О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Часть прибыли "Аэрофлота" обменяют на членство в ВТО

Россия готова отменить плату, которую она берет с европейских компаний за пролет над территорией Сибири, сразу после вступления в состав ВТО

Россия готова отменить плату, которую она берет с европейских компаний за пролет над территорией Сибири, сразу после вступления в состав ВТО. Об этом, со ссылкой на руководителя делегации ЕС на переговорах с Россией по вопросам вступления в ВТО Фернандо Валенсуэлу. По мнению аналитиков исчезновение доходной статьи роялти в бюджете "Аэрофлота" вряд ли скажется на прибыли перевозчика.

По словам Валенсуэлы, Евросоюз подобные сборы рассматривают в качестве дискриминационных. "Хотел бы уточнить, что такие сборы всегда были и будут. Все компании, которые пролетают над территорией той или иной страны, всегда платят такие сборы, но когда речь заходит о транссибирских перелетах, то мы считаем, что эти сборы носят дискриминационный характер, потому что они оплачиваются только компаниями из стран ЕС", - подчеркнул глава представительства.

Сейчас европейские авиакомпании должны платить России роялти за беспосадочные полеты в Азию через территорию Сибири. Сумма роялти в середине 2000-х составляла, по подсчетам аналитиков, около $400 млн в год. В кризис выплаты европейцев значительно сократились.

Как уже сообщал GZT.RU в конце октября 2010 года Еврокомиссия собиралась подать иски к властям Германии, Франции, Австрии и Финляндии из-за того, что авиакомпании этих стран платят России роялти. В ЕС считают роялти за пролет над территорией Сибири непрозрачным и мешающим конкуренции механизмом.
Дорогой перелет над Сибирью

Сибирские роялти иностранные компании платят еще с 1970 года. Руководство СССР разрешило иностранным авиакомпаниям летать над Сибирью, потребовав за это компенсации "Аэрофлоту" как национальному авиаперевозчику. До 2000 года роялти принесли бывшему монополисту, по неофициальным оценкам, около $5 млрд.

Чтобы снизить расходы и открыть российское небо для иностранных авиакомпаний, европейцы настояли на том, чтобы условия соглашения были изменены. На протяжении последних 10 лет ЕС апеллировал к тому, что роялти- нерыночный и давно изживший себя способ взаиморасчетов. Европейские чиновники сделали отмену "пролетных" сборов одним из условий включения России в ВТО.

Все выше и выше

Российские авиакомпании за первые девять месяцев текущего года перевезли 43,762 млн человек, что на 27,4% больше аналогичного показателя прошлого года. Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на заявление главы Росавиации Александра Нерадько.


В итоге весной 2004 года Россия и Еврокомиссия договорились о поэтапном сокращении до конца 2013 года роялти, взимаемых с авиакомпаний, совершающих рейсы из Европы в Азию. После этого система будет полностью отменена. Поскольку Минтранс противился изменению механизма взимания и распределения средств, соглашение было подписано лишь в 2005 году.

Однако никаких четких действий по реализации соглашения российская сторона так и не начала, что вызывает беспокойство еврокомиссаров.

Золотая жила иссякает

Пытался сопротивляться переменам и "Аэрофлот". Руководство компании в 2005 году называло предложение ЕС политическим шантажом, обвиняя его в желании получить односторонние преимущества.

Недовольство "Аэрофлота" понять несложно: деньги, которые зарубежные авиаперевозчики платят за полеты по транссибирским маршрутам, составляют одну из главных статей доходов компании. По разным предположениям, ежегодно "Аэрофлот" зарабатывает на роялти от $150 млн до $500 млн. В 2008 году гендиректор госкомпании Валерий Окулов говорил в СМИ, что эта сумма составляет около $300. А по данным Еврокомиссии, в 2008 году объем платежей со стороны авиакомпаний (числом около 20, из которых 11 европейских) составил примерно $420 млн.

Для участников рынка очевидно, что только благодаря этой статье компания смогла удержать прибыльность даже в кризисном 2009 году, когда почти все авиакомпании в мире показали отрицательный результат. При этом по объему перевозок компания заметно отстает от мировых лидеров. К примеру, если Lufthansa в прошлом году перевезла 55 млн человек, то "Аэрофлот"- всего 8,7 млн.

Впрочем, в "Аэрофлоте" понимают, что рано или поздно "легкие деньги" перестанут пополнять бюджет компании. В начале 2009 года новым руководством перевозчика во главе с гендиректором Виталием Савельевым был провозглашен курс на сокращение издержек. Он признал, что если не учитывать "транссибирские платежи", компания на протяжении нескольких лет генерирует убытки. Поэтому перевозчик готовится к работе в новых условиях.

На долгие годы

Авиаэксперты считают, что диалог об отмене роялти, став элементом политической игры между Россией и ЕС, затянулся и вряд ли решится в ближайшее время. При этом, по их мнению, исчезновение доходной статьи роялти в бюджете "Аэрофлота" вряд ли скажется на прибыли перевозчика.

"В межправительственные соглашения включен пункт о коммерческих договорах между назначенными перевозчиками. Пока все это не будет пересмотрено на уровне государств, положение дел не изменится",- заметил GZT.RU Олег Пантелеев, глава аналитической службы "Авиапорт".

По мнению эксперта, судя по финансовому положению национального перевозчика, отмена сборов, случись она даже в 2011 году, пройдет для "Аэрофлота" относительно безболезненно. Руководство одной их крупнейших компаний России делает все, чтобы вынести прибыль от сборов, как выразился однажды гендиректор авиакомпании Виталий Савельев "за скобки". Между тем, обещание проститься с практикой взимания сборов за пролет над Сибирью с европейских компаний сразу после вступления в ВТО, лишь запутало ситуацию. Россия и прежде была готова рассматривать этот вопрос только в связке с предполагаемым членством в уважаемой организации. Сегодня вопрос вступления в ВТО еще не решен, а значит проблема сборов еще актуальна....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка