукции. А под Верхней Салдой в будущем году только начнется отведение площадки под особую экономическую зону.

"Конечно, позиция демпинга активно используется многими странами, в том числе и КНР, - отметил директор Института экономика Уральского отделения РАН Александр Татаркин. - Но я бы привел такой пример. Китайцы скопировали наш "летающий танк" (Т-90С, изделие "Уралвагонзавода" - ИФ). Но так и не смогли добиться стопроцентной безаварийности при приземлении боевой машины. В отношении титана работает тот же принцип. Репутация изделий "ВСМПО-Ависма" на мировом рынке, насколько мне известно, очень высока".

По словам академика, долговременный партнер корпорации Boeing в течение семи лет совместно с уральскими специалистами "доводил" технологию изготовления изделий для авиастроения до необходимого уровня. "Под эти стандарты закупалось оборудование и технология. Отказаться от таких вложений в пользу демпинга? Мне кажется, это очень сомнительно", - считает Татаркин.

В настоящее время судьба "Титанового Клондайка" на Урале складывалась непросто. Но прогнозы и перспективы у проекта самые радужные. Теперь "дело за малым" - добиться того, чтобы прогнозы померкли перед реальностью "Титановой долины"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка