О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Не бомбили, но победили

Российские Ил-38 сорвали крупнейшие маневры Японии и Соединенных Штатов

В минувший понедельник в Японском море в районе полуострова Ното (остров Хонсю, Япония) два российских противолодочных самолета Ил-38 в течение нескольких часов совершали облет района совместных военно-морских учений Японии и США "Острый меч" (Keen Sword). Учения пришлось приостановить из опасений перехвата российскими самолетами секретной информации. Корабли военно-морских сил США и сил самообороны Японии должны были в этот момент отрабатывать отражение атаки истребителей во время перехвата средствами противоракетной обороны Aegis ("Иджис") баллистической ракеты условного противника.

Как сообщил на пресс-конференции в Токио генеральный секретарь кабинета министров Японии Есито Сэнгоку, пришлось поднять в воздух истребители F-15. Министерство обороны Японии заявило, что появление российских самолетов в районе учений не имеет прецедентов.

Надо сказать, что и проходящие флотские учения двух стран тоже не имеют прецедентов - они самые масштабные в современной истории. В них участвуют 40 японских кораблей и 20 американских, включая атомный авианосец "Джордж Вашингтон", а также 400 самолетов с обеих сторон и 44 тыс. человек. Учения проходят на акватории, занимающей даже не сотни, а многие тысячи квадратных миль. И откровенно привязаны к возможному сценарию морского сражения за острова Сенкаку, на которые претендует КНР.

Корабельная многофункциональная боевая информационно-управляющая система "Иджис" (Aegis combat system) способна автоматически находить и сопровождать одновременно до 250-300 воздушных целей, а также автоматически принимать решение на поражение тех из них, что признает угрожающими. Одновременно может наводить 18 ракет. При этом новейшие ракеты SM-3 ("Стандарт-3") способны перехватывать боеголовки баллистических ракет прямо в космическом пространстве. В ходе испытаний в 2006 году две ракеты SM-3 поразили две цели на высоте 180 км. А в феврале 2008 года SM-3 с крейсера Lake Erie в Тихом океане поразила на высоте 247 км списанный американский спутник, летевший со скоростью 7,6 км/с.

Понятно, что подобная техника, тактика ее применения и телеметрическая информация пуска очень интересуют российскую сторону. Так же, как и рабочие частоты радиолокационной станции AN/SPY системы "Иджис" с четырьмя плоскими фазированными решетками мощностью 4 мегаватта. Владея подобной информацией, можно средствами радиоэлектронной борьбы подавлять американскую систему ПРО, сохраняя таким образом баланс сил между нашими странами. Вот почему американцы остановили данный этап учений.

Японцев это расстроило, и они выразили недовольство, намекая, что российские самолеты представляли опасность для участников учений и вообще не должны были находиться в данном районе. Однако руководитель пресс-службы Тихоокеанского флота Роман Мартов заявил, что "нарушений международных правил использования воздушного пространства и правил полетов с российской стороны не было". И вообще, самолеты "выполняли плановые полеты в районе повседневной деятельности флота".

Российские разведсамолеты периодически летают к Японии, а самолеты США постоянно барражируют вдоль дальневосточных границ России. Главная цель тех и других - поиск и сопровождение атомных подводных лодок и других подходящих целей. А уж "принять участие в учениях" - долг всех технических разведок стран НАТО. Например, норвежское судно радиотехнической разведки "Марьятта" практически непрерывно находится в нейтральных водах Баренцева моря, где периодически проводит учения Северный флот.

Могли ли представлять опасность российские самолеты для участников учений? Ил-38 - модификация четырехмоторного "старичка" Ил-18. Крейсерская скорость - 400 км/ч. Выпускался до 1976 года. Видно и слышно его издалека. Опасно маневрировать, пикировать и совершать пилотажные фигуры неспособен. Да и запрещено нашим летчикам снижаться ниже 600 метров над кораблями.

А главное, вылетевшие из Елизова самолеты 317-го авиаполка соблюдали все положения Соглашения между СССР и США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним. Оно подписано в 1972 году и каждые три года продлевается. Летать во время учений над кораблями не запрещено. Статья IV с косноязычной юридической точностью гласит: "Командиры экипажей самолетов каждой из Сторон должны проявлять величайшую осторожность и благоразумие при приближении к самолетам другой Стороны, действующим над открытым морем, и кораблям... и в интересах взаимной безопасности не должны допускать: имитации атак путем имитации применения оружия по самолетам, любым кораблям, выполнения различных пилотажных фигур над кораблями и сбрасывания вблизи них различных предметов таким образом, чтобы они представляли опасность для кораблей". Так наши летчики ничего опасного и не бросали!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка